Дело № 2-87/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Колотыгиной И.И.,
при ведении протокола помощником судьи Голубевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Небогатикова Виктора Борисовича к Комитету по социальной защите Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» о возложении обязанности выплатить ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности выплатить ежегодную компенсацию на оздоровление и взыскании задолженности по ежегодной компенсации на оздоровление,
установил:
Небогатиков В.Б. обратился в суд с иском к Комитету по социальной защите Ленинградской области и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», в котором с учетом уточнений (л.д.57-58) просил:
возложить на ответчиков обязанность выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2020 года в размере 3.566 руб. 64 коп. с последующей индексацией;
взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2007 года по 31.12.2019года в сумме 215.155,71 руб.;
возложить на ответчиков обязанность выплатить ежегодную компенсацию на оздоровление за 2020г. в размере 4.755 руб. 58 коп. с индексацией по уровню инфляции с 01.01.2021г.;
взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2008 года по 2019 года в сумме 43.691 руб. 80 коп.
Иск мотивирован тем, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Является инвалидом <данные изъяты>, и получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию на оздоровление. По мнению истца, индексация названных компенсаций производилась уполномоченным органом ненадлежащим образом, а потому по выплатам образовалась задолженность.
В судебное заседание Небогатиков В.Б. не явился, в материалах дела имеется его заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.81).
Ответчики Комитет по социальной защите Ленинградской области и ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены. Представили отзыв и возражения на иск.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сосновоборское отделение Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль», в судебное заседание представителя не направило, о слушании дела извещено.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 14 и ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Небогатиков В.Б. является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от 17.03.2020г., Небогатикову В.Б. назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2019 года.
Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от 17.03.2020г. Небогатикову В.Б. назначена ежемесячная денежная компенсация на оздоровление за период с 2007 по 2019 год.
Размеры назначенных сумм в счет указанной компенсации подробно отражены в названных справках, получение денежных средств истцом не оспорено.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью, на оздоровление и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех- (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы. В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).
Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Такое конституционно-правовое толкование действовавшего законодательства было воспринято судами как возможность до внесения изменений в нормативные акты принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, присужденных им сумм с учетом ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела следует исходить из того, что вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2008 г. N 25-В07-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на Постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 г. по делу по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности.
В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.
Порядок индексации и размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 2007 года устанавливался Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 08 декабря 2011 года № 1019, от 04 декабря 2012 года № 1255, от 19 декабря 2013 года № 1189, от 18 декабря 2014 года № 1411.
Названными Постановлениями Правительства Российской Федерации установлены коэффициенты индексации и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом после 01 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации устанавливает только коэффициент индексации (Постановления от 28 января 2016 года № 42, от 26 января 2017 года № 88, от 26 января 2018 года № 74, от 24 января 2019 года № 32, от 29 января 2020 года № 61).
С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 года № 61 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 февраля 2020 года составляет 970 рублей 38 копеек, а ежегодная компенсация за вред здоровью для инвалидов 3 группы 1293 рубля 86 копеек.
В 2019 году такие компенсации составили 942 рубля 12 копеек и 1256 рублей 17 копеек соответственно.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выплачиваемые истцу ежегодные компенсации за вред здоровью соответствуют установленному порядку их выплаты, а индексация произведена надлежащим образом, оснований для их увеличения до размеров, которые требует истец, не имеется, обстоятельств, свидетельствующих о возникновении по указанным компенсациям задолженности не установлено, а потому иск подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Небогатикова Виктора Борисовича отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Колотыгина И.И.
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2021г.
Судья Колотыгина И.И.