№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2022 года | г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре – | Таранцовой А.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к ФИО2, ФИО3, третье лицо: ФИО4, о взыскании суммы неосновательного обогащения, -
установил:
11 ноября 2021 года ФИО5 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО2, ФИО3, о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Исковое заявление мотивировано тем, что между сторонами по настоящему делу заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от 2 июня 2020 года. согласно условиям договора ответчика приняли на себя обязанность заключить основной договор купли-продажи в срок до 15 октября 2020 года. Цена сделки составляла 570 000 рублей.
Истец указывает, что согласно условиям раздела 2 предварительного договора, ФИО5 обязана была оплатить аванс в размере 470 000 рублей. Денежные средства в размере 470 000 рублей были переданы истцом ответчикам, что подтверждается соответствующей распиской.
Истец отмечает, что 19 марта 2021 года получила уведомление об одностороннем расторжении договора, поскольку ФИО5 не выполнены требования п. 2.2. предварительного договора в части оплаты 100 000 рублей.
Истец указывает, что срок заключение основанного договора купли-продажи был установлен до 15 октября 2020 года, таким образом сами ответчики не исполнили условия договора и не заключили основной договор купли-продажи. Поскольку ответчики уклонялись от заключения основного договора, то денежные средства в размере 100 000 рублей ФИО5 не перечислила.
ФИО5 также указывает, что в период с момента заключения предварительного договора до весны 2021 года истцом проведены работы по реконструкции приобретаемого по сделке жилого дома на общую сумму 1 530 000 рублей.
Поскольку основной договор купли-продажи заключен не был, истец полагает, что денежные средства в размере 470 000 рублей, а также 1 530 000 рублей являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в пользу истца.
Истец просит взыскать с ФИО2 и ФИО3 в пользу ФИО5 сумму неосновательного обогащения в размере 2 000 000 рублей, в том числе: сумму аванса по предварительному договору купли-продажи дома и земельного участка в размере 470 000 рублей; сумму неосновательного обогащения за ремонт и реконструкцию жилого дома в размере 1 530 000 рублей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских прав, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Договором в силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Одним из способов исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации является задаток, которым в силу пункта 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации является денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.
Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что согласно выписке из ЕГРН от 21 декабря 2021 года в отношении жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, его правообладателями (по 1/3 доли каждый) являются ФИО4, ФИО3, ФИО2 (л.д. 65-67).
Как следует из выписки из ЕГРН от 21 декабря 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, его правообладателями (по 1/3 доли каждый) являются ФИО4, ФИО3, ФИО2 (л.д. 68-71).
2 июня 2020 года в г. Бахчисарай между ФИО2, действующей за себя лично и как законный представитель своего несовершеннолетнего сына ФИО4, и ФИО3 (продавцы) и ФИО5 (покупатель) заключен предварительный договор купли-продажи дома и земельного участка.
Согласно п. 1.1 договора, стороны обязуются заключить в будущем договор о продаже недвижимого имущества (основной договор) на условиях, предусмотренных настоящим предварительным договором.
Пунктом 1.2 определено, что предмет основного договора является: по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя жилой дом площадью 45,2 кв.м, кадастровый № и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Цена жилого дома и земельного участка составляет 570 000 рублей (п. 1.4.1 договора).
Согласно п. 1.4.2 договора, срок, до которого стороны обязаны подписать основной договор – не позднее 15 октября 2020 года.
Пунктом 1.4.5 договора определено, что передача жилого дома, в порядке ст. 556 ГК РФ, произведена продавцами покупателю до подписания настоящего предварительного договора.
Согласно п. 2.1 договора, в счет причитающихся платежей по основному договору покупатель передал продавцам аванс в размере 470 000 рублей. Аванс выплачен наличными денежными средствами до подписания настоящего предварительного договора.
При заключении сторонами основного договора, задаток, переданный покупателем продавцу зачитывается в счет уплаты цены жилого дома и земельного участка, указанной в п. 1.2 настоящего предварительного договора. Оставшаяся часть цены объекта в размере 100 000 рублей передается покупателем продавцам передается наличными денежными средствами в срок до 31 декабря 2020 года (п. 2.2. договора) (л.д. 6-8).
Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор (пункт 4 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (пункт 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательство устанавливается для того, чтобы оно было исполнено.
До тех пор пока обязательство не нарушено ни одной из сторон, оно должно исполняться в точном соответствии с его содержанием.
Эта обязанность возлагается на обе стороны в обязательстве. Не только одна сторона обязана надлежаще исполнить обязательство, но и другая сторона не вправе уклониться от принятия производимого надлежащего исполнения.
Такое обязательство предполагает определенное сотрудничество между сторонами, обусловленное взаимностью обязательства.
Сторона, нарушившая это требование, лишается права на применение к другой стороне санкций.
Надлежащее исполнение обязательств по предварительному договору состоит в совершении его сторонами действий, направленных на заключение основного договора, результатом которых является его заключение в обусловленных срок, в связи с чем незаключение основного договора всегда есть результат нарушения кем-либо из сторон предварительного договора принятых на себя обязательств по заключению основного договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Нарушение какой-либо из сторон или обеими сторонами условий предварительного договора возможно как в результате виновных действий в форме уклонения от заключения основного договора, так и в результате невиновных действий в форме бездействия обеих сторон относительно заключения основного договора в связи с взаимной утратой интереса в заключении основного договора.
При этом, исходя из смысла приведенных выше законоположений, виновность действий, нарушающих условия предварительного договора, повлекших незаключение основного договора, предполагается, пока не доказано иное.
Следовательно, освобождение стороны предварительного договора от ответственности за незаключение основного договора возможно, если этой стороной в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет доказана невиновность своих действий, в результате которых основной договор не был заключен.
Отсутствие вины обеих сторон предварительного договора в незаключении основного договора возможно в частности в случае утраты заинтересованности сторон в заключении основного договора и отказа от намерений по его заключению в форме несовершения действий, предусмотренных предварительным договором, направленных на заключение основного договора.
Расписками от 23 марта 2020 года, а также от 30 мая 2020 года подтверждается передача денежных средств ФИО5 ответчикам в общем размере 470 000 рублей (л.д. 9, 12).
Судом также установлено, что в срок до 15 октября 2020 года между сторонами по предварительному договору купли-продажи от 2 июня 2020 года основной договор заключен не был.
В силу ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации у задатка как у меры обеспечения исполнения обязательства имеются особенности, которые состоят в том, что задатком может обеспечиваться только обязательство, предусматривающее платеж (передачу денежных средств) и задаток выдается в счет исполнения основного обязательства.
Статья 380 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает возможности применения такой меры обеспечения обязательств, как задаток, для обеспечения обязательств, вытекающих из намерения в будущем заключить основной договору купли-продажи недвижимого имущества. Поскольку обязательство, возникающее на основе соглашения о задатке, является дополнительным, оно производно и зависимо от основного (обеспечиваемого задатком) обязательства и может существовать лишь при условии наличия основного обязательства, следовательно, задатком не может обеспечиваться обязательство, возникновение которого лишь предполагается.
Из анализа ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что соглашение о задатке является обеспечительной мерой исполнения лишь основного обязательства. Соответственно, соглашение о задатке может иметь место только при наличии основного договора, в обеспечение исполнения которого оно заключается.
В соответствии с ч. 3 ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
Учитывая, что между сторонами был заключен лишь предварительный договор, а основной договор купли-продажи не заключался, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в размере 470 000 рублей, переданные по предварительному договору купли-продажи являются не задатком, а авансом и подлежит возврату.
Вместе с тем, по ходатайству истца с целью подтверждения доводов несения ею расходов связанных с производством ремонта и реконструкции приобретаемого по предварительному договору купли-продажи жилого дома, судом была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Крымэкспертиза» № 829СТ/2022 от 23 мая 2022 года, стоимость работ и материалов, затраченных при произведенной перепланировки (переустройству) и реконструкции, проведенных в период с марта 2020 года по июль 2020 года, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 759 237 рублей (л.д. 193-212).
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.
Поскольку иное не установлено этим же Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению в частности также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (подпункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данное положение закона распространяется в том числе на требования о возврате предоставления, цель которого не осуществилась.
В связи с чем, суд полагает необходимым применить к спорным правоотношениям положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ввиду не заключения сторонами основного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, обязательства, предусмотренные предварительным договором от 2 июня 2020 года прекратились, а также учитывая, что в материалы дела представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие доводы истца о несении ею расходов связанных с проведением работ и приобретением материалов, затраченных при проведении перепланировки (переустройству) и реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 759 237 рублей, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца неосновательного обогащение в указанной сумме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО5 – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> УССР, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АР Крым, в равных долях, в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежную сумму в размере 470 000 (четыреста семьдесят тысяч) рублей – аванс, переданный по предварительному договору купли-продажи дома и земельного участка от 2 июня 2020 года, а также денежные средства в размере 759 237 (семьсот пятьдесят девять тысяч двести тридцать семь) рублей – неосновательное обогащение, а всего 1 229 237 (один миллион двести двадцать девять тысяч двести тридцать семь) рублей.
В удовлетворении иной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 30 сентября 2022 года.
Судья Корбут А.О.