Решение по делу № 2а-2941/2020 от 31.08.2020

дело № 2а-2941/2020                УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года                 г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего        Квашниной Е.Ю.,

при секретаре     Письменной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика Смирнова В.А.

административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Смирнову Владимиру Александровичу о взыскании задолженности по уплате налогов,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ № 21 по Челябинской области (далее – МИФНС № 21 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирнову В.А. о взыскании задолженности по налогам за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3138,00 руб., в том числе по транспортному налогу – 2210,00 руб., по налогу на имущество – 262,00 руб., по земельному налогу – 666,00 руб. (л.д. 4-11).

В обоснование заявленного требования истец указал, что административный ответчик является владельцем транспортных средств, собственником недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения. Смирнов В.А. надлежащим образом обязанность по уплате налогов, исчисленных за ДД.ММ.ГГГГ., не исполнил. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов Смирнову В.А. направлены требования, которые добровольно им не исполнены, сумма недоимки по налогам в бюджет не перечислена. Срок хранения документов, подтверждающих начисление налогов, их направления в адрес Смирнова В.А. истек, в связи с чем, налоговый орган лишен возможности представить их в суд, отсутствие указанных документов не позволило налоговому органу обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа.

Представитель административного истца МИФНС № 21 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 27).

Административный ответчик Смирнов В.А. в судебном заседании пояснил, что с иском согласен, наличие задолженности по налогам не оспаривает.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие административного истца.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования МИФНС № 21 по Челябинской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относится, в том числе налог на имущество физических лиц, земельный налог, к региональным налогам относится транспортный налог (ст. 14, 15 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога.

В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенных на подведомственной им территории о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы бесплатно в порядке информационного взаимодействия в электронном виде по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В силу ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законом Челябинской области № 114-ЗО от 28.11.2002 «О транспортном налоге» определены ставки транспортного налога.

Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются расположенные в пределах муниципального образования квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (пункт 2 ст. 408 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12, 85 НК РФ, признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязанность собственников имущества – физических лиц по уплате налога на имущество установлены Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991, а также решением Собрания депутатов ЗГО от 10.10.2011 года № 56-ЗГО «Об установлении налога на имущество физических лиц».

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Закона Российской Федерации № 2003-1, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации № 2003-1 установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Ставки налога на имущество физических лиц определены решением Собрания депутатов ЗГО от 10.10.2011 № 56-ЗГО «Об установлении налога на имущество физических лиц».

В соответствии с пунктом 1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Из административного искового заявления следует, что Смирнов В.А. в ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем транспортных средств: с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ легкового <данные изъяты>.; собственником <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес> ( с ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> доли жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно расчетам административного истца (л.д. 6-9), административным ответчиком подлежали уплате за ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог в сумме 1294,00 руб., налог на имущество – 122,00 руб., земельный налог – 333,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог в сумме 916,00 руб., налог на имущество – 140,00 руб., земельный налог – 333,00 руб.

В силу п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 394, п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 334-ФЗ), транспортный налог, налог на имущество, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 394, п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ), транспортный налог, налог на имущество, земельный налог за 2015 год подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В обоснование требования о взыскании с ответчика недоимки по налогам, административный истец указал, что в адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, Смирнов В.А. обязанность по уплате налогов не исполнил. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, Смирнову В.А. направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлены сроки подачи заявления о взыскании недоимок по налогу, в том числе, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку требованием от ДД.ММ.ГГГГ срок его исполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в Златоустовский городской суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с административным иском.

Согласно пункту 3 ст. 48 НК РФ, ст. 95, п. 2 ст. 286 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При обращении в суд МИФНС России № 21 по Челябинской области заявлено ходатайство о восстановлении срока на его подачу (л.д. 12), в обоснование которого административный истец указал, что невозможность направления документов в установленный срок связана с техническим сбоем при подготовке документов.

Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства, не могут расцениваться в качестве уважительной причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Кроме того, административным ответчиком Смирновым В.А. представлены чеки-ордера от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 2210,00 руб., налога на имущество – 262,00 руб., земельного налога – 666,00 руб. (л.д. 30-32).

Следовательно, налогоплательщиком Смирновым В.А. на дату рассмотрения дела, обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ исполнена в полном объеме, недоимки по налогу не имеется.

При таких обстоятельствах административному истцу в удовлетворении административного иска к Смирнову В.А. о взыскании налогов следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Смирнову Владимиру Александровичу о взыскании задолженности по налогам за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3138,00 руб., в том числе по транспортному налогу – 2210,00 руб., по налогу на имущество – 262,00 руб., по земельному налогу – 666,00 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:              Е.Ю. Квашнина

Решение в законную силу не вступило

2а-2941/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №21 по Челябинской области
Ответчики
Смирнов Владимир Александрович
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Квашнина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.09.2020Передача материалов судье
03.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее