Решение по делу № 12-101/2018 от 12.09.2018

Дело № 12-101/2018

УИД № 42RS0040-01-2018-001856-26

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово                                            14 ноября 2018 года

Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Тупица А.А., рассмотрев жалобу должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова Константина Анатольевича на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области от 30.08.2018 № ПО-42/4/383 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП в отношении должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова Константина Анатольевича

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области от 30.08.2018 № ПО-42/4/383 должностное лицо – технический директор ЗАО "Системы Телеком" Максимов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Должностное лицо – технический директор ЗАО "Системы Телеком" Максимов К.А. подал жалобу на постановление и просит его отменить по следующим основаниям.

Базовая станция RВ911G-5НРасd-NВ, зав. принадлежащая ЗАО "Системы Телеком", настроена и осуществляет работу на разрешенных частотах, обратное материалами дела не доказано.

Указанная базовая станция зарегистрирована в установленном законом порядке и состоит из четырех РЭС с МАС-адресами:

Согласно разрешению от 05.07.2017 № 432-рчс-17-0266 диаграмма излучения базовой станции составляет 360° и ЗАО "Системы Телеком" имеет право на использование для работы базовой станции следующие радиочастоты или радиочастотные каналы:

- 5160 МГц — направление северо-восток (0-90 градусов) и юго-запад (180-270 градусов),

- 5180 МГц — направление юго-восток (90-180 градусов) и северо-запад (270-360 градусов).

В подтверждение совершения правонарушения были представлены переданные административному органу Филиалом ФГУП "ГРЧЦ" акты мероприятий по радиоконтролю от 02.08.2018 и , оформленные на основании протоколов измерений технических параметров излучения РЭС от 02.08.2018 и .

Приказом Роскомнадзора от 04.12.2009 № 639 "Об утверждении регламента взаимодействия территориальных органов Роскомнадзора с предприятиями Радиочастотной службы и их филиалами в субъектах Российской Федерации" установлены формы Акта мероприятий по радио контролю и Протокола измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств и рекомендации по их заполнению.

Представленные акты и протоколы не соответствуют требованиям Регламента, а именно: в протоколах не конкретизирован объект измерений - наименование и/или учетный номер РЭС, либо иные сведения, позволяющие идентифицировать измеряемое РЭС.

Базовая станция состоит из четырех РЭС, каждая из которых имеет свой идентификационный номер (МАС-адрес), направление излучения и настроена на одну из частот в соответствии с разрешением.

Следовательно, объектом измерений не может являться базовая станция в целом. Параметры излучения, полученные при проведении мероприятий по радиоконтролю, должны относиться к конкретному измеряемому РЭС.

Однако, в Протоколах в поле "Объект измерений" (п. 1), а также в таблицах в поле "Результаты измерений" (п. 9.1, 9.2) в графе "РЭС (наименование, учетный номер)" указан идентификационный номер всей базовой станции, а не конкретное, входящее в ее состав РЭС.

В связи с этим достоверно установить параметры какого именно РЭС были измерены не представляется возможным.

В Протоколах в поле "Средства измерений и вспомогательное оборудование" представлены измерительные приборы без указания наименование производителя для средств измерений зарубежного производства; не указано вспомогательное оборудование, при помощи которого могли быть определены МАС-адреса измеряемых РЭС.

В Протоколах в поле "Методика измерений" в нарушение требований Регламента указаны руководства по эксплуатации применяемых измерительных приборов, а не действующие нормативно-технические документы, в соответствии с которыми проводились измерения, либо при их отсутствии - аттестованная методика выполнения измерений с указанием данных свидетельства об аттестации методики (номер, кем и когда выдано), что не позволяет оценить достоверность произведенных измерений.

В материалах административного дела отсутствуют фотографии местоположения измеряемых РЭС, что не позволяет достоверно установить, измерения каких именно РЭС представлены в Протоколах.

Для уникальной идентификации радиоэлектронных устройств используется МАС- адрес, который записывается на заводе-производителе в постоянную (энергонезависимую) память устройства.

Согласно Протоколов, измерения проводились без подключения к контролируемым РЭС, удаленно от источника излучения, анализа его настроек, технических характеристик и т.д.

Используемые для проведения измерения приборы, указанные в Протоколах, в соответствии со своими техническими характеристиками не позволяют определить МАС-адрес РЭС. Помимо этого, в Протоколах указан идентификационный номер всей базовой станции, МАС-адрес измеряемых РЭС не прописан ни в самих Протоколах, ни в приложенных к ним спектрограммах, что не позволяет достоверно определить, измерение излучений каких именно РЭС было произведено.

Однако в Актах, которые были составлены на основании Протоколов, указано, что в результате произведенных измерений были выявлены нарушения в работе конкретных РЭС с МАС-адресами: и а также указано, что в работе использовался анализатор сетей Wi-Fi (802.11) "Сибиряк", не указанный в списке оборудования в Протоколах.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа было разъяснено, что данные, позволяющие идентифицировать измеряемые РЭС, а именно их МАС-адреса, были получены с использованием анализатора.

В Российской Федерации обязательная сертификация приборов проводится на соответствие стандартам ГОСТ и ГОСТ Р. Кроме того, возможна и добровольная сертификация приборов в системе МЭК (Международная электротехническая комиссия) и в системе международных стандартов 180.

Сертификация приборов подтверждает соответствие данного прибора установленным в РФ требованиям безопасности и нормативам. Сертификация приборов проводится органом по сертификации, который прошел аккредитацию в Росстандарте на этот вид продукции.

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы относительно анализатора - руководство по эксплуатации, сертификат соответствия, свидетельство о поверке и др., в связи с чем применение указанного оборудования является безосновательным, а полученные с его помощью сведения недостоверными и не соответствующие закону.

Согласно Актам в проведении мероприятий по радиоконтролю сотрудником ФГУП "ГРЧЦ" использовалось следующее оборудование: Анализатор ТВ-сигналов портативный К&S; антенна измерительная рупорная П6-59; геодезический GPS/ГЛОНАСС приемник JAVAD Тriumph GIS more-G3, анализатор сетей Wi-Fi (802.11) "Сибиряк".

Указанные приборы являются самостоятельными единицами, выполняющими определенную функцию.

Административным органом в материалах дела не представлены доказательства того, что данные приборы по своим техническим характеристикам совместимы и могут использоваться в качестве единого комплекса, позволяющего производить измерения радиоэлектронных излучений.

Кроме того, возможность использование анализатора сомнительна в связи с отсутствием на него какой-либо документации.

Должностное лицо – технический директор ЗАО "Системы Телеком" Максимов К.А. также считает, что достоверно определить, что именно принадлежащие ЗАО "Системы Телеком" РЭС излучали на указанных в Протоколах измерения частотах по представленным материалам невозможно.

Уровень сигнала базовой станции цифровых радиосистем сети беспроводного доступа, позволяющий осуществлять работу на прием и передачу с абонентскими РЭС, находящимися в зоне ее действия, составляет в среднем - 50 дБ. и на расстояние до 5 км.

Учитывая координаты размещения измерительных приборов и их технические характеристики (угол направленности антенны измерительной рупорной П6-59 составляет 30°), расстояние от предположительных объектов измерения (около 300 метров), согласно спектрограмм излучений показатель уровня сигнала на частоте 5 680 ГГц составляющий - 80,5 дБ. и на частоте 5 710 ГГц - 82,3 дБ. соответствует уровню шума или отраженного сигнала, а не уровню сигнала базовой станции, позволяющему нормальное функционирование, что позволяет сделать вывод о том, что представленные данные, вероятно, относятся к РЭС, находящимся на значительном удалении от места, с которого производились измерения, и не относятся к РЭС, принадлежащим ЗАО "Системы Телеком"

Обжалуемое постановление не мотивировано, в нем не приводятся доводы, на основании которых должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности вины в совершении правонарушения.

В Постановлении указан только выявленный факт наличия правонарушения, выразившегося в нарушении требований Закона РФ "О связи", но не приводится ни одного конкретного доказательства, подтверждающего наличие события правонарушения и виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В постановлении указано на наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность - совершение однородного административного правонарушения, однако не конкретизировано, когда указанное правонарушение было совершено, не представлены реквизиты постановления о привлечении к административной ответственности, сведения о вступлении указанного постановления в законную силу.

Мероприятия по радиоконтролю, полученные с использованием оборудования, поименованного в документах по радиоконтролю, не являются достоверными, следовательно, протоколы измерений от 02.08.2018 № 42-3676-19460-14 и № 42-3679-19460-14 и акты от 02.08.2018 № 42-2816 и № 42-2817 не могут являются допустимыми доказательствами по делу.

Согласно п. 11 ст. 2 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" прямое измерение - измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" измерения должны производиться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для" выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений (п. 2 ст. 5 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений").

Утверждение типа средств измерений производится Росстандартом (п. 5.4.19, п. 5.4.20, п. 5.4.13 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утв. Постановлением Правительства РФ №294 от 17.06.2004).

Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 № 970 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Решение об утверждении типа стандартного образца или средства измерений, о продлении срока действия свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; переоформлении свидетельства об утверждении типа стандартного образца или типа средства измерений; внесении изменений в описание типа стандартного образца или типа средства измерений оформляется приказом Росстандарта (п. 36 Административного регламента).

После издания приказа должностное лицо Росстандарта оформляет свидетельство об утверждении типа средства измерений и описание типа средства измерений, которое является обязательным приложением к свидетельству об утверждении типа средства измерений; представляет свидетельство и описание типа средства измерений, которое является обязательным приложением к свидетельству, на подпись заместителю Руководителя Росстандарта, а затем передает сведения об утвержденном типе средства измерений, о продлении срока действия, переоформлении свидетельства; о внесении изменений в описание типа средства измерений, а также копии свидетельств в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (п. 41 Административного регламента).

Срок действия свидетельств устанавливается для свидетельств об утверждении типа средств измерений серийного производства - 5 лет, с продлением на каждые последующие 5 лет в установленном порядке; ограничение срока действия выданных свидетельств об утверждении типа не распространяется на стандартные образцы и средства измерений утвержденного типа, приобретенные и/или введенные в эксплуатацию в период срока действия свидетельств об утверждении их типа (п. 41.1 Административного регламента).

Следовательно, средства измерения, произведенные по окончании срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений, не могут быть отнесены к указанному типу, и точность данных, полученные при помощи указанных приборов, является сомнительной.

По данным Росстата анализатор телевизионных сигналов портативный R&S "ETN" зарегистрирован в госреестре средств измерений за номером 44729-10 (в частности, указано в свидетельстве о поверке).

Производителем на данный прибор было получено свидетельство об утверждении типа средств измерений серийного производства № 40248 со сроком действия до 01.08.2015. Сведения о продлении указанного свидетельства в госреестре отсутствуют.

Учитывая, что в материалах дела отсутствует документация на анализатор ТВ - сигналов R&S "ETN", установить, когда был приобретен и/или введен в эксплуатацию прибор не представляется возможным, в связи с чем правомерность его применения для получения данных в ходе проведения мероприятия по радиоконтролю вызывает сомнения.

Кроме того, радиоэлектронные средства, параметры излучения которых представлены в протоколах измерений, являются устройствами базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа - стандарта IEEE 802.11.

Согласно приложению к свидетельству об утверждении типа средств измерений № 40248 "Описание типа средств измерений" анализатор ТВ-сигналов R&S "ETN" предназначен для измерения уровня цифровых телевизионных сигналов стандарта DVB-Т/Н, определения количественных характеристик цифровых потоков, эксплуатационного контроля и технического обслуживания радиостанций и маломощных цифровых ТВ-передатчиков европейского стандарта DVB-Т/Н, а также для нестационарного измерения зоны охвата. Областями применения является тестирование, анализ и мониторинг цифрового телевидения европейского стандарта DVB-Т/Н, научно-исследовательские работы, проведение испытаний, разработка и ремонт приемного телевизионного оборудования, метрологическое обеспечение телерадиовещательной аппаратуры.

Таким образом, анализатор ТВ-сигналов R&S "ETN" по своим техническим характеристикам не предназначен для измерения излучения стандарта IEEE 802.11, обратного в материалах дела не представлено.

В отношении анализатора Wi-Fi "Сибиряк" административным органом была предоставлена копия Руководства по эксплуатации аппаратно-программного комплекса "Сибиряк", при помощи которого были определены МАС-адреса спорных РЭС.

Приказом Минпромторга России от 22.11.2013 № 1628-ст "О введении в действие межгосударственных стандартов" был утвержден ГОСТ 2.601-2013 "Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Эксплуатационные документы".

П.5.2.1 ГОСТа установлена номенклатура эксплуатационных документов, необходимых для эксплуатации изделия, в которой установлена степень обязательности разработки документа.

Согласно номенклатуры обязательным для изделия является паспорт, руководство по эксплуатации - документ, необходимость разработки которого устанавливается непосредственно разработчиком/изготовителем.

Руководство по эксплуатации - документ или интерактивное электронное приложение, содержащие сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки изделия в ремонт, а также сведения по утилизации изделия или его составных частей; это сложный структурный документ, который составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.610-2006.

Руководство по эксплуатации, как правило, разрабатывается и входит в комплект поставки на все технически сложные изделия.

В представленном руководстве не указан разработчик/изготовитель изделия; в разделе "Описание и работа изделия" указано, что функциями анализатора "Сибиряк", в частности, являются определение поддерживаемой в сетях скорости, оценка уровня принятого сигнала, определение координат точки контроля, определение координат абонентских и базовых станций и иные, которые подпадает под действие Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", соответственно, для получения указанных данных прибор должен был пройти поверку.

Учитывая отсутствие поверки, сведения об идентификации спорных РЭС, якобы полученные с его помощью, также являются недостоверными и не могут служить надлежащими доказательствами по делу.

В соответствии с п. 6 Правил осуществления радиоконтроля в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 175, для осуществления мероприятий по радиоконтролю используются стационарные или подвижные технические комплексы радиоконтроля и отдельные специальные средства измерения.

Указанные выше приборы являются самостоятельными единицами, выполняющими определенную функцию. Административным органом в материалы дела не представлены доказательства того, что данные приборы по своим техническим характеристикам совместимы и могут использоваться в качестве единого комплекса, позволяющего производить измерения радиоэлектронных излучений.

Заслушав объяснения должностного лица - технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова К.А., защитников должностного лица – Сорока М.А., действующую на основании доверенности от 23.07.2018 42 АА № 2565120, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области Верновым А.С. (срок 1 год), Сакерина Р.В., действующего на основании доверенности от 10.05.2018, удостоверенной по месту работы Максимова К.А. в ЗАО "Системы Телеком", допросив в качестве свидетеля специалиста ФГКП "ГРЧЦ" Веденяпина Е.П., исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано, в том числе, в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КРФоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КРФоАП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.8 КРФоАП лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Судьей установлено следующее.

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области от 30.08.2018 № ПО-42/4/383 должностное лицо – технический директор ЗАО "Системы Телеком" Максимов К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП, в том, что на 02.08.2018 по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, п. Металлплощадка, 208 метров западнее дома по б-ру Строителей, 73 (географические координаты места установки: 55°19"13" с.ш. 86°10"56" в.д.) был установлен факт нарушения должностным лицом - техническим директором ЗАО "СТ" Максимовым К.А. правил использования радиочастот, а именно: для работы базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа RВ911G-5НРасd-NВ, зав. (МАС-адреса РЭС: , ), установленной по вышеуказанному адресу, используются радиочастоты 5 680, 5 710 МГц без соответствующего разрешения на использование радиочастотного спектра.

В связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей должностным лицом - техническим директором ЗАО "СТ" Максимовым К.А. нарушено требование п. 1 ст. 24 Закона РФ "О связи" о недопустимости использования радиочастотного спектра без соответствующего разрешения.

Обстоятельства, установленные государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области, подтверждаются исследованными в судебном заседании:

1.Протоколом об административном правонарушении от 16.08.2018 № АП-42/2/674.

2. Протоколом измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 02.08.2018 № 42-3676-19460-14.

3. Актом мероприятий по радиоконтролю "Измерение параметров излучений радиоэлектронных средств" от 02.08.2018 № 42-2816-01, согласно которому проведены мероприятия по радиоконтролю на частотах 5 180 МГц, 5 680 МГц. и выявлены признаки нарушений правил использования радиочастотного спектра, а именно: использование РЭС с нарушением условий использования радиочастот, установленных решениями о выделении полос радиочастот либо разрешениями на использование радиочастот (радиочастотных каналов) (№ 42-3676-19460-14) (разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 05.07.2017 № 432-рчс-17-0266 – п. 1.1 места установки, тип и основные технические характеристики РЭС, а также используемые радиочастоты или радиочастотные каналы должны соответствовать частотно-территориальному плану, приведенному в настоящем разрешении, МАС-адрес РЭС: ).

4. Протоколом измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 02.08.2018 № 42-3679-19460-14.

5. Актом мероприятий по радио контролю "Измерение параметров излучений радиоэлектронных средств" от 02.08.2018 № 42-2817-01, согласно которому проведены мероприятия по радио контролю на частотах 5 160 МГц, 5 710 МГц. и выявлены признаки нарушений правил использования радиочастотного спектра, а именно: использование РЭС с нарушением условий использования радиочастот, установленных решениями о выделении полос радиочастот либо разрешениями на использование радиочастот (радиочастотных каналов) (№ 42-3676-19460-14) (разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 05.07.2017 № 432-рчс-17-0266 – п. 1.1 места установки, тип и основные технические характеристики РЭС, а также используемые радиочастоты или радиочастотные каналы должны соответствовать частотно-территориальному плану, приведенному в настоящем разрешении, МАС-адрес РЭС: ).

6. Разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 05.07.2017 № 432-рчс-17-0266.

7. Должностной инструкцией технического директора, утвержденной генеральным директором ЗАО "Системы Телеком" 01.09.2015, согласно п. 2.7, п. 3.6 которой в должностные обязанности Максимова К.А. входит контроль за соблюдением использования радиочастот, а также право требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т. д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений".

Диспозиция ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно п. 5 ст. 22 Закона РФ "О связи" средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона РФ "О связи" право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона РФ "О связи" использование радиочастотного спектра - обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 175 утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации, устанавливающие порядок осуществления контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 175 радиоконтроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых мероприятий, без участия и уведомления владельцев радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

В актах мероприятий по радиоконтролю "Измерение параметров излучения радиоэлектронных средств" от 02.08.2018 отражены данные произведенных измерений технических параметров излучения исследуемого РЭС; акты составлены на основании протоколов измерения параметров излучения радиоэлектронных средств от 02.08.2018 и , к которым приложены спектрограммы, составленные портативным анализатором ТВ-сигналов Rohde&Schwarz "ETN" № 101836.

В указанных протоколах отражено местоположение РЭС – базовой станции цифровых радиосистем беспроводного доступа, а также место проведения измерений.

Используемые ФГУП "ГРЧЦ" средства измерений прошли в установленном порядке метрологическую поверку, их показания являются надлежащими доказательствами по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании специалист ФГУП "ГРЧЦ" ФИО1 показал, что 02.08.2018 он по заданию Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в месте расположения РЭС, принадлежащих ЗАО "Системы Телеком" и расположенных в п. Металлплощадка, осуществлял мероприятия по радиоконтролю на частотах 5 180 МГц и 5 680 МГц, в ходе которых были выявлены признаки нарушений правил использования радиочастотного спектра.

В работе использовалось оборудование: анализатор ТВ-сигналов портативный R&S "ЕТН", антенна измерительная рупорная П6-59; геодезический GРS/ГЛОНАСС приемник, которые прошли соответствующую поверку; а также анализатор сетей Wi-Fi "Сибиряк", в отношении которого поверка не требуется.

Анализатор ТВ-сигналов портативный R&S "ЕТН" и антенна измерительная рупорная П6-59 использовались как единое целое, были подключены друг к другу при помощи кабеля, при этом ФИО1 производилось направление антенны в разные части света с целью выявления наибольшей силы сигнала, и было установлено, что наибольшая сила сигнал исходит от РЭС, расположенной на трубе.

Анализатором ТВ-сигналов портативным R&S "ЕТН" были установлены 2 частоты, на которых РЭС производило излучения на частотах 5 680 МГц и 5 710 МГц, в отношении которых у ЗАО "Системы телеком" отсутствовали разрешения на использование радиочастотного спектра, о чем были составлены соответствующие спектрограммы анализатором ТВ-сигналов.

При помощи геодезического GРS/ГЛОНАСС приемника (еще ранее, в связи с неоднократностью проверок в отношении ЗАО "Системы телеком" по соблюдению правил использования радиочастотного спектра) были установлены точные координаты РЭС, которые совпали с координатами, представленными ЗАО "Системы телеком" при регистрации.

Анализатор ТВ-сигналов портативный R&S "ЕТН" и антенна измерительная рупорная П6-59 с одной стороны, и геодезический GРS/ГЛОНАСС приемник с другой стороны по своей природе выполняют разные функции, поэтому не могут быть совместимыми.

Зная о том, что исследуемой трубе находится РЭС, принадлежащая ЗАО "Системы телеком", уже этих обстоятельств было бы достаточно для установления лица, нарушающего правила использования радиочастотного спектра.

Однако в целях объективности, данное лицо дополнительно было установлено путем определения МАС-адреса.

МАС-адрес – это служебная информация об устройстве, которая обязательно направляется совместно с полезной информацией.

МАС-адрес возможно прочесть, в том числе с использованием соответствующего программного обеспечения.

В рассматриваемом случае МАС-адреса были определены анализатором сетей Wi-Fi "Сибиряк" – это аппаратно-программный комплекс, состоящий из ноутбука и собственно программного обеспечения "Сибиряк".

Ноутбук по сети Wi-Fi принимает полезную и служебную информацию от РЭС, и при помощи программного обеспечения "Сибиряк" возможно установить МАС-адреса РЭС.

Таким образом, базовая станция цифровых радиосистем беспроводного доступа RВ911G-5НРасd-NВ, зав. (с зарегистрированными МАС-адресами РЭС: , ) предназначена для передачи и приема радиоволн, в связи с чем её использование на неразрешенных радиочастотах 5 680 и 5 710 МГц образует в действиях должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова К.А. нарушение требований Закона РФ "О связи" и, соответственно, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП.

В связи с этим государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области пришел к правильному выводу о том, что должностное лицо – технический директор ЗАО "Системы Телеком" Максимов К.А. нарушил установленные правила использования радиочастот.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КРФоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при вынесении постановления не установлено.

Административное наказание назначено должностному лицу – техническому директору ЗАО "Системы Телеком" Максимову К.А. с соблюдением требований ст. 3.8 и ст. 4.1 КРФоАП в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП, самое минимальное.

Доводы должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова К.А. и его защитников не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.8 КРФоАП под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 года № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" таковым органом уполномочен Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Анализатор ТВ-сигналов Rohde&Schwarz "ETN" внесен в Государственный реестр средств измерений, ему присвоен регистрационный номер 44729-10.

Сведений о том, что анализатор ТВ-сигналов Rohde&Schwarz "ETN" исключен из Государственного реестра средств измерений, нет.

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Однако Порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений утратил силу (Приказ Минпромторга России от 25.06.2013 N 970).

Ссылка должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова К.А. на то, что в данном случае подлежит применению п. 41.1 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений" (утв. Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 970 (ред. от 26.12.2017), является необоснованной, поскольку согласно п. 1 указанного регламента он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги, то есть регулирует процессуальные моменты между административным органом и заявителем, и не регламентирует основания установления или изменения срока действия свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

Анализатор ТВ-сигналов Rohde&Schwarz "ETN" с заводским номером 101836/008 прошел поверку в качестве анализатора спектра 19.10.2017, поверка действительна до 18.10.2018.

Установленные анализатором ТВ-сигналов Rohde&Schwarz "ETN" с заводским номером 101836/008 радиочастотные спектры, в отношении которых отсутствует разрешение, находятся в диапазоне допустимых измерений.

Приказом Росстандарта от 06.04.2015 N 407 "О продлении срока действия свидетельств об утверждении типа средств измерений" в отношении антенны измерительной рупорной П6-59 продлен срок действия свидетельства (сертификата) об утверждении типа средств измерений на последующие 5 лет.

Антенна измерительная рупорная П6-59 с заводским номером 256 прошла поверку в качестве измерительной антенны 20.10.2016, поверка действительна до 19.10.2018.

GPS/ГЛОНАСС приемник JAVAD Тriumph GIS more-G3 внесен в Государственный реестр средств измерений, ему присвоен регистрационный номер 44859-10.

Сведения о том, что GPS/ГЛОНАСС приемник JAVAD Тriumph GIS more-G3 исключен из Государственного реестра средств измерений, нет.

GPS/ГЛОНАСС приемник JAVAD Тriumph GIS more-G3 с заводским номером 01048 прошел поверку в качестве геодезического приемника 20.10.2017, поверка действительна до 20.10.2018.

При рассмотрения дела обстоятельства того, что были нарушены обязательные требования к условиям эксплуатации средств измерений, не установлены.

MAC-адрес – это уникальный идентификатор (виде нескольких букв и цифр), который есть у каждого сетевого оборудования. Данный идентификатор призван автоматически определять отправителя и получателя в сети.

MAC-адрес имеется у любого оборудования, которое подключается к сети, и присваивается заводом изготовителем.

Использование MAC-адреса позволяет точно определит оборудование, которое должно получить каждый конкретный пакет данных, и отправить этот пакет именно туда, куда нужно

Согласно п. 8 ст. 2 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины.

В связи с этим аппаратно-программный комплекс "Сибиряк", при помощи которого были определены МАК-адреса, специальным техническим средством применительно к ст. 26.8 КРФоАП не является, поскольку MAC-адрес является величиной постоянной и измерений не требует, поэтому положения Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" на него не распространяются.

Доводы должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова К.А. о том, что ему необоснованно вменено наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, также являются необоснованными.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КРФоАП в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КРФоАП срок. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КРФоАП (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КРФоАП, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КРФоАП).

В материалы дела представлены доказательств того, что Максимов К.А. ранее дважды был привлечен к административной ответственности по ч. 1, ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП (постановление от 14.11.2017 № ПО-42/4/536 и постановление от 14.12.2017 № ПО-42/2/599), и срок, предусмотренный статьей 4.6 КРФоАП, не истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КРФоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление принято 30.08.2018, материалы дела доказательств даты получения Максимовым К.А. копии постановления не содержат, в связи чем оснований полагать, что срок обжалования постановления пропущен, нет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области от 30.08.2018 № ПО-42/4/383 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.4 КРФоАП в отношении должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова Константина Анатольевича, оставить без изменений, жалобу должностного лица – технического директора ЗАО "Системы Телеком" Максимова Константина Анатольевича без удовлетворения.

На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

12-101/2018

Категория:
Административные
Ответчики
Максимов Константин Анатольевич
Другие
Максимов К. А.
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Тупица Андрей Анатольевич
Статьи

13.4

Дело на сайте суда
kemerovsky.kmr.sudrf.ru
12.09.2018Материалы переданы в производство судье
17.09.2018Истребованы материалы
28.09.2018Поступили истребованные материалы
24.10.2018Судебное заседание
09.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2018Вступило в законную силу
27.11.2018Дело оформлено
08.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее