дело № 2а-1508/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 19 января 2022 года
Калининский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Стамбульцевой Е.Г.,
при помощнике судьи Братановой Т.В.,
с участием прокурора Маколкиной Т.В.,
представителя административного истца Савенок С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Холмогорова Вячеслава Евгеньевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, судимого: 15 ноября 2017 года Центральным районным судом г. Тюмени (с учетом постановления того же суда от 18 мая 2018 года) по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ, ст. 73 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года 1 месяц, 14 марта 2019 года постановлением того же суда условное осуждение отменено, направленного для отбывания 1 года 6 месяцев лишения свободы в места лишения свободы, освобожденного 30 апреля 2020 года по отбытию наказания; осужденного: 16 августа 2021 года тем же судом по ч. 1 ст. 135 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, отбывающего наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области,
установил:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осужденного Холмогорова административного надзора на 3 года с административными ограничениями: запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 06 часов; запретить выезд за пределы <адрес>; четыре раза в месяц являться для регистрации в органы внутренних дел по месту жительства.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Холмогоров осужден за преступление небольшой тяжести против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, за весь период отбывания наказания характеризуется отрицательно, в связи с чем нуждается в административном надзоре по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление в полном объеме, прокурор в заключении полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
Административный ответчик Холмогоров о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении административного искового заявления без его участия (т. 1 л.д. 14). Прокурор и представитель административного истца не ходатайствовали об участии Холмогорова в судебном заседании. При таких обстоятельствах на основании ч. 1 ст. 272 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Проверив доводы административного искового заявления, изучив представленные материалы, выслушав представителя административного истца и прокурора, суд находит административное исковое заявление об установлении в отношении Холмогорова административного надзора подлежащим частичному удовлетворению.
Так, основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено, что Холмогоров по приговору от 16 августа 2021 года осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (л.д. 4-6), поэтому на основании п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ в его отношении должен быть установлен административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона.
Из представленной суду характеристики и материалов личного дела осужденного следует, что Холмогоров вину признал; к администрации учреждения относится отрицательно, ее требования выполняет не в полном объеме; состоит на профилактическом учете как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность личности; мероприятия воспитательного характера социально-правовые занятия посещает, подчиняясь необходимости, положительные выводы не делает; не трудоустроен и требования ст. 106 УИК РФ не выполняет; социальные связи им утрачены; за весь период отбывания наказания поощрен не был, пять раз подвергался взысканиям за нарушения порядка отбывания наказания, в том числе водворялся в ШИЗО и в карцер, все взыскания являются действующими, что характеризует осужденного с отрицательной стороны.
Согласно заявлению Холмогорова после освобождения из исправительного учреждения он намерен проживать в <адрес>.
Суд полагает, что оснований для установления Холмогорову ограничения в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участие в указанных мероприятиях не имеется, поскольку оно не конкретизировано, не мотивировано и существенно ограничивает права административного ответчика.
Так, указанное ограничение установлено п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ с указанием, что оно может быть установлено судом, то есть не является обязательным.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Таким образом, установление ограничения, которое не является обязательным, должно быть мотивировано. Из содержания административного искового заявления не представляется возможным установить, какие именно массовые мероприятия и в связи с чем запрещено посещать и принимать в них участие Холмогорову, учитывая разноплановость и массовый характер таких мероприятий.
Нельзя согласиться с тем, что Холмогоров не имеет право посещать абсолютно все массовые мероприятия, независимо от их программы, направленности, тематики, поскольку право поднадзорного лица на отдых, на участие в общественной и политической жизни, было бы несоразмерно ограничено.
С учетом приведенных обстоятельств суд не находит оснований, чтобы установить административному ответчику данное ограничение.
Иные указанные в иске административные ограничения соответствуют личности административного ответчика и его поведению за весь период отбывания наказания, чрезмерными не являются и в полной мере отвечают целям административного надзора, но подлежат уточнению с учетом требований ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ.
Срок административного надзора устанавливается согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ – на срок погашения судимости за преступление небольшой тяжести в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ, то есть на 3 года.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что с целью предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в отношении Холмогорова необходимо установить административный надзор с устанавливаемыми при нем административными ограничениями.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статьями 272, 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области удовлетворить частично.
Установить в отношении Холмогорова Вячеслава Евгеньевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, административный надзор на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляя срок административного надзора со дня постановки Холмогорова В.Е. на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Холмогорова В.Е. следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов; запретить выезд за пределы территории <адрес>; обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разъяснить Холмогорову В.Е. требования ч. 3 ст. 4, ст. ст. 6, 7 и 9 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым суд в течение срока административного надзора по заявлению органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, может частично отменить административные ограничения или дополнить ранее установленные административные ограничения, а также продлить или прекратить административный надзор.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения, путем подачи жалобы, представления через Калининский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий судья Е.Г. Стамбульцева