Решение по делу № 2а-204/2019 от 22.03.2019

Дело №2а-204/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куртамышский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Володиной Г.В.,

при секретаре Колосковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 23 апреля 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности утвердить генеральную схему очистки муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке генеральной схемы очистки населенного пункта муниципального образования, обязанности утвердить генеральную схему очистки населенного пункта муниципального образования в срок до 01.09.2019.

В обосновании административных исковых требований указывает, что в нарушение требований законодательства на территории Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области отсутствует и не разработана генеральная схема очистки отходов производства и потребления сельского поселения. Очистка территории населенного пункта – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Генеральная схема очистки населенного пункта – проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий. Отсутствие указанной схемы не способствует рациональному сбору, быстрому удалению, надежному обезвреживанию и экономической целесообразной утилизации бытовых отходов.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.13, ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, к их полномочиям отнесено участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Согласно ст.14 ч.1 п. 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным санитарным врачом СССР 05.08.1988, в соответствии с которыми орган местного самоуправления обязан разработать генеральную схему очистки населенного пункта.

В соответствии с Уставом Косулинского сельсовета, решением Косулинской сельской Думы к вопросам местного значения относится: участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Следовательно, на Администрацию Косулинского сельсовета лежит обязанность разработать генеральную схему санитарной очистки территории, однако указанные полномочия не реализуются.

Своим бездействием Администрация Косулинского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области в непринятии мер по разработке генеральной схемы очистки населенного пункта муниципального образования, обязать Администрацию Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области утвердить генеральную схему очистки населенного пункта муниципального образования в срок до 01.09.2019.

    В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области не явился, был извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в их отсутствие.

        Представитель административного ответчика Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области Булатова Г.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв, где указала, что с административным исковым заявлением не согласна, просила в требованиях отказать в полном объеме. Указала, что административное исковое заявление нарушает права и законные интересы ответчика, а также противоречит ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Разработка и утверждение генеральной схемы очистки населенного пункта к полномочиям сельского поселения не отнесены. К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами в силу ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 01.01.2016 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения. Сама организация деятельности по обращению с отходами ст.6 ФЗ от 89-ФЗ возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный закон № 89-ФЗ и Закон Курганской области от 01.02.2016 №4 «О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области» не содержат такого понятия как генеральная схема по очистке территории населенного пункта, поскольку предусмотрен иной порядок организации и осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов. Таким образом, положения СанПиН 42-121-4690-88 не применимы, поскольку противоречат нормам вышеуказанных законов. Очистка и уборка территории Косулинского сельсовета осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территории, утвержденными решением Косулинской сельской Думы от 28.02.2017 №4, то есть предполагаемые генеральной схемой очистки населенного пункта мероприятия запланированы и производятся, также определены зоны размещения ТБО и границы санитарно-защитных зон от данных объектов.

        Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, исследовав представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.

        В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

        Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

        В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

        В соответствии с требованиями п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

        В силу п. 2 ст. 13 указанного Закона, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

        В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        В силу части 3 указанной статьи соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

        05 августа 1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР утверждены санитарные правила «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88), содержащие основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

        Указанные Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.

        В соответствии с п.п.1.2, 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

        Генеральная схема очистки – проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий (Постановление Госстроя РФ от 21.03.2003 №152 «Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов»).

        Санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

        Из материалов гражданского дела следует, что генеральной схемы очистки отходов производства и потребления в Администрации Косулинского Куртамышского района Курганской области сельсовета нет.

        Суд приходит к убеждению, что в настоящее время применение Санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в части составления генеральной схемы очистки населенных пунктов не применимы, поскольку в указанных правоотношениях действуют иные законодательные акты.

        В силу ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

        В силу ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

        В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами дифференцированы в зависимости от вида муниципального образования: городское поселение, муниципальный район, городской округ.

        Согласно п. 1 указанной статьи к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.        

        В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

        Согласно п.12 ст.6.1 Устава Муниципального образования Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области к вопросам местного значения, закрепленным за Косулинским сельсоветом, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст.33 Устава к полномочиям Администрации Косулинского сельсовета отнесены, в том числе (п.30) обеспечение участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

        Положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016, предусмотрено, что к полномочиям органа исполнительной власти Российской Федерации отнесено разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

        Согласно ст. 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема обращения с отходами.

        Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ, данные о количестве отходов на территории субъекта РФ, данные о целевых показателях по обеззараживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте РФ, данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ, баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обеззараживания, размещения отходов на территории соответствующего субъекта РФ и т.д.

        Согласно статьям 24.6 – 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

     Региональные операторы заключают публичные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

        В силу ст. 4 Закона Курганской области от 01.03.2016 № 4 «О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области» к полномочиям органа исполнительной власти Курганской области относятся, в том числе разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

        Постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Курганской области.

        В соответствии с утвержденным Порядком, сбор твердых коммунальных отходов на территории Курганской области обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области.

        Таким образом, с 01.01.2016 органы муниципальных образований не имеют полномочий по составлению схем обращения с отходами, ввиду того, что данные полномочия на законодательном уровне закреплены за уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

        Ни Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ни Закон Курганской области от 01.03.2016 № 4 «О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области» не содержат такого понятия как генеральная схема очистки населенного пункта.

        Исходя из того, что Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016 предусматривает отнесение полномочий по утверждению территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разрабатываемой в соответствии с документами территориального планирования, к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти РФ, административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области не подлежат удовлетворению.

        Из материалов дела следует, что Решением Косулинской сельской Думы №04 от 28.02.2017 утверждены Правила благоустройства территории Косулинского сельсовета, регламентирующие в том числе, вопросы организации очистки и уборки территории Косулинского сельсовета, обращение с твердыми коммунальными отходами.

        Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что жители Косулинского сельсовета обращались в соответствующие службы с заявлениями о ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов и мусора. Судом не установлено каких-либо нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

        В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Косулинского сельсовета Куртамышского района Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности утвердить генеральную схему очистки муниципального образования, отказать.

        Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения с подачей апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.

        

Судья Г.В. Володина         

2а-204/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора в лице Шумихинского ТО по Курганской области
Ответчики
Администрация Косулинского сельсовета
Суд
Куртамышский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
kurtamyshsky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее