Дело № 2-1606/2023 КОПИЯ
УИД 59RS0011-01-2023-001570-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 05 мая 2023 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Бурдиной И.А.,
при секретаре Гусевой Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Березники Каменских В.С.,
истца Дорониной Д.Д.,
представителя ответчика - администрации г. Березники – Якушева А.М., действующего на основании доверенности,
представителя 3-го лица – УИЗО администрации города Березники – Якушева А.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Дорониной Д.Д., к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Березники, действующий в защиту прав и законных интересов Дорониной Д.Д., обратился в суд с иском к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда. В обосновании требований указал, что прокуратурой г. Березники в связи с обращением Дорониной Д.Д., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения, проведена проверка, в ходе которой установлено, что Доронина Д.Д. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2005 г. мать, Бер Е.В., и отец, Доронин Д.В., лишены родительских прав. В ЕГРН отсутствует информация о правах на какие-либо объекты недвижимости. Приказом МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края от 10.05.2017 г. № 2128 Доронина Д.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение будет предоставлено Дорониной Д.Д. после удовлетворения требований лиц, у которых право на получение жилья возникло раньше. Прокурор просит возложить на администрацию г. Березники обязанность предоставить Дорониной Д.Д. по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в том числе, требованиям, предъявляемых к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.
Помощник прокурора г. Березники Каменских В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Доронина Д.Д. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации г. Березники, третьего лица УИЗО администрации города Березники – Якушев А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, не оспаривал право Дорониной Д.Д. на получение жилого помещения по договору найма, но указал, что жилые помещения специализированного фонда отсутствуют. В очереди состоят лица, которые получили право на получение жилого помещения специализированного фонда ранее Дорониной Д.Д.
Третье лицо Министерство социального развития Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель Цыцулина Е.О., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала, что отказа в предоставлении жилого помещения Дорониной Д.Д. не принималось.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Доронин Д.В. и Бер Е.В. являются родителями Дорониной Д.Д.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 21.11.2005 г. по делу № 2-1523/2005 Бер Е.В. и Доронин Д.В. лишены родительских прав в отношении дочери, Дорониной Д.Д., 09.11.2002 г.р.
Распоряжением главы местного самоуправления города Березники Пермской области № 1589-р от 31.10.2005 г. несовершеннолетняя Доронина Д.Д. определена в Детский дом № 2.
Распоряжением главы города Березники Пермского края № 3-р от 11.01.2008 г. несовершеннолетняя Доронина Д.Д. передана в приемную семью Обуховой О.Г.
Доронина Д.Д. зарегистрирована по адресу: ....., с 20.09.2007 г. по настоящее время.
Приказом МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края № 2128 от 10.05.2017 г. Доронина Д.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения
Доронина Д.Д. жилых помещений в собственности и по договору социального найма не имеет.
По настоящее время жилое помещение Дорониной Д.Д. не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет; до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Согласно ч. 2.1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств - с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 6.1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 заявление о включении в список (далее - заявление) и документы, прилагаемые к заявлению, подаются законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, а также законными представителями недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Форма заявления утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6.5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 орган местного самоуправления не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления принимает одно из следующих решений:
о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список;
об отказе во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список.
Исходя из п. 6.8 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка утверждается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом ......
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Согласно ст. 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
Таким образом, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть исполнена органом местного самоуправления – администрацией города Березники за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края.
До настоящего времени истец фактически не обеспечена жильем в установленном законом порядке, что является нарушением ее прав.
Отсутствие в специализированном жилищном фонде администрации г. Березники жилых помещений, не может являться основанием к отказу в исковых требованиях.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию г. Березники обязанности по предоставлению Дорониной Д.Д. жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика администрации г. Березники о том, что администрацией города Березники предприняты все меры для своевременного представления жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд находит несостоятельными, поскольку, ничем объективным не подтверждены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Дорониной Д.Д., к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда – удовлетворить.
Возложить на администрацию города Березники Пермского края обязанность предоставить Дорониной Д.Д., ..... года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Березники Пермского края, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых для этих целей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (12.05.2023).
Судья - (подпись) И.А. Бурдина
Копия верна. Судья -