УИД 34RS0019-01-2021-002702-13
Дело № 2а-1468/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Коваленко Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области Дядиной Юлии Андреевне, старшему судебному приставу Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области Брушко Ольге Николаевне, Управлению ФССП России по Волгоградской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» (далее - ООО «АФК») обратилось в суд с административным иском, в котором указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя Дядиной Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ окончено исполнительное производство № ....-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа о взыскании с Топильского Р.В. задолженности в пользу ООО «АФК».
Об окончании исполнительного производства административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ из информации, размещённой на официальном сайте ФССП России.
В нарушение требований ст. 47 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес взыскателя не направлялись. Отсутствие данных документов лишает взыскателя возможности дальнейшего предъявления исполнительного документа к исполнению.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ООО «АФК» просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Камышинского РОСП УФССП России по .... Дядиной Ю.А., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № ....-ИП, предусмотренных ст. 68 ФЗ № .... «Об исполнительном производстве». В целях восстановления нарушенных прав обязать начальника .... отдела судебных приставов УФССП России по .... отменить постановление об окончании исполнительного производства № ....-ИП для осуществления всего комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № .... от ДД.ММ.ГГГГ. В случае утраты исполнительного документа № .... от ДД.ММ.ГГГГ обязать УФССП России по .... организовать работу по его восстановлению в соответствии с приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № .....
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец ООО «АФК», явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, административное исковое заявление содержит ходатайство представителя общества Смирновой Т.Е. о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Дядина Ю.А., старший судебный пристав Камышинского РОСП УФССП России по .... Брушко О.Н., в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик УФССП России по ...., заинтересованное лицо Топильский Р.В. (должник по исполнительному производству), будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку представителя не обеспечили.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 2, 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а принципами осуществления исполнительного производства являются, в частности, законность и своевременность совершения исполнительских действий и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст. 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона (п. 3 ч. 1).
К таким основаниям п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве относит случай, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
По смыслу статьи 46 Закона об исполнительном производстве в указанном случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Из положений части 2 статьи 47 Закона об исполнительном производстве следует, что в случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа направляется взыскателю. При этом в оконченном исполнительном производстве остается его копия.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (часть 3 ст. 47 Закона).
Исходя из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
При рассмотрении административного дела, судом установлено, что на основании судебного приказа № .... от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № .... Камышинского судебного района ...., ДД.ММ.ГГГГ Камышинским РО СП УФССП России по .... возбуждено исполнительное производство № № ....-ИП в отношении должника Топильского Р.В. о взыскании с него в пользу ООО «АФК» задолженности в размере 62084 руб. 77 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Дядиной Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Камышинского РО СП УФССП России по .... Брушко О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, постановление судебного пристава-исполнителя Камышинского РО СП УФССП России по .... Дядиной Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства № ....-ИП отменено.
Этим же постановлением производство по исполнительному производству возобновлено, судебному приставу-исполнителю предписано принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
В рамках исполнительного производства в соответствии с требованиями ст.64 и 68 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем продолжаются исполнительные действия с целью установления имущественного положения должника.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1 п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица в сфере публичных правоотношений, посредством восстановления нарушенного права.
При этом решение о признании действий (бездействия) незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Соответственно фактическая невозможность восстановления нарушенного права административного истца является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований. Иное означало бы принятие судом решения, которое, по своей сути, не порождает юридических последствий.
По смыслу п. 1 ч. 9 статьи 226, ч. 2 и п. 1 ч. 3 статьи 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения административного иска о признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установленный судом факт нарушения подлежащих восстановлению прав, свобод или законных интересов административного истца.
В данном случае отсутствуют основания для признания оспариваемых действий должностных лиц службы судебных приставов несоответствующими закону и нарушения этими действиями прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В соответствии с Положением об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утвержденным приказом ФССП России от 28 сентября 2015 года N 455, при выявлении фактов утраты материалов исполнительного производства незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России (пункт 1.3); начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении с суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа (пункт 2.2).
Из вышеизложенного следует, что восстановление исполнительного производства возможно только при его утрате.
Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлен факт утраты исполнительного производства № ....-ИП, оснований для удовлетворения требований административного истца об организации работы по его восстановлении, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области Дядиной Юлии Андреевне, старшему судебному приставу Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области Брушко Ольге Николаевне, Управлению ФССП России по Волгоградской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, выразившегося в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № ....-ИП; возложении обязанности на начальника Камышинского РОСП УФССП России по Волгоградской области Брушко Ольгу Николаевну отменить постановление об окончании исполнительного производства № ....-ИП для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № .... от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности на УФССП России по Волгоградской области организовать работу по восстановлению исполнительного документа № .... от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Коваленко Н.Г.
Мотивированный текст изготовлен ДД.ММ.ГГГГ