Решение по делу № 21-881/2024 от 12.09.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    ул. Коммунистическая, д. 51,

    г. Улан-Удэ, 670000

    тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

    E-mail: vs.bur@sudrf.ru

    Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0021-01-2024-004753-81

Судья Помишина Л.Н., № 12-265/2024

Дело № 21-881 пост. 12.09.2024 г.

Р Е Ш Е Н И Е

28 октября 2024 года                                                     г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Жарковой О.А. на решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,

                                               установил:

постановлением № 4486/24/98003-АП временно исполняющего обязанности заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Жарковой О.А. от 16 июля 2024 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее также – Минсоцзащиты РБ, министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 августа 2024 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Жаркова О.А. в лице представителя Тараскина Б.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседание вышестоящего суда должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, представитель Минсоцзащиты РБ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела, 28 февраля 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия на основании исполнительного документа, выданного Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ, в отношении Минсоцзащиты РБ возбуждено исполнительное производство                                  № ..., предмет исполнения: обеспечить Х. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту жительства.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Требования исполнительного документа в указанный срок не исполнены.

31 марта 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

24 мая 2024 года министерству вручено постановление от 23 мая 2024 года о назначении нового срока исполнения, которым должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28 июня 2024 года.

Однако в указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Минсоцзащиты РБ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришел к выводу, что к участию в деле не был привлечен в статусе потерпевшего взыскатель по исполнительному производству Х., что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С данным выводом суда нельзя согласиться.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, определяя круг участников производства по делам об административных правонарушениях и их статус (глава 25), закрепляет, что потерпевшим признается любое физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2).

При этом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, разрешение вопроса о том, является ли лицо потерпевшим по делу об административном правонарушении, не может осуществляться формально; в каждом конкретном случае при принятии правоприменителем соответствующего решения должны быть проверены обстоятельства причинения правонарушением определенного вреда конкретному лицу (определения от 17 февраля 2015 года № 333-О, от 21 ноября 2022 года № 3180-О).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, являются общественные отношения в области институтов государственной власти. Объективная сторона данного правонарушения заключается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В рамках рассматриваемого исполнительного производства в отношении Минсоцзащиты РБ Х. является взыскателем. При этом непривлечение последнего к участию в деле в качестве потерпевшего не повлекло нарушение его прав и законных интересов, нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела. Сведений о том, что административным правонарушением взыскателю причинен физический, имущественный или моральный вред, не имеется.

Указанное исключает признание взыскателя по исполнительному производству потерпевшим по настоящему делу.

В этой связи решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ оно подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья                                                                                    Назимова П.С.

21-881/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
12.09.2024Материалы переданы в производство судье
28.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Дело оформлено
13.11.2024Дело передано в экспедицию
28.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее