ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 08 мая 2020 г. N 22\к- 184/20
Верховный Суд Чеченской Республики в составе
председательствующего судьи Денисултановой Б.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Чеченской Республики Межидова С.С.
защитника – адвоката Абубакарова Ж.М. представившего удостоверение № №, выданное УМЮ РФ по ЧР 12.11.2003 года и ордер № № от 17.12.2019 года;
обвиняемого ФИО15с использованием систем видеоконференц-связи,
при секретаре Эдильсултановой З.Х.
в присутствии помощника судьи ФИО16
рассмотрел в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Абубакарова Ж.М. на постановление Ленинского районного суда города г. Грозного от 26 марта 2020 года, которым удовлетворено ходатайство ст.следователя СО по Ленинскому району г. Грозный СУ Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике о продлении срока содержания под стражей в отношении ФИО15, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, на срок 01 месяц 00 суток, а всего до 03 месяцев 00 суток, то есть до 09.03.2020 года.
Проверив материалы, представленные по ходатайству следователя, выслушав мнения защитника и обвиняемого, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Межидова С.С., полагавшего, что постановление Ленинского районного суда г. Грозного от 26 марта 2020 года подлежит изменению, исключением из него ссылки о виновности ФИО15
УСТАНОВИЛ :
В производстве ст. следователя СО по Ленинскому району г. Грозный СУ Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике Эмиева М.Ш.-А. находилось уголовное дело в отношении ФИО15, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, возбужденное 09 декабря 2019 года.
10 декабря 2019 года по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, задержан ФИО15 в порядке ст.ст.91-92 УПК РФ.
11 декабря 2019 года ФИО15 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ.
12 декабря 2019 года в отношении ФИО15 Ленинским районным судом г. Грозного избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 1 месяц 28 суток, то есть до 10 февраля 2020 года включительно.
04 февраля 2020 года срок предварительного следствия по уголовному делу в отношении ФИО15 продлен до 03 месяцев 00 суток, то есть до 09 марта 2020 года.
06 февраля 2020 года срок содержания под стражей ФИО15 Ленинским районным судом г. Грозного продлен до 3 месяцев 00 суток, то есть до 10 марта 2020 года.
13 марта 2020 года апелляционным постановлением суда апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Чеченской Республики постановление Ленинского районного суда г. Грозного от 06.02.2020 года в отношении ФИО15 отменено и направлено на новое рассмотрение.
Этим же постановлением срок содержания под стражей ФИО15. продлен до 28.03.2020 года.
Постановлением Ленинского районного суда г. Грозного от 26 марта 2020 года срок содержания под стражей ФИО15 продлен на 1 месяц 00 суток, всего до 3 месяцев 00 суток, то есть до 09.03.2020 года.
Адвокат Абубакаров Ж.М. в апелляционной жалобе выражает несогласие с постановлением Ленинского районного суда г. Грозного от 26 марта 2020 года, считает его незаконным и подлежащим отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о продлении меры пресечения. В обоснование жалобы адвокат указывает, что при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей в судебном заседании защите стало известно, что ФИО15 уже 25 марта 2020 года вручено обвинительное заключение сотрудником СИЗО-1 г. Грозный, а уголовное дело поступило в Ленинский районный суд г. Грозного. Утверждает, что защитой в судебном заседании ставился вопрос о возвращении дела в апелляционную инстанцию, поскольку на протокол судебного заседания принесены замечания 24.03.2020 года, которые рассмотрены 25.03.2020 года, в то время когда в производстве Верховного Суда ЧР дела уже не было. Защита обращает внимание на то, что при первичном обращении в Ленинский районный суд 03.02.2020 года в материалах уголовного дела отсутствовало постановление о продлении срока предварительного следствия от 04.03.2020 года, которое судьей апелляционной инстанции Горбовцовым Д.П. было истребовано из прокуратуры Ленинского района, где оконченное уголовное дело находилось на изучении. Обращает внимание на то, что факт истребования указанного постановления не отражен в протоколе судебного заседания суда апелляционной инстанции. Защита считает, что удовлетворение ходатайства следователя Эмиева от 03.02.2020 года со ссылкой на постановление о продлении срока предварительного следствия от 04.02.2020 года не может быть законным, поскольку на момент обращения в суд указанного постановления не имелось.
Заслушав мнения сторон, проверив представленные с ходатайством следователя материалы уголовного дела, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая обжалуемое решение о продлении ФИО15. срока содержания под стражей, суд первой инстанции проверил обоснованность ходатайства, согласованного с соответствующим должностным лицом, согласился с доводами следователя о том, что оснований для изменения или отмены меры пресечения не имеется, что обстоятельства, вследствие которых была избрана мера пресечения, в настоящее время не изменились. При этом суд учел положения ст.109 УПК РФ, а также необходимость выполнения по делу ряда следственных и процессуальных действий, направленных на окончание предварительного расследования.
ФИО15. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, направленного против жизни и здоровья, за которое предусмотрено наказание только в виде лишения свободы от 6 до 15 лет, в связи с чем у суда первой инстанции обоснованно имелись основания полагать, что, находясь на свободе, он может скрыться от следствия и суда, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, и оснований для изменения ему пресечения на иную, не связанную с лишением свободы, не имеется.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости продления обвиняемому срока содержания под стражей и о невозможности изменения ему меры пресечения являются правильными, в постановлении надлежащим образом мотивированы и основаны на материалах дела, исследованных судом и подтверждающих обоснованность принятого решения и сведениях о личности обвиняемого.
Фактов волокиты и несвоевременного проведения следственных и процессуальных действий, а также других обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном продлении обвиняемому срока содержания под стражей, не усматривается.
Довод защиты о незаконности продления 06.02.2020 года на основании ходатайства следователя от 03 февраля 2020 года меры пресечения не принимается, как не относящийся к предмету настоящего судебного разбирательства и обжалуемому постановлению. Кроме того, постановление Ленинского районного суда г. Грозного от 06.02.2020 года о продлении срока содержания под стражей ФИО15. отменено апелляционным постановлением Верховного Суда Чеченской Республики от 13 марта 2020 года с направлением материалов на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении 26 марта 2020 года вышеуказанного ходатайства следователя постановление о продлении срока предварительного следствия в отношении ФИО15. судом было исследовано судебном заседании.
Медицинских данных, препятствующих нахождению обвиняемого под стражей, суду не представлено.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих за собой отмену судебного решения, не допущено.
Вместе с тем, при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что суд, рассматривая ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей в ходе досудебного производства, преждевременно, до рассмотрения уголовного дела в отношении ФИО15. по существу, указал во втором абзаце описательно-мотивировочной части постановления, что «в ходе предварительного следствия установлено, что 10.11.2019 года примерно в 22 часа 40 минут ФИО15.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находясь в 27 метрах от жилого дома «133/4 по ул. Айдамирова г. Грозный, по мотиву личных неприязненных отношений к ФИО35., образовавшихся на почве долговых обязательств, действуя умышленно, с целью реализации внезапно возникшего преступного умысла, направленного на причинение смерти Исаеву Т.В., нанес не менее 4 ударов имевшимся при себе ножом в различные части тела, в результате чего последнему причинена колото-резаная рана грудной клетки слева, проникающая в левую плевральную полость с повреждением левого купала диафрагмы и продолжением раневого канала в брюшную полость, которая, согласно заключения эксперта от 28.11.2019 года за №№ по признаку опасности для жизни квалифицируется, как причинившая тяжкий вред здоровью. Однако, преступный умысел, направленный на причинение смерти не был доведен до конца по независящим от ФИО15. обстоятельствам, так как на момент нанесения ножевых ударов ФИО35. к месту происшествия прибыли неустановленные лица, которые пресекли противоправные действия ФИО15., а ФИО35. доставлен в ГБУ КБ №1 г. Грозный, где ему была оказана медицинская помощь».
Таким образом суд, рассматривая вопрос о продлении срока содержания под стражей в ходе предварительного следствия, признал установленным совершение ФИО15. преступления, которое ему вменяется в вину органом предварительного следствия, что противоречит разъяснениям, данным в абзаце 4 пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года №41 « О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», согласно которых, проверяя обоснованность подозрения в причастности лица к совершенному преступлению, суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда первой инстанции подлежит изменению, исключением из его описательно-мотивировочной части второго абзаца с приведенным выше текстом о том, что органом предварительного расследования установлено совершение ФИО15. преступления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Ленинского районного суда г. Грозного от 26 марта 2020 года в отношении ФИО15 изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления второй абзац с указанием о том, что «в ходе предварительного следствия установлено, что 10.11.2019 года примерно в 22 часа 40 минут ФИО15.12.10.1991 года рождения, находясь в 27 метрах от жилого дома «133/4 по ул. Айдамирова г. Грозный, по мотиву личных неприязненных отношений к ФИО35., образовавшихся на почве долговых обязательств, действуя умышленно, с целью реализации внезапно возникшего преступного умысла, направленного на причинение смерти ФИО35., нанес не менее 4 ударов имевшимся при себе ножом в различные части тела, в результате чего последнему причинена колото-резаная рана грудной клетки слева, проникающая в левую плевральную полость с повреждением левого купала диафрагмы и продолжением раневого канала в брюшную полость, которая, согласно заключения эксперта от 28.11.2019 года за №№ по признаку опасности для жизни квалифицируется, как причинившая тяжкий вред здоровью. Однако, преступный умысел, направленный на причинение смерти не был доведен до конца по независящим от ФИО15. обстоятельствам, так как на момент нанесения ножевых ударов ФИО35. к месту происшествия прибыли неустановленные лица, которые пресекли противоправные действия ФИО15., а ФИО35. доставлен в ГБУ КБ №1 г. Грозный, где ему была оказана медицинская помощь.»
В остальном постановление Ленинского районного суда г. Грозного от 26 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 47-1 УПК РФ.
Судья: Б.А. Денисултанова