Решение по делу № 2а-1147/2020 от 03.07.2020

Дело № 2а-1147/20

18RS0009-01-2020-001684-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2020 года с.Шаркан УР

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.П.,

при секретаре Парифоновой Н.В.,

с участием:

помощника прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Шарканского района УР, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав следующее.

Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере образования в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации выявлен Интернет-сайт https://izhevsk.diplomvrukit.com/. Данный Интернет-сайт содержит публичное предложение изготовления и продажи документов об образовании и иных официальных документов, содержит информацию о способах их заказа и оплаты.

Между тем, в соответствии со ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской     Федерации» документы об образовании и (или) о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию (п.3). Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (п.8). За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (п.16).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена изготовление и замена документа об образовании иными способами, помимо обучения и успешном прохождении итоговой аттестации.

Информация    на Интернет-сайте https://izhevsk.diplomvrukit.com/, содержащая сведения об иных способах приобретения документов об образовании, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, что влечет нарушение действующего законодательства об образовании Российской Федерации.

Кроме того, указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 КоАП РФ), так и уголовная (ст. 327 УК РФ) ответственность.

Таким образом, предоставление возможности доступа к сайту по адресу: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, на страницах которого размещена информация о продаже документов об образовании и иных официальных документов, нарушает публичные интересы Российской Федерации и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 данной статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки Интернет-сайт с URL-адресом https://izhevsk.diplomvrukit.com/ в данном реестре отсутствует.

Установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, не представляется возможным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст.ст.9, 10, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.39, 265.1, 265.2, 265.3 КАС РФ, прокурор Шарканского района УР просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с URL-адресом: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Шарканского района УР Нестерева А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что на день рассмотрения спора в суде, указанный в иске Интернет-сайт по прежнему находится в свободном доступе, информация, размещаемая на нем, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не признана.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

В порядке, предусмотренном ч.1 ст. 265.3 КАС РФ, круг лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, а равно администратора сайта с URL-адресом: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, установить не представилось возможным.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Исходя из закрепленного в ч.2 ст.46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в средствах массовой информации, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет», будучи технологической системой, предназначенной и используемой для передачи по линиям связи тех или иных сведений, сообщений, данных, доступ к которым осуществляется с использованием средств вычислительной техники, является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Понятие сайта дано в ст.2 Федерального закона №149-ФЗ, согласно данной норме Закона, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В указанный выше реестр, согласно ч.2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 вышеназванной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).

Прокуратурой Шарканского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, в ходе мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, установлено, что на Интернет-сайте https://izhevsk.diplomvrukit.com/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация, содержащая публичное предложение изготовления и продажи документов об образовании и иных официальных документов.

Данные обстоятельства указаны административным истцом, подтверждены материалами дела: скриншотом информации, отраженной на Интернет-сайте https://izhevsk.diplomvrukit.com/, справкой о результатах мониторинга информации, размещаемой в сети «Интернет», составленной помощником прокурора Шарканского района УР Нестеревой А.В.

В силу ст.60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации (ч.1).

Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч.2).

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.3).

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч.4).

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (ч.16).

Согласно ст.59 Федерального закона №273-ФЗ, итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ в Российской Федерации образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (ч.2 ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ).

Согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии со ст.21 Федерального закона №273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Анализ приведенных выше положений действующего законодательства свидетельствует о том, что документ об образовании и (или) квалификации является официальным документом, выдаваемым бесплатно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и подтверждающим получение лицом, прошедшим успешно обучение и итоговую аттестацию, определенного уровня образования.

Таким образом, выдача документов об образовании и (или) квалификации субъектами, которым право выдачи таких документов не предоставлено, равно как и выдача (получение) документов об образовании и (или) квалификации лицам, не прошедшим обучение, или за плату противоречит законодательству Российской Федерации.

Подделка документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влекут за собой ответственность по ст.19.23 КоАП РФ.

За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа, за приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков, использование заведомо подложного документа в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ст.327 УК РФ).

Таким образом, указанная выше, размещенная в сети «Интернет» на сайте https://izhevsk.diplomvrukit.com/, не являющемся официальным сайтом образовательной организации, информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании и (или) квалификации за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, способствует их совершению, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чего является информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Распространение такой информации нарушает публичные интересы Российской Федерации, может повлечь негативные социальные, экономические и иные последствия, нарушение прав неопределенного круга лиц, соответственно, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Информация, размещенная на странице указанного выше сайта, адресована неограниченному кругу лиц и склоняет к совершению преступных действий, что запрещено законом, а потому данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.

На день рассмотрения настоящего административного искового заявления, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, не внесена, запрещенной не признана.

В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Шарканского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» с URL-адресом: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» с URL-адресом: https://izhevsk.diplomvrukit.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья: Т.П.Макарова

Решение приято в окончательной форме 01 сентября 2020 года.

2а-1147/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шарканского района УР
Ответчики
Фф Ии Оо
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций по УР
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Макарова Тамара Петровна
Дело на странице суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
03.07.2020Регистрация административного искового заявления
06.07.2020Передача материалов судье
09.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Подготовка дела (собеседование)
31.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее