Дело № 2-425/2018 К О П И Я
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2018 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в составе:
Председательствующего судьи Авериной О.А.
При секретаре Гнездиловой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции <адрес> к Скляр А. И. и Скляру А. С. об установлении препятствий в осуществлении государственных полномочий и обеспечении доступа в жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с иском к Скляр А.И. и Скляру А.С., в котором просит обязать Скляр А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Скляра А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не препятствовать Государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора ГЖИ НСО в жилое помещение по адресу: <адрес>, для осуществления государственных полномочий.
В обоснование иска указано, что в Государственную жилищную инспекцию <адрес> поступило обращение жителя многоквартирного дома по факту самовольной перепланировки жилого помещения – <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ответчикам Скляр А.И. и Скляру А.С. Для проверки соблюдения жилищного законодательства, по вышеуказанному адресу необходимо провести обследование указанного жилого помещения с целью установления факта самовольной перепланировки <адрес>. Однако, несмотря на неоднократные письменные уведомления, получить доступ в указанную квартиру не представляется возможным. Так, ответчикам Скляр А.И. и Скляру А.С. направлялись уведомления о предоставлении представителю Государственной жилищной инспекции <адрес> доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой с уведомлением по адресу: <адрес> <адрес>, так же на адрес: <адрес> <адрес>. Уведомления ответчиками не получены, возвращены за истечением срока хранения. Таким образом, Скляр А.И. и Скляр А.С. в течение срока хранения заказной корреспонденции не явились без уважительных причин за получением уведомлений о проведении проверки, по приглашению органа почтовой связи. Достоверность сведений о месте жительства Скляр А.И. и Скляр А.С. установлена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения проверок ответчики отсутствовали в квартире, тем самым препятствовали инспектору Государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения. Об отказе в обследовании квартиры были составлены акты №-ф от ДД.ММ.ГГГГ и №-ф от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно обращению жителя многоквартирного дома, в жилом помещении № многоквартирного <адрес> выполнена перепланировка, а именно снесены стены в помещении, в том числе и несущие. (л.д. 4-5).
Представитель истца ГЖИ НСО – Журавлева Л.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, дополнительно пояснила суду, что поступила жалоба от гражданина из <адрес>, который пояснил, что в квартире произведена перепланировка, пошла трещина по стене. На момент проведения проверки, в <адрес>, принадлежащей ответчикам, двери никто не открыл. На требования ГЖИ НСО собственники не реагируют.
Ответчики Скляр А.И. и Скляр А.С. в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещались судебной повесткой по месту регистрации (л.д. 35, 36 – адресная справка), а также последнему известному месту жительства, однако конверты возвращены с указанием «за истечением срока хранения» (л.д. 50-59), что суд расценивает как отказ от получения судебной корреспонденции, учитывая, что ранее в адрес ответчиков также направлялись судебные повестки, которые ими получены не были.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно ч. 1-3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Статьей 3 Жилищного кодекса РФ определены юридические факты, наличие которых позволяет проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан.
Указанной статьей предусмотрены цели, ради которых принцип неприкосновенности жилища может быть нарушен, а именно: спасение жизни граждан и их имущества, а также обеспечение их личной или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальнику Государственной жилищной инспекции <адрес> Понамареву Е.А. поступило заявление от Богачева В.А. - жителя многоквартирного дома по адресу: <адрес> по факту самовольной перепланировки жилого помещения № <адрес> в <адрес> (л.д. 6).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 8-10) спорное жилое помещение – <адрес>, общей площадью 56,6 кв.м., расположенная на 6-м этаже, принадлежит на праве собственности ответчикам Скляр А.И. и Скляру А.С., а также несовершеннолетним Скляру С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Скляру Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на праве общей долевой собственности: Скляр А.И. и Скляру А.С. – 82/100 доли, и несовершеннолетним Скляру Е.А. и Скляру С.А. – по 9/100 доли каждому. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища является одним из основных начал жилищного законодательства. В целях реализации указанного принципа на основании пунктов 6, 7 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной части.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти в <адрес>, согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>», а также постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, устанавливающее порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес>, является Государственная жилищная инспекция <адрес>
Порядок проведения проверок соблюдения гражданами обязательных требований установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 224-п "О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес>".
В соответствии с п. 32 Постановления N 224-п, предметом проверок граждан является соблюдение гражданами обязательных требований, в том числе требования к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно п. 35 Постановления N 224-п, допуск должностных лиц органа регионального государственного жилищного надзора в жилое помещение для проведения проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается согласием гражданина, пользующегося данным жилым помещением на праве собственности или ином законном основании, или на основании судебного решения.
Как установлено п.п. 2 пункта 13 Положения, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки вправе посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах.
В соответствии с п.п. 3 пункта 13 Положения об инспекции, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю на указанных в подпункте 2 настоящего пункта объектах.
Согласно п. 75 Приказа Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента Государственной жилищной инспекции <адрес> исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес>», в случае непредставления лицом, в отношении которого исполняется государственная функция, доступа на объекты, используемые им при осуществлении деятельности, для проведения мероприятий по контролю, доступ должностного лица инспекции, уполномоченного на проведение проверки, на такие объекты для выполнения им служебных обязанностей, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается на основании судебного решения.
Согласно приказа о проведении внеплановой/выездной проверки физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ за №-ф установлено, что целью является осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес> на основании поступления обращения, заявления, информации от физического лица №-пг от ДД.ММ.ГГГГ о фактах нарушения правил пользования жилым помещениями, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 13) и от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 21) о предоставлении представителю Государственной жилищной инспекции <адрес> доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес ответчиков Скляр А.И.и Скляра А.С. заказной почтой с уведомлением (л.д. 14-18,22-23).
Уведомления ответчиками не получены, возвращены за истечением срока хранения. Таким образом, Скляр А.И. и Скляр А.С. в течение срока хранения заказной корреспонденции не явились без уважительных причин за получением уведомлений о проведении проверки, по приглашению органа почтовой связи.
На момент проведения проверок ответчики Скляр А.И. и Скляр А.С. отсутствовали в квартире, тем самым препятствовали инспектору Государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения.
Об отказе в обследовании квартиры были составлены акты №-ф от ДД.ММ.ГГГГ, №-ф от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20, 24-25).
Таким образом, целью получения разрешения суда на проникновение в жилое помещение ответчика является осуществление государственного контроля в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции <адрес>», в связи с чем требования ГЖИ <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственной жилищной инспекции <адрес> удовлетворить.
Обязать Скляр А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Скляра А. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не препятствовать Государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора Государственной жилищной инспекции <адрес> в принадлежащее им жилое помещение – <адрес>, расположенную в <адрес>, для осуществления государственных полномочий.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья: «подпись»
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.