Дело № 2а-314/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Советская 15 августа 2018 г.
Обливский районный суд Ростовской области в составе: председательствующей судьи Рычневой Ж.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Боковского межрайонного прокурора Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и об обязании провести инвентаризацию зеленых насаждений, оформить паспорта объектов зеленых насаждений и обеспечить ведение реестра зеленых насаждений на электронном и бумажном носителях,
У С Т А Н О В И Л:
Боковский межрайонный прокурор обратился в Обливский районный суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области о признании незаконным бездействия, указав, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Чирского сельского поселения Советского района законодательства об охране зеленых насаждений.
Проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Областного закона от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» администрацией Чирского сельского поселения Советского района не проведена инвентаризация зеленых насаждений, не внесены сведения о зеленых насаждениях в паспорта объектов зеленых насаждений, реестр зеленых насаждений сельского поселения в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется, оперативная оценка состояния зеленых насаждений на территории сельского поселения не проводится, соответствующие акты не составляются.
Кроме того, 13.06.2018 Боковской межрайонной прокуратурой в адрес администрации Чирского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Однако нарушения, изложенные в представлении, до настоящего времени не устранены, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации Чирского сельского поселения.
Ссылаясь на ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение», выразившееся в не проведении инвентаризации зелёных насаждений.
2. Обязать администрацию муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области в срок не позднее 01.03.2019:
- провести инвентаризацию зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области, расположенных в границах территории Чирского сельского поселения;
- оформить паспорта объектов зеленых насаждений;
- обеспечить ведение реестра зеленых насаждений на электронном и бумажном носителях.
В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
В соответствии со ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований). Упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
Определением суда от 06.08.2018 данное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
Прокурор просил рассмотреть административное исковое заявление в упрощенном порядке.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области - глава администрации Кривов С.И., не возражал против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, признает заявленные требования в полном объеме, о чем представил суду заявление (л.д. 24).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
К основным принципам охраны окружающей среды Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона).
Статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Ростовской области регулируются Областным законом от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области» (далее Областной закон), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Ростовской области.
Согласно статье 2 названного Областного закона под охраной зеленых насаждений понимается деятельность по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленная на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки. Оценкой состояния зеленых насаждений является деятельность по получению сведений о количественных и качественных параметрах состояния зеленых насаждений. Порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Ростовской области (ч. 6 ст. 3 Областного закона).
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 819 утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области (далее - Порядок охраны зеленых насаждений), который определяет основные требования к охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области.
Из п. 2.1 Порядка следует, что планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений.
В соответствии с пп. 5.2-5.5 Порядка охраны зеленых насаждений основными составляющими системы оценки состояния зеленых насаждений являются: оценка (долгосрочная, ежегодная (весной и осенью), оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений и выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений.
Долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений осуществляют специализированные организации или собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения.
В случае если долгосрочную оценку состояния зеленых насаждений осуществляют собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, то полученные ими сведения проверяются квалифицированными специалистами.
По результатам полученных сведений выдается экспертное заключение специализированной организации. Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет.
Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений, который содержит перечисленные в пп.5.4.1-5.4.9 сведения.
На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений.
Порядок проведения инвентаризации зеленых насаждений, формы паспорта объекта зеленых насаждений и реестра зеленых насаждений сельского поселения, правила их ведения установлены Регламентом производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области, утвержденным Приказом Ростоблкомприроды от 12.05.2008 № 36.
Из материалов дела усматривается, что проверкой, проведенной Боковской межрайонной прокуратурой, установлено, что администрацией Чирского сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, т.е. долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования «Чирское сельское поселение» не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется, что подтверждается: представлением прокурора от 13.06.2018 в адрес главы администрации Чирского сельского поселения (л.д.13-15), актом проверки от 24.07.2018 (л.д.9), объяснением и.о. главы администрации Чирского сельского поселения Советского района Ростовской области - Кривова С.И. о том, что нарушения не устранены до настоящего времени (л.д.10).
Таким образом, судом установлено, что Администрация муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района не выполняет требования законодательства об охране зеленых насаждений, что создает угрозу потери таких насаждений, что не способствует нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях.
Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие Администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района нарушает действующее федеральное законодательство, в том числе нарушаются права неопределенного круга лиц.
Учитывая, что Администрацией муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района до настоящего времени не исполнены требования, изложенные в административном исковом заявлении, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.03.2019:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░