Решение по делу № 33-1469/2023 от 24.01.2023

УИД 47RS0009-01-2021-002906-91

Апелляционное производство № 33-1469/2023

Гражданское дело № 2-425/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 18 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего      Тумашевич Н.С.,

судей Ильичевой Т.В., Пономаревой Т.А.,

при секретаре Максимчуке В.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов Гермек Григория Васильевича, Гермек Александры Николаевны, Гончар Анны Ивановны на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-425/2022, которым частично удовлетворены исковые требования Гермек Григория Васильевича, Гермек Александры Николаевны, Гончар Анны Ивановны к муниципальному казенному учреждению культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» о признании незаконными действий в расходовании фонда оплаты труда в отношении стимулирующих надбавок, обязании произвести перерасчет и выплатить стимулирующие выплаты по заработной плате, взыскании денежной компенсации морального вреда и пени за нарушение выплаты стимулирующих выплат.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения Гермек Г.В., Гермек А.Н., Гончар А.И., представителя Гермек Г.В., Гермек А.Н., Гончар А.И. – Гарнова М.А., поддержавших доводы жалобы, возражения директора муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» Камхадзе М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Гермек Г.В., Гермек А.Н., Гончар А.И. обратились в Кировский городской суд Ленинградской области с иском к муниципальному казенному учреждению культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» (далее – МКУК «КСЦ «Назия»), в котором просили:

1) признать действия ответчика в расходовании фонда оплаты труда, начисленного для стимулирующих надбавок за 2018-2020 г.г. в части оплаты:

- надбавки за стаж непрерывной работы в размере 518,4 тыс. руб.;

- надбавки к должностному окладу в размере 788,38 тыс. руб.;

- персональной надбавки в размере 205,62 тыс. руб.;

- премии по итогам года в размере 365,6 тыс. руб. незаконными;

2) обязать ответчика произвести перерасчет стимулирующих выплат и выплатить Гермек А.Н. 50614 рублей 71 копейка, Гермек Г.В. 148 082 рублей 26 копеек, Гончар А.И. 117 567 рублей 40 копеек;

3) взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав работников: в пользу Гермек А.Н. 100000 рублей, в пользу Гермек Г.В. – 100000 рублей, в пользу Гончар А.И. – 100000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окончательно просили взыскать в пользу:

- Гончар А.И. стимулирующую выплату за 2018 год в размере 64 869 рублей 87 копеек, за 2019 год – 27 756 рублей 48 копеек, за 2020 год – 28 544 рублей 86 копеек; пени за нарушение срока выплаты стимулирующей выплаты в размере 2891 рубль 93 копейки, разницу между начисленной и уплаченной работодателем стимулирующей выплаты за 2018 год в размере 1144 рублей 26 копеек;

- Гермек Г.В. стимулирующую выплату за 2018 год в размере 72 091 рубль 48 копеек, за 2019 год – 35 121 рубль 02 копейки, за 2020 год – 60 771 рубль 50 копеек, пени за нарушение срока выплаты стимулирующей выплаты в размере 1948 рублей 44 копейки, разницу между начисленной и уплаченной работодателем стимулирующей выплаты за 2020 год в размере 5237 рублей 90 копеек;

- Гермек А.И. дополнила требования о взыскании пени за нарушение срока выплаты стимулирующей выплаты в размере 94 рубля 09 копеек.

В обоснование искового заявления указано, что Гермек А.Н. принята на работу в качестве делопроизводителя на основании трудового договора от 02.07.2001 года, Гермек Г.В. – инженером по трудовому договору от 01.01.2009 года, Гончар А.И. – заведующей массовым отделом по трудовому договору от 19.02.2013 года.

Трудовыми договорами установлены стимулирующие выплаты. В ходе проверки Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области установлено, что фонд оплаты труда в части стимулирующих надбавок был сформирован из средств областного и местного бюджетов, распределение стимулирующих выплат по видам начислений за 2018-2020 г.г. осуществлялось с нарушением закона. Из выделенной к начислению и выплате стимулирующей надбавки начисленная часть не выплачена? израсходована нецелевым образом, а именно:

- израсходована на надбавки за стаж непрерывной работы в размере 518,4 тыс. руб.;

- израсходована на надбавку к должностному окладу в размере 788,38 тыс. руб.;

- израсходована на персональную надбавку в размере 205,62 тыс. руб.;

- произведены премии по итогам года в размере 365,6 тыс. руб.

Полагают данные выплаты компенсационными, в связи с чем они не должны были выплачиваться за счет фонда стимулирующих надбавок. Кроме этого полагают, что стимулирующие выплаты, как из областного, так и из местного бюджета, должны выплачиваться по балловой системе.

Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2022 года исковые требования Гермек Григория Васильевича, Гермек Александры Николаевны, Гончар Анны Ивановны к муниципальному казенному учреждению культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» о признании незаконными действий в расходовании фонда оплаты труда в отношении стимулирующих надбавок, обязании произвести перерасчет и выплатить стимулирующие выплаты по заработной плате, взыскании денежной компенсации морального вреда и пени за нарушение выплаты стимулирующих выплат удовлетворены частично.

Суд взыскал с муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» () в пользу:

- Гермек Александры Николаевны () недоплату стимулирующей выплаты за 2018 год в размере 1144 руб. 26 коп., пени в размере 94 руб. 09 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.;

- Гермек Григория Васильевича () недоплату стимулирующей выплаты за 2020 год в размере 5237 руб. 90 коп., пени в размере 1948 руб. 44 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.;

- Гончар Анны Ивановны () пени за несвоевременную выплату стимулирующей выплаты в размере 2891 руб. 93 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гермек Александры Николаевны, Гермек Григория Васильевича, Гончар Анны Ивановны отказано.

Судом взыскано с муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-спортивный центр «Назия» ( в бюджет Кировского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 752 руб. 66 коп.

Представитель истцов Гермек А.Н., Гермек Г.В., Гончар А.И. – Гарнов М.А. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, просит изменить его в части размера взысканных денежных средств, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд посчитал доказанным несвоевременность выплаты заработной платы и невыплату стимулирующей выплаты в полной объеме, а также понесенный истцами моральный вред. В то же время суд отказал в перерасчете заработной платы истцов.

Податель жалобы просит увеличить размер выплаты компенсации морального вреда, при этом учесть длительность конфликта между работниками и работодателем, где сильной стороной является работодатель, злоупотребляющий своим правом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Гермек Г.В. 1 января 2009 года принят на работу в качестве инженера муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-спортивный центр «Назия», Гончар ( ранее - Шалимова) А.И. принята на работу на основании трудового договора от 19.02.2013 года заведующей массовым отделом, в настоящее время работает режиссером массовых представлений, Гермек ( ранее - Муравьева) А.Н. принята на работу на основании трудового договора от 02.07.2001 года в качестве делопроизводителя.

Положениями указанных трудовых договоров предусмотрено, что условия и размеры выплаты работодателем работнику поощрений устанавливаются Положением об оплате труда и материальном стимулировании.

Как следует из акта встречной проверки в МКУК «КСЦ «Назия», проведенной Контрольным комитетом губернатора Ленинградской области, от 12.03.2021 года, в 2018 году за счет средств субсидий из областного бюджета и местного бюджета на стимулирующие выплаты израсходовано 1 770 000 руб., в том числе: 194,35 тыс. руб. – надбавка за стаж непрерывной работы, 274,63 тыс. руб. – надбавка к должностному окладу, 20,42 тыс. руб. – персональная надбавка, 684,35 тыс. руб. – стимулирующие выплаты, 185,7 тыс. руб. – премия по итогам года, 410,55 тыс. руб. – взносы по обязательному социальному страхованию.

В 2019 году за счет средств субсидий из областного бюджета и местного бюджета на стимулирующие выплаты израсходовано 2 509 000 руб., в том числе: 83,81 тыс. руб. – надбавка за стаж непрерывной работы, 178,50 тыс. руб. – надбавка к должностному окладу, 1522,83 тыс. руб. – стимулирующие выплаты, 141,89 тыс. руб. – премии и персональная надбавка, 581,97 тыс. руб. – взносы по обязательному социальному страхованию.

В 2020 году за счет средств субсидий из областного бюджета и местного бюджета на стимулирующие выплаты израсходовано 2 052 800 руб., в том числе: 240,24 тыс. руб. – надбавка за стаж непрерывной работы, 335,25 тыс. руб. – надбавка к должностному окладу, 43,31 тыс. руб. – персональная надбавка, 777, 95 тыс. руб. – стимулирующие выплаты, 179,90 тыс. руб. – премия по итогам года, 476,15 тыс. руб. – взносы по обязательному социальному страхованию.

Также представителями Контрольного комитета проведена проверка начислений стимулирующих выплат Гончар А.И. и Гермек Г.В. Установлено, что Гермек Г.В. и Гончар А.И. не предоставлены в комиссию оценочные листы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года, Гончар А.И. также за август 2019 года. В связи с не предоставлением в срок указанными работниками оценочных листов за соответствующие периоды, оценка результативности деятельности работников и утверждение баллов произведена комиссией самостоятельно. По результатам проведенной проверки нарушений по вопросу выплат стимулирующего характера Гончар А.И. и Гермек Г.В. не установлено.

Разрешая заявленные исковые требования в части признания незаконными действий ответчика в расходовании фонда оплаты труда, начисленного для стимулирующих надбавок за 2018-2020 годы, суд, проанализировав положения ст. ст. 15,135, 129 Трудового кодекса РФ, локальные акты, изданные ответчиком в пределах своей компетенции, а также соглашения о предоставлении субсидий, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что расходование средств, выделенных на стимулирующие выплаты в период с 2018-2020 г.г., из областного и местного бюджетов произведено в соответствии с требованиями закона, локальных актов, соглашений о предоставлении субсидий. Все выплаты относятся к категории стимулирующих, в связи с чем нецелевого использования средств не имеется.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 404 утверждена государственная программа Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области".Согласно Приложению № 2 к указанной Программе определены цели, условия, порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на софинансирование дополнительных расходов местных бюджетов на сохранение целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области" и критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидии (п. 1.1 Приложения).

Субсидии предоставляются в целях сохранения квалифицированных кадров и стимулирования повышения эффективности и качества предоставляемых услуг муниципальных учреждений культуры в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда с учетом показателей и критериев оценки эффективности труда работников (п. 2.1 Приложения).

Результатом использования субсидии муниципальными образованиями является соотношение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (к среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по Ленинградской области.

Значения результата использования субсидии определяются в соответствии с единой формулой, учитывающей особенности муниципальных образований, и устанавливаются соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между комитетом и муниципальным образованием (п. 2.2 Приложения).

14 марта 2018 года между Комитетом по культуре Ленинградской области и администрацией МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение № 93 о предоставлении в 2018 г. субсидии из областного бюджета Ленинградской области на обеспечение стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений культуры. Муниципальному образованию в рамках данного соглашения предусмотрено организовать софинансирование расходов из местного бюджета не менее 50% от общего объема расходов, необходимого для достижения установленного целевого показателя результативности предоставления субсидии. Плановое значение заработной платы работников муниципальных учреждений культуры определено 39873,7 руб.

22 марта 2019 г. между Комитетом по культуре Ленинградской области и администрацией МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение № 118 о предоставлении в 2019 г. субсидии из областного бюджета Ленинградской области на обеспечение стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений культуры. На основании указанного соглашения получатель субсидии обязан обеспечить достижение значений целевых показателей результативности предоставления субсидии, а именно плановое значение средней заработной платы работников учреждений культуры в 2019 году в размере 43143,34 руб. (том 3 л.д. 69-75, 79-81).

13 марта 2020 года аналогичное соглашение № 433 было заключено на 2020 год.

Положением об оплате труда работников МКУК «КСЦ «Назия», утвержденным постановлением администрации МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 26.12.2017 № 321 установлено, что к стимулирующим выплатам относятся: за стаж непрерывной работы, за выслугу лет, персональные надбавки, премиальные выплаты по итогам года, материальная помощь. Выплаты стимулирующего характера производятся в соответствии с приказом по учреждению с учетом деятельности учреждения. Конкретный объем средств на установление стимулирующих выплат определяется руководителем учреждения по согласованию с главой администрации МО Назиевское городское поселение в пределах ассигнований на соответствующий год (т.2 л.д. 40-41).

Кроме этого в МКУК «КСЦ «Назия» утвержден Порядок распределения выплат стимулирующего характера и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области работникам в 2018, 2019, 2020 г.г., которым утверждены показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности работников МКУК КСЦ «Назия», утверждено положение о комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности и результативности деятельности работников учреждения, форма оценочного листа, форма протокола.

Как установлено Порядком распределения выплат стимулирующего характера, стимулирующие выплаты по результатам труда выплачиваются на основании оценки выполнения утверждённых показателей и критериев эффективности и результативности деятельности каждого работника учреждения. Оценка выполнения утвержденных показателей работников учреждения (включая руководителя) осуществляется рабочей комиссией, созданной для этих целей. Для этого каждый работник учреждения без внешних совместителей, представляет в рабочую комиссию заполненный оценочный лист по выполнению показателей и критериев эффективности и результативности деятельности за соответствующий период (п. 2.3.Порядка).

На основе результатов оценочных листов составляется сводный лист и протокол (п. 2.7. Порядка). После получения протокола рабочей комиссии руководитель МКУК КСЦ «Назия» издает приказ о выплате премий за результаты труда и передает в бухгалтерию с приложением оригиналов протокола и оценочных листов для начисления (п. 2.9. Порядка).

Оценка результативности и эффективности деятельности работников учреждения осуществляется в соответствии с перечнем показателей работы с указанием весового коэффициента каждого критерия в разрезе наименований должностей. По каждому показателю устанавливаются критерии, наиболее полно показывающие степень результативности деятельности работника (п. 3.1. Порядка). При определении размера стимулирующих выплат по результатам труда работников учреждения каждому показателю устанавливается критерий в баллах в зависимости от значимости показателя. На основании подсчета баллов оценки составляется сводный оценочный лист, отражающий суммарное количество баллов. Денежный вес одного балла определяется по формуле: объем субсидий из областного бюджета в текущем месяце деленное на суммарное количество баллов, набранное каждым работником стимулирующего характера. Размер выплаты определяются по формуле:

Врт = Двб х Об, где, Дбв – денежный вес одного балла (в рублях), Об – количество баллов, набранное работником.

Действия ответчика в расходовании фонда оплаты труда, начисленного для стимулирующих надбавок за 2018-2020 годы, соответствовали требованиям Порядка распределения выплат стимулирующего характера и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области работникам в 2018, 2019, 2020 г.г., в связи с чем оснований для удовлетворения иска в данной части у суда не имелось.

Разрешая исковые требования о взыскании стимулирующих выплат, суд признал обоснованными недоплаты выплат, взыскав с ответчика в пользу Гермек Г.В. стимулирующую выплату в размере 5237 руб. 90 коп. (79901,32 руб. – 74663,42 руб.), в пользу Гермек А.Н. 1144 руб. 26 коп. (47350,14 руб. – 46205, 88 руб.).

При этом проверив остальные начисления истцам стимулирующих выплат, основанными на данных оценочных листов, имеющихся в материалах дела, положении о системе оплаты труда, положении о выплатах стимулирующего характера работникам, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения данной части требований.

Доводы истцов о необоснованности распределения стимулирующих выплат, без учета результатов оценочных листов Гермек Г.В. и Гончар А.И. судом отклонены, поскольку истцы по собственной инициативе перестали предоставлять оценочные листы в комиссию. Факт непредставления Гермек Г.В. оценочных листов в отсутствие каких либо уважительных причин в 2019 году подтвержден также решением по гражданскому делу № 2-924/2019 и не оспорен истцами.

Проценты за нарушение срока выплаты стимулирующей выплаты за 29 дней 2018 года в размере 94 руб. 09 коп., Гермек Г.В. – за 2018,2019,2020 годы в размере 1948 руб. 44 коп., Гончар А.И. за 2018, 2019,2020 годы в размере 2891 руб. 93 коп. взысканы судом на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом установлено нарушение прав истцов на своевременную выплату части заработной платы, нарушение прав Гермек Г.В. и Гермек А.Н. на выплату стимулирующей суммы к заработной плате в полном объеме, суд, учитывая характер нарушенных прав каждого истца, определил компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов в размере 1000 руб.

Выводы суда первой инстанции основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложены в мотивировочной части решения, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8).

По смыслу приведенного выше правового регулирования, размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела, которые в соответствии с положениями процессуального закона должны быть представлены истцом и должны получить надлежащую оценку суда.

Довод заявителей жалобы о несогласии с определенной судом суммой компенсации морального вреда не может являться основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного постановления, поскольку оценка характера и степени причиненного истцу морального вреда относится к исключительной компетенции суда первой инстанции.

Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Кировского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Гермек Григория Васильевича, Гермек Александры Николаевны, Гончар Анны Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 21.04.2023

33-1469/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гермек Александра Николаевна
Гончар Анна Ивановна
Гермек Григорий Васильевич
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение культуры Культурно-спортивный центр Назия
Другие
Гарнов Михаил Александрович
Администрация МО Назиевское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
24.01.2023Передача дела судье
21.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023Передано в экспедицию
18.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее