Дело № 2-1123/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Мирошника С.В.,
при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трошкова П.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчёте фиксированной выплаты к страховой пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что 03.07.2018 он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением военной службы по призыву в районах Крайнего Севера с 17.12.1971 по 26.10.1973, решением ответчика в перерасчете отказано. Истец с указанным отказом не согласен, просит признать решение ответчика неправомерным, обязать ответчика произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 17.12.1971 по 26.10.1973.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в телефонограмме просил рассматривать дело без его участия.
Представитель ответчика Коротаева А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. Поддержала доводы, изложенные в решении Управления от 06.07.2018. Пояснила, что действующее законодательство не предусматривает включение в стаж работы в особых климатических условиях периода военной службы. В период службы в армии с 17.12.1971 по 26.10.1973 истец не работал, не осуществлял трудовую деятельность, а проходил срочную военную службу по призыву. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 была предусмотрена льгота в виде назначения пенсии по старости со снижением возраста, что предметом настоящего спора не является. Действовавшим на момент прохождения истцом срочной военной службы по призыву законодательством не было предусмотрено установление повышенной фиксированной выплаты, ранее повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости. Данные нормы действуют с 2008 года. Конституционные права истца на социальное обеспечение не нарушены, нет и ограничения либо ущемления его прав на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения нового правового регулирования установления размера пенсий, так как в период прохождения срочной военной службы по призыву истец не мог рассчитывать на установление с учетом этой службы повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, ранее повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости. Также указала, что условие для включения службы в армии по призыву в льготный стаж, а именно трудоустройство не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не выполнено. Питкярантский район, в котором истец после прохождения службы осуществлял свою трудовую деятельность, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в 1993 году. Кроме этого, в указанный период г. Мурманск не относился к районам Крайнего Севера. Указала, что период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Согласно материалам дела Трошков П.С. является получателем страховой пенсии по старости.
Из представленной архивной справки от 28.05.2018 № 4/72010 ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» следует, что Трошков П.С. проходил срочную военную службу в войсковой части <Номер обезличен>, зачислен в войсковую часть с 17.12.1971 приказом № 505, уволен в запас 26.10.1973 приказом № 424, в указанный период войсковая часть <Номер обезличен> дислоцировалась в г. Мурманск.
Прохождение действительной военной службы в указанный в справке период в войсковой части <Номер обезличен> также подтверждается записями в военном билете истца.
Проанализировав названные документы, суд приходит к выводу о том, что в указанный истцом период с 17.12.1971 по 26.10.1973 он проходил срочную службу по призыву в войсковой части <Номер обезличен>, которая дислоцировалась в г. Мурманск.
Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1029 от 10.11.1967, утвердившему Перечень районов Крайнего Севера (с изменениями и дополнениями), г.Мурманск входит в данный Перечень с 01.07.1990.
Из материалов дела следует, что 04.01.1974 истец принят на работу в "Л,", находящийся в Питкярантском районе, в качестве электрослесаря 2 разряда.
03.07.2018 Трошков П.С. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением ответчика от 06.07.2018 № 269573/18 заявителю отказано в установлении повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости с учетом работы на Крайнем Севере, в связи с отсутствием стажа работы на Крайнем Севере. Ответчик не нашел оснований для включения Трошкову П.С. периода прохождения военной службы по призыву с 17.12.1971 по 26.10.1973 в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст.18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Питкярантский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226).
Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В связи с указанным суд не может согласиться с доводами ответчика в части того, что истцом не был соблюден трехмесячный срок трудоустройства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, заявленный истцом период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 17.12.1971 по 26.10.1973 включительно подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Указанный перерасчет должен быть произведен с 01.08.2018 согласно ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку обращение истца к ответчику имело место 06.07.2018.
Учитывая, что удовлетворением вышеуказанных требований истца восстанавливаются его пенсионные права, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании неправомерным решения ответчика об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением военной службы по призыву в районах Крайнего Севера не имеется.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты который истец при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с 01.08.2018 произвести Трошкову П.С. перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 17.12.1971 по 26.10.1973 включительно.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В. Мирошник
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2018.