Дело № 2-97/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Родионова А.В.
при секретаре Михеевой О.С.,
с участием ответчика – директора ООО «Тандем» Шулепова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Объячево
23 марта 2017 года гражданское дело по иску Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми к ООО «Тандем» о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду,
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в лице его представителя - и.о. руководителя ГУ «Пруптское лесничество» обратилось в суд с иском к ООО «Тандем» о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, указав, что 22 сентября 2016 года в ходе патрулирования территории лесного фонда сотрудниками ГУ «Пруптское лесничество», проведенного совместно с сотрудниками ОВД УЭБ и ПК МВД Республики Коми по направлению автодороги «Зимстан – Нижний Воч – Верхний Воч» в квартале № выделе № Климовского участкового лесничества выявлен факт самовольного занятия участка лесного фонда на площади 0,5 га под складирование древесины. В результате указанных действий ООО «Тандем» лесному фонду причинен ущерб в размере 100 779 рублей.
В судебном заседании представитель истца не присутствует, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, да начала судебного заседания представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель ответчика Шулепов В.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку исковые требования истца должны рассматриваться в Арбитражном суде Республики Коми. Кроме того, у ООО «Тандем» имелось разрешение на складирование вырубленной древесины, полученное от главы сельского поселения «Нижний Воч», давшего согласие на использование участка для складирования древесины. По существу дела Шулепов В.В. также пояснил, что возглавляемое им ООО «Тандем» с 15 по 30 октября 2015 года в соответствии с государственным контрактом осуществляло вырубку деревьев и кустарников в полосе отвода автомобильной дороги «Зимстан – Нижний Воч – Верхний Воч». В связи с тем, что возникла необходимость в складировании вырубленной древесины, Шулепов В.В. обратился к главе сельского поселения «Нижний Воч», который и разрешил складирование древесины. Специальных разрешений от лесничества ООО «Тандем» не получало.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу по представленным письменным доказательствам, при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пунктом 3 статьи 77 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с 15 октября по 30 октября 2015 года ООО «Тандем» производило работы по вырубке деревьев и кустарников в полосе отвода автомобильной дороги «Зимстан – Нижний Воч – Верхний Воч». Работы выполнялись на основании государственного контракта от 20.08.2015, заключенного между государственным казенным учреждением Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и ООО «Тандем».
В соответствии с условиями государственного контракта ООО «Тандем» приняло на себя обязательства, в том числе выполнить работы по вырубке деревьев и кустарников в полосе отвода автомобильных дорог, определить места утилизации древесины и согласовать их с заказчиком, обеспечить во время проведения работ необходимые мероприятия по охране окружающей среды (п. 1.1., 2.1.8., 2.1.14 контракта). В перечень работ, согласно ведомости объема работ, включено: валка деревьев, разделка древесины, срезка кустарника и дробление древесно-кустарниковой растительности в щепу.
Таким образом, в соответствии с условиями государственного контракта в обязанность ООО «Тандем» не входил вывоз и складирование древесины, а напротив, возложена обязанность по её утилизации в соответствии с требованиями законодательства по охране окружающей среды.
Доказано также, что после выполнения работ по государственному контракту ООО «Тандем» произвело складирование древесины на площади 0,5 га в квартале № выделе № Климовского участкового лесничества. Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами и не оспариваются сторонами.
Статьей 9 Лесного Кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частями 2, 3 статьи 71 Лесного Кодекса РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно акту патрулирования №/ОЗЛ территории лесного фонда от 22.09.2016 и.о. главного – лесничего руководителя ГУ «Пруптское лесничество» ФИО1, с участием инженера по охране и защите леса ФИО2 и оперуполномоченного по ОВД УЭБ и ПК МВД по Республике Коми ФИО3 на участке дороги с 1 по 25 км в направлении Зимстан – Нижний Воч – Верхний Воч выявлено нарушение лесного законодательства в виде самовольного использования земель лесного фонда под складирование древесины в квартале № выделе № Климовского участкового лесничества ГУ «Пруптское лесничество», поскольку специальных разрешений либо правоустанавливающих документов на использование указанного лесного участка для складирования древесины ООО «Тандем» не получало и договор аренды на данный участок с ООО «Тандем» не заключалось.
11.11.2016, по результату проведенной проверки в отношении ответчика - ООО «Тандем», государственным лесным инспектором Республики Коми составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 05.12.2016, ответчик - ООО «Тандем» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, выразившимся в самовольном занятии лесного участка без специального разрешения, однако, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 6 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Тандем» прекращено.
Кроме того, в адрес ответчика была направлено письмо с предложением добровольно возместить ущерб, однако до настоящего времени ответчик этого не сделал.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что самовольное занятие ответчиком лесного участка, принадлежащего на праве собственности РФ, складирование на нем древесины, неполучение в результате указанного нарушения доходов от использования лесов, повлекло причинение ущерба лесному фонду.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, основаны на законе, обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что складирование древесины осуществлялось с разрешения главы сельского поселения «Нижний Воч» ФИО4 суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право на выдачу специального разрешения на использование лесного участка не относится к полномочиям сельских поселений, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного Кодекса РФ).
Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Аналогичные положения закреплены в ст. 35 Конституции РФ, согласно которой право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Как следует из сложившейся практики Европейского суда, государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 года № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами при определении размера возмещения вреда в его денежном выражении.
Определяя размер подлежащий взысканию денежных средств, суд руководствуется положениями ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса РФ, которой установлено, что таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 100 Лесного кодекса РФ, Постановлениями Правительства РФ: от 8 мая 2007 г. № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", от 17.09.2014 № 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены таксы, ставки, коэффициенты и методика расчет ущерба, причиненного нарушение лесного законодательства.
Расчет размера ущерба, произведенный истцом, основан на Методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2007 г. №, то есть, основан на законе.
Как следует из представленного и проверенного судом расчета, в результате действий ответчика лесному фонду причинен материальный ущерб в размере 100 779 рублей.
Данный расчет не оспаривается и ответчиком.
Таким образом, по мнению суда, с ООО «Тандем» в пользу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми следует взыскать 100 779 рублей в счет ущерба, причиненного лесному фонду.
Доводы ответчика о том, что исковое заявление рассмотрено судом с нарушением правил подсудности подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании закона, так как районные суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. Таким образом, с ООО «Тандем» подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, размер которой, с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, составит 3 215 рублей 58 копеек.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми к ООО «Тандем» о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду - удовлетворить.
Взыскать с ООО «Тандем» в пользу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду, 100 779 (сто тысяч семьсот семьдесят девять) рублей.
Взыскать с ООО «Тандем» в доход местного бюджета 3 215 (три тысячи двести пятнадцать) рублей 58 копеек государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В.Родионов
Мотивированное решение составлено 24 марта 2017 года