Дело №а-127/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2018 года г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Сизых Л.С.,
при секретаре: Ганжиной А.О.,
с участием административного истца Поспелова Р.П.,
представителя административного ответчика администрации г. Назарово Першиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поспелова Р.П. к администрации г. Назарово о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение,
УСТАНОВИЛ:
Поспелов Р.П. обратился в суд с иском к администрации г. Назарово о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение, мотивируя тем, что при обращении 18 октября 2017 года в администрацию г. Назарово с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> в выдаче разрешения ему было отказано. С указанным решением не согласен, поскольку ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче разрешения для строительства, к каковым не относится несоответствие заявления о выдаче разрешения на строительство утвержденной форме. Кроме того, при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства осуществление подготовки проектной документации не требуется, в связи с чем, требование администрации г. Назарово по подготовке схемы планировочной организации земельного участка только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования незаконны. С учетом требований ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса положения Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не распространяются на индивидуальное жилищное строительство. Схема планировочной организации земельного участка не может не соответствовать градостроительному плану земельного участка, поскольку она изготовлена на его основе и ничем от него не отличается, кроме обозначения места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. С учетом изложенного просит признать незаконным решение администрации г. Назарово об отказе в выдаче разрешения на строительство №/му от 24 октября 2017 года, возложить на администрацию г. Назарово обязанность выдать разрешение на строительство, взыскать с административного ответчика расходы за составление искового заявления в суд в размере 3 000 рублей, уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании административный истец Поспелов Р.П. административные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенное в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства проектная документация не требуется. Полагает, что п. 4 формы разрешения на строительство к индивидуальному жилищному строительству отношения не имеет, поскольку заполняется только в отношении объектов капитального строительства, на которые получена проектная документация. С материалом стен, площадью, этажностью объекта индивидуального жилищного строительства он еще не определился, поскольку точно не знает, в какое время года будет осуществлять строительство.
Представитель административного ответчика администрации г. Назарово Першина Е.С. возражала против удовлетворения административных исковых требований, поскольку административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство…утверждена форма заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, предусматривающая указание на этажность, материал, размеры, площадь предполагаемого жилого дома. Данные параметры необходимы для заполнения формы разрешения на строительство. Схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома должна соответствовать положениям Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 года «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Так, схема должна содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, а именно, общую площадь капитального строительства, количество этажей и/или высота здания, строения сооружения, строительный объем, в том числе подземной части. Основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги является предоставление документов не в полном объеме либо, не соответствующих требованиям п. 2.6 административного регламента. Схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям п. 12 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.
В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
Положения ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации нашли свое отражение в п. 2.9 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Назарово.
По смыслу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствие документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с п. 2.12 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Назарово основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является предоставление документации не в полном объеме или документации, не соответствующей требованиям п. 2.6 административного регламента.
На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 10 от 13 сентября 2017 года, заключенного с администрацией г. Назарово, Поспелов Р.П. является арендатором земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1 640 кв.м., предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки. Срок аренды участка установлен с 13 сентября 2017 года по 12 сентября 2037 год.
18 октября 2017 года Поспелов Р.П. обратился в администрацию г. Назарово с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
Письмом от 24 октября 2017 года №/му администрация г. Назарово отказала в выдаче разрешения на строительство на основании несоответствия поданного заявления форме заявления о выдаче разрешения на строительство, являющегося приложением к административному регламенту. В частности, в заявлении не указана этажность, материал, размеры, площадь. Учитывая, что схема планировочной организации земельного участка относится к проектной документации, она должна быть выполнена индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно – строительного проектирования, что следует из ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ. Схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка и п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В соответствии с п. 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Назарово заявители предоставляют в отдел градостроительства, КГБУ, «МФЦ» заявление о выдаче разрешений на строительство в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории г. Назарово (Приложение 4,5 к настоящему административному регламенту)…
В соответствии с Приложением № 5 к административному регламенту в заявлении о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства должны быть указаны, в том числе этажность, материал, размеры, площадь объекта. Данные характеристики объекта индивидуального жилищного строительства также указываются и в самом разрешении на строительство, являющемся приложением № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 117/пр.
Вместе с тем, в своем заявлении в администрацию г. Назарово Поспелов Р.П. ссылается на то, что материал стен, общая площадь дома, количество этажей будут определены им в процессе строительства, указывая лишь на приблизительные данные.
Довод административного истца о том, что этажность, материал, размеры и площадь в прилагаемой к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ форме разрешения на строительство имеют отношение лишь к объекту, на строительство которого требуется проектная документации, суд не принимает во внимание, поскольку утвержденная форма разрешения на строительство является общей. Каких-либо особых рекомендаций по заполнению в отношении объекта индивидуального жилищного строительства форма не содержит.
Изложенное свидетельствует о том, что форма заявления Поспелова Р.П. о выдаче разрешения на строительство не соответствует приложению № 5 к административному регламенту, что не позволяет конкретизировать объект индивидуального жилищного строительства, на который истец просит выдать разрешение на строительство.
Схема планировочной организации земельного участка также не содержит необходимые сведения для заполнения формы разрешения на строительство, что свидетельствует о ее выполнении с нарушениями порядка требований законодательства, в том числе п. 12 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87.
Довод административного истца о том, что Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не подлежит применению при составлении схемы планировочной организации земельного участка, суд не принимает во внимание, поскольку в указанном Постановлении содержится раздел о том, что должна содержать схема планировочной организации земельного участка, требуемая для выдачи разрешения на строительство.
Ссылка представителя ответчика в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство на то, что схема планировочной организации земельного участка должна быть выполнена индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно – строительного проектирования, не основана на нормах закона.
По смыслу ч. 4 ст. 84 Градостроительного кодекса РФ только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами должны выполняться работы по договорам о подготовке проектной документации.
Как следует из анализа ч. 3 ст. 84 Градостроительного кодекса РФ, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.
Поскольку для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома составление проектной документации не требуется, а составление схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта исключительно индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами действующим законодательством не предусмотрено, указанную схему Поспелов Р.П. вправе подготовить самостоятельно.
Довод, изложенный в отказе в выдаче разрешения на строительство, относительно несоответствия схемы планировочной организации земельного участка градостроительному плану земельного участка не мотивирован, не содержит указания на то, в чем именно выражается такое несоответствие. Будучи допрошенным в судебном заседании, представитель административного ответчика администрации г. Назарово пояснила, что, поскольку схема не была подготовлена уполномоченными на то лицами, ее соответствие генеральному плану земельного участка не проверялось. Каких-либо иных убедительных доводов несоответствия схемы градостроительному плану земельного участка не представлено. При таких обстоятельствах ссылка на указанный довод в отказе в выдаче разрешения на строительство является необоснованной.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявление о выдаче разрешения на строительство не содержит необходимых сведений, а схема планировочной организации земельного участка выполнена с нарушениями порядка требований законодательства, оспариваемый отказ администрации г. Назарово в выдаче разрешения на строительство является законным и обоснованным, принят в пределах полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересах административного истца не нарушает, в связи с чем, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Поспелова Р.П. к администрации г. Назарово о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство №/му от 24 октября 2017 года, возложении обязанности выдать разрешение на строительство – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.С. Сизых
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2018 года