33а-159/2020 (33а-3603/2019) 2а-2291/2019 судья Никишина Н.В. УИД 62RS0004-01-2019-003054-87) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2020 года |
город Рязань |
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Хмельниковой Е.А.,
судей Лукашевича В.Е., Логвина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ельковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Шитикова Геннадия Александровича к комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани и Рязанской городской Думе о признании незаконным и отмене решения об отказе в допуске на участие в конкурсе по апелляционной жалобе Шитикова Геннадия Александровича на решение Советского районного суда города Рязани от 9 октября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Шитикова Геннадия Александровича отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Лукашевича В.Е., объяснения представителя административного истца Шитикова Г.А. по доверенности Алиханяна Р.Т., представителей административных ответчиков - комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани по доверенности Бондарчука О.В., Сокурова Н.Н. и Рязанской городской Думы по доверенности Курючиной О.Г.,
Посельского А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шитиков Г.А. обратился в Советский районный суд города Рязани с административным иском к комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии об отказе в допуске на участие в конкурсе.
В обоснование заявленных требований административный истец Шитиков Г.А. указал, что в соответствии с решением Рязанской городской Думы № 122-III от 30 мая 2019 года «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани» был объявлен конкурс на замещение должности главы администрации города Рязани, проведение которого регламентировано Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани (далее - Положение), утвержденным решением Рязанской городской Думы № 15-III от 30 октября 2018 года.
Согласно п. 6 вышеназванного Положения Рязанская городская Дума в газете «Рязанские ведомости» опубликовала информационное сообщение о дате, месте и условиях проведения конкурса, подготовленного конкурсной комиссией, в соответствии с которым период приема документов для участия в конкурсе был определен с 9 часов 1 июля 2019 года по 17 часов
2 августа 2019 года.
2 августа 2019 года в 16 часов 30 минут административный истец представил в комиссию по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани (далее - Комиссия, конкурсная комиссия) под расписку все необходимые документы, предусмотренные п. 8 Положения.
Однако 30 августа 2019 года административный истец Шитиков Г.А. получил письменное уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе на основании решения Комиссии от 29 августа 2019 года со ссылкой на пп. 6 п. 26 Положения, предусматривающий несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления.
Административный истец считает, что оспариваемое решение вынесено административным ответчиком с нарушением процедур и требований, установленных Положением. В частности, непредставление копии первой страницы паспорта гражданина Российской Федерации, выполняющей функции титульной и не несущей в себе никакой информации, не является, по его мнению, грубым нарушением пп. 6 п. 26 Положения. При этом административный истец Шитиков Г.А. полагает, что предоставление копий всех страниц военного билета пп. 8 п. 8 Положения прямо не предусмотрено. К тому же, норма, содержащаяся в пп. 6 п. 26 Положения и позволяющая отказывать конкурсанту в участии в конкурсе за нарушение правил оформления, не конкретизирует, за какое именно нарушение может последовать такой отказ. По мнению административного истца, приведенная норма имеет завышенные, неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к конкурсанту. Кроме того, ни в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни в Федеральном законе № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», ни в Законе Рязанской области № 64-ОЗ от 5 августа 2011 года «О выборах главы муниципального образования в Рязанской области» не предусмотрен отказ в допуске к конкурсу на замещение должности главы администрации органа местного самоуправления в случае несвоевременного предоставления документов, представления их не в полном объеме или с нарушением правил оформления. Во всех этих нормативных правовых актах главным требованием является уровень профессионального образования, знания и навыки претендента.
Административный истец Шитиков Г.А. просил признать незаконным и отменить решение комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани от 29 августа 2019 года об отказе в его допуске к участию в конкурсе.
На основании определения судьи суда первой инстанции от 6 сентября 2019 года к участию в настоящем деле в качестве административного соответчика привлечена Рязанская городская Дума.
Решением Советского районного суда города Рязани от 9 октября 2019 года в удовлетворении административного иска Шитикова Г.А. отказано.
С данным решением не согласился административный истец Шитиков Г.А., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы, в частности, указывает, что отказ Комиссии на основании
пп. 6 п. 26 Положения в его допуске на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации города Рязани нарушает его конституционные права. Апеллятор также ссылается на неправильное определение районным судом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу административные ответчики комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани и Рязанская городская Дума просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Шитикова Г.А. по доверенности Алиханян Р.Т. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представители административных ответчиков - комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани по доверенности Бондарчука О.В., Сокурова Н.Н. и Рязанской городской Думы по доверенности Курючиной О.Г.,
Посельского А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда, проверив законность и обоснованность постановленного решения, не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, утвержденного решением Рязанского городского Совета № 470-III от 30 июня 2006 года, глава администрации города Рязани назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий представительного органа города Рязани, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации (до дня начала работы представительного органа города Рязани нового созыва), но не менее чем на два года.
В силу ч. 6 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по контракту, заключаемому с главой муниципального образования.
Согласно ч. 5 ст. 37 вышеназванного Федерального закона порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. При этом порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Аналогичное положение приведено в ч. 1 ст. 40 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области.
Решением представительного органа города Рязани - Рязанской городской Думы № 15-III от 30 октября 2018 года утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани.В соответствии с п. 4 данного Положения решение о проведении конкурса принимается Рязанской городской Думой. Решение о проведении конкурса подлежит опубликованию в газете «Рязанские ведомости» и размещению на официальном сайте Рязанской городской Думы в сети Интернет. В решении о проведении конкурса указываются дата, место и время проведения конкурса, место и время работы конкурсной комиссии.
В силу п. 8 Положения о порядке и условиях проведения конкурса гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, лично представляет в Рязанскую городскую Думу в течение срока, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, следующие документы, в том числе: личное заявление по форме в соответствии с приложением № 1 к Положению (пп. 1); собственноручно заполненную и подписанную анкету с фотографией по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 667-р от 26 мая 2005 года (пп. 2); копии всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации (оригинал паспорта предъявляется лично по прибытии на конкурс) (пп. 3); копии документов воинского учета для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу (пп. 8).
Согласно п. 9 Положения прием документов осуществляется должностным лицом, уполномоченным главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы (далее по тексту - уполномоченное лицо). Уполномоченным лицом делается регистрационная запись в специальном журнале, форма которого утверждается главой муниципального образования, председателем Рязанской городской Думы, и гражданину выдается расписка, подтверждающая прием документов. Уполномоченное лицо не позднее двух рабочих дней со дня приема документов передает их секретарю конкурсной комиссии.
В соответствии с п. 10 Положения предоставленные гражданином сведения могут быть проверены конкурсной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 6 п. 26 Положения гражданин, подавший заявление на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в случае несвоевременного представления документов, представления их не в полном объеме или с нарушением правил оформления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 30 мая 2019 года административным ответчиком Рязанской городской Думой принято решение № 122-III о проведении 6 сентября 2019 года конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани.
Согласно п. 4 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани указанное выше решение было опубликовано в газете «Рязанские ведомости» № 40 от 5 июня 2019 года и размещено на официальном сайте Рязанской городской Думы в сети Интернет.
В рамках реализации решения № 122-III от 30 мая 2019 года в газете «Рязанские ведомости» № 44 от 19 июня 2019 года, а также на официальном сайте в сети Интернет Рязанская городская Дума разместила информационное сообщение о проведении конкурса, проект контракта с главой администрации города Рязани, согласно данному сообщению начало приема документов в 9 часов 1 июля 2019 года, окончание приема документов в 17 часов
2 августа 2019 года.
Судом первой инстанции также установлено, что административный истец
Шитиков Г.А. представил в комиссию по проведению конкурса на замещение должности главы администрации города Рязани документы, согласно расписке о приеме документов 2 августа 2019 года в 16 часов 30 минут. Указанные документы, в частности, собственноручно заполненная анкета для участия в конкурсе, по акту приема-передачи от 5 августа 2019 года переданы уполномоченным должностным лицом по приему документов на участие в конкурсе секретарю Комиссии.
По итогам рассмотрения заявления Шитикова Г.А., 29 августа 2019 года конкурсная комиссия в рамках предоставленных ей полномочий и при наличии кворума приняла единогласное решение, оформленное протоколом № 2 от 29 августа 2019 года, об отказе административному истцу в допуске к участию в Конкурсе на основании пп. 6 п. 26 Положения, поскольку копия паспорта представлена административным истцом не в полном объеме (отсутствует первая страница) - требование пп. 3 п. 8 Положения; копия военного билета представлена не полностью - требование пп. 8 п. 8 Положения; в собственноручно заполненной и подписанной анкете по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 667-р от 26 мая 2005 года, не указаны сведения: о квалификации по диплому (п. 5 анкеты), учеба в ВУЗе (п. 11), девичья фамилия матери, место рождения родственников, адрес организаций, являющихся их местом работы (п. 13), год и цель пребывания за границей (п. 15), дата выдачи паспорта (п. 18), а в п. 16 указано «годен к нестроевой службе», тогда как, согласно военному билету, эта запись соответствует 1993 году, в 1996 году имеется запись «ограниченно годен к в/службе».
30 августа 2019 года административному истцу Шитикову Г.А. в соответствии с п. 41 Положения выдано письменное уведомление о результатах проведения конкурса с указанием причин отказа в его допуске к участию в конкурсе.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что информация о проведении конкурса была размещена Рязанской городской Думой заблаговременно в источниках информации, доступных для неограниченного круга лиц. В информации также содержались контактные данные как уполномоченного на прием документов лица, так и ответственного лица конкурсной комиссии. В связи с этим у административного истца Шитикова Г.А. имелось достаточное количество времени для сбора и подготовки необходимых документов и обращения за соответствующими разъяснениями в случае таковой необходимости в конкурсную комиссию.
В соответствии с пп. 3 п. 8 Положения однозначно предусмотрено предоставление претендентом всех копий страниц паспорта гражданина Российской Федерации, а не выборочно, по своему усмотрению.
В силу пп. 8 п. 8 Положения на претендента возложена обязанность по представлению копий документов воинского учета для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 5.1 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» одним из документов воинского учета является военный билет. Несмотря на это, в представленных Шитиковым Г.А. копиях отдельных страниц военного билета сведения отражены не в полном объеме.
Утвержденная форма анкеты подразумевает заполнение всех ее пунктов и граф вне зависимости от содержания прилагаемых документов и не исключает возможность добавления соответствующих пустых граф для их последующего заполнения в случае недостаточности отведенного места в таблицах.
Наличие перечисленных в оспариваемом решении конкурсной комиссии нарушений административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и подтверждено исследованными судом материалами дела. Вопрос о существенности допущенных нарушений Комиссией обоснованно не рассматривался, так как законодательно не предусмотрен.
Суд первой инстанции также ссылался на то, что отсутствие правовой неопределенности, завышенных требований к лицу, претендующему на замещение высшей должности в структуре местной администрации. Кроме того, обратил внимание, что Положение о порядке и условиях проведения конкурса является действующим, незаконным не признано и принято представительным органом города Рязани в рамках предоставленных ему федеральным законодателем дискреционных полномочий.
Учитывая изложенное, районный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено уполномоченной на то Комиссией, при наличии к тому законных оснований, является мотивированным и обоснованным, факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не доказан, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска Шитикова Г.А.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, и их правильность не вызывает у суда апелляционной инстанции сомнений.
Ссылка административного истца Шитикова Г.А. на то, что отказ в допуске к участию в конкурсе на основании пп. 6 п. 26 Положения нарушает его конституционные права, не может быть признана состоятельной в силу следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 19-П от 15 декабря 2003 года, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации) не исключает возможности законодательного закрепления определенных требований к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также установления специального порядка их замещения. Муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих моральных качеств, что согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления 1985 года об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности (ст. 6). Замещение должностей по конкурсу преследует эти разумные и обоснованные цели и одновременно обеспечивает равные возможности претендентов при поступлении на муниципальную службу.
Федеральный законодатель в ч. 2 ст. 17 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предоставил правомочие по установлению порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы представительному органу муниципального образования, закрепив определенные правила и сроки его опубликования.
Такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее равный доступ граждан к муниципальной службе, а также препятствующее их поступлению на муниципальную службу и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца ввиду применения на стадии приема документов в Комиссию завышенных требований к кандидату на должность главы администрации города Рязани.
Доводы апелляционной жалобы Шитикова Г.А. повторяют доводы, изложенные в его административном исковом заявлении, которые были проверены судом первой инстанции и которым этим судом была дана надлежащая оценка, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не находит.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств.
Нарушений районным судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение состоявшегося по делу решения, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Рязани от 9 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шитикова Геннадия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи: