2-563/2017 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Грибановский 11 декабря 2017 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Жидких И.Г.,
при секретаре Рогожкиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Токарева С.В.,
представителя истца ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФКУ «Войсковая часть 14254» к Батурину В. Л., Батуриной О. В. и Батуриной Д. В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Войсковая часть 14254» обратилось в суд с названным иском, указывая, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254». Согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было предоставлено служащему Батурину В. Л. на период работы в войсковой части 14254 на 3 человека. В указанное жилое помещение вселились Батурин В.Л., его супруга Батурина О.В. и дочь Батурина Д.В.
Согласно справки командира войсковой части 14254 № от ДД.ММ.ГГГГ Батурин В.Л. уволился по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. Батурина Д.В. и Батурина О.В. ни трудовыми и ни служебными отношениями с ФКУ «Войсковая часть 14254» не связаны.
Согласно решений ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № и № от ДД.ММ.ГГГГ Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. исключены из списков граждан подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» по МО РФ.
Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. не приобрели право на получение жилого помещения от МО РФ. В очереди на отселение из военного городка г. Воронеж-45 не стоят и фактически пользуются жилым помещением по адресу: <адрес>, в связи с чем, незаконно удерживают данное жилое помещение.
Командованием ФКУ «Войсковая часть 14254» ответчикам направлялось предписание освободить служебное помещение в виду с утратой прав на него, однако какого-либо действия не последовало.
Истец просит истребовать имущество ФКУ «Войсковая часть 14254» из чужого незаконного владения путем выселения Батурина В. Л., Батуриной О. В. и Батуриной Д. В. из незаконно удерживаемой ими квартиры по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения с последующим снятием с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. При этом пояснила, что войсковая часть не имеет право распоряжаться жилыми помещениями, данное служебное помещение предназначено для проживания в нем военнослужающих и их семей. Данное помещение является служебным.
Ответчик Батурина О.В., будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, но предоставила письменное заявление в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, приехать не сможет по причине работы в другом городе. Также просит при принятии решения во внимание принять факт того, что она проживает в г. Воронеж-45 и проработала там много лет (прилагает копию трудовой книжки), другого жилья не имеет (л.д. 94-96).
В предварительном судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Батурина О.В. исковые требования не признала, при этом пояснила, что она и ее бывший супруг Батурин В.Л. проживают в г. Воронеж-45 в спорной квартире по очереди, так как работают вахтовых методом в г. Санкт-Петербурге по три месяца каждый. С войсковой частью какими-либо отношениями не связаны, однако у них имеются пропуски на территорию военного городка.
Их дочь Батурина Д.В. проживает с семьей в г. Гатчина Ленинградской области, ее супруг является военнослужащим, им жилье предоставляется на время службы. Уехала дочь с г. Воронеж-45 два года назад, периодически приезжает к ним погостить. Спорную квартиру в г. Воронеж-45 ее супруг Батурин В.Л. получал по ордеру, работал на одном из объектов железнодорожной базы военного городка, состоял в трудовых отношениях с войсковой частью в должности техник железнодорожных путей. До получения данной квартиры их семья шесть лет проживала в общежитии. Два года назад они получили уведомление о том, что их семью исключили из очереди по программе «Жилище» по случаю выявления у нее части наследства в виде ? доли жилого помещения подаренного ей родителями. Но три года назад она по требованию родителей возвратила им часть подаренного. Решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ она не обжаловала.
Ответчик Батурин В.Л., будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, но предоставил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, по причине того что он находится на заработках в другом городе. Также просит принять во внимание, что квартира в г. Воронеж-45 является единственным его жильем. 10 лет он служил, а позднее работал на гражданской должности в г. Воронеж-45. Им некуда больше идти. К заявлению прилагает фото ордера на квартиру и трудовой книжки (л.д. 97-102).
Ответчик Батурина Д.В., будучи надлежащим образом уведомленная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, но предоставила письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, по причине того, что она находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. Просит принять во внимание, что ее ребенку 4 месяца и квартира в г. Воронеж-45 является единственным местом их проживания, так как ее супруг военный и его часть, расположенная в г. Гатчина Ленинградской области, расформировали, поэтому супруга переводят в Вологду на казарменное проживание. Она с дочерью собирается возвратиться в г. Воронеж-45, куда по окончании первого контракта переведется на службу супруг. Копию свидетельства о рождении ребенка, прилагает (л.д. 92-93).
Помощник прокурора Токарев С.В. в заключении указал, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании того, что данная квартира является собственностью РФ, принадлежит МО РФ в лице ФКУ «Войсковая часть 14254» на праве оперативного управления. Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту на срок военной службы в закрытых военных городках. Ответчики не связаны ни трудовыми, ни служебными отношениями с войсковой частью 14254, постоянно в пределах гарнизона не проживают, что было подтверждено ими. Жилое помещение предоставлено ответчикам в 2001 году. Доказательств отнесения ответчиков к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. исключены из списка граждан участников подпрограммы «Жилище», также не были признаны малоимущими и не обращались с таким заявлением. В соответствии со ст. 28-31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждающего решение органа местного самоуправления. В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в г. Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которого находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-4, г. Воронеж-45 является закрытым военным городком, а жилой фонд отнесен к специализированному. Спорное жилое помещение является служебным жилым помещением.
Представитель третьего лица – ОВМ ОМВД России по г. Борисоглебску Воронежской области, уведомленный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений относительно предмета спора не представлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пункт «д» ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами по данному делу являются наличие у истца права собственности на имущество, а также незаконность владения этим имуществом ответчиком.
В силу п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1,3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе вопросы правомерности владения и распоряжения федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из материалов дела усматривается, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, согласно ордеру № от ноября 2001 года была выделена служащему Батурину В. Л. на период работы в войсковой части 14254 на три человека (л.д. 81), что подтверждается также талоном к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19). В жилое помещение вселились Батурин В.Л., его супруга Батурина О.В. и дочь Батурина Д.В.
Семья Батуриных зарегистрировалась по месту жительства, что подтверждается данными копий поквартирных карточек, имеющихся в материалах дела (л.д. 15-18).
Их вселение фактически произведено в период действия регламентировавшего пользование служебными жилыми помещениями Жилищного кодекса РСФСР.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 189-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу, и в действие введён Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, этот Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Войсковая часть 14254», что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 752р, г. Воронеж45 является закрытым военным городком, а жилой фонд отнесен к специализированному.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент вселения Батурина В.Л. и его семьи в спорное жилое помещение, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Доказательств того, что такие решения принимались относительно квартиры 26 в доме 6 по ул. Плехановской г. Воронеж-45, истцом не представлено. Однако положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования ими на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разрешении спора суд исходит из того, что владение и распоряжение жилищным фондом в закрытом военном городке носит особый характер, регулируется, в том числе, специальными законами: Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного суд считает, что законодательством не предусмотрено заключение договора социального найма в отношении служебного жилого помещения на территории закрытого военного городка.
В соответствии со ст. ст. 100, 104 ЖК РФ, 105, 106 ЖК РСФСР в отношении таких жилых помещений заключаются, соответственно, договоры найма специализированного жилого помещения; договоры найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Суд пришел к выводу, что <адрес>, предоставленная Батурину В.Л. и членам его семьи является служебным жилым помещением.
Согласно справки командира войсковой части 14254 № от ДД.ММ.ГГГГ Батурин В.Л. действительно работал в войсковой части 14254 в должности техника эксплуатационного отделения (железнодорожных путей) железнодорожной базы с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 23), что также подтверждается копией трудовой книжки Батурина В.Л. (л.д. 99).
Из выписки из приказа командира войсковой части 14254 по строевой части № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Батурин В.Л. уволили с занимаемой должности (техника эксплуатационного отделения (железнодорожных путей) железнодорожной базы) по собственному желанию, пункт 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 103).
Согласно справок ФКУ «Войсковая часть 14524» №,55,58 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Батурина О.В., Батурина Д.В. и Батурин В.Л. в списках гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и военнослужащих в ФКУ «Войсковая часть 14254» не значатся (л.д.21,22, 104).
Из сообщения администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. в администрации городского поселения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и не состоят (л.д. 36).
Согласно решений ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (уведомления № и № от ДД.ММ.ГГГГ) Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. исключены из списков граждан подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ЖИЛИЩЕ» по МО РФ (л.д. 24-25).
Недвижимого имущества на территории Российской Федерации Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. не имеют (л.д.43-45).
Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурин Д.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается адресными справками (л.д. 89-90).
В связи с тем, что ответчики утратили связь с ФКУ «Войсковая часть 14254», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, удерживается ими незаконно.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в частности, в связи с прохождением службы.
На основании ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу положений ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Статья 104 ЖК РФ предусматривает, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и его рассмотрении участвующие в деле лица не представили достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда в названной части.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 5242-1) под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В свою очередь, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства заключается в фиксации в установленном порядке органом регистрационного учёта сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства.
На основании ст. 3 Закона № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Фактическая по настоящее время регистрация ответчиков, которые военную службу по контракту не проходят, в спорном служебном жилом помещении является злоупотреблением ими своим правом, что недопустимо в силу положений п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В силу ст. 108 ЖК РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Ответчики Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. не относятся к категориям граждан, выселение которых из спорного служебного жилого помещения не допускается без предоставления другого жилого помещения. Более того, иные обстоятельства, препятствующие их выселению без предоставления им другого жилого помещения, отсутствуют.
Так, из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Согласно ст. 49 ЖК РФ, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма граждане, являющиеся малоимущими.
Администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района и администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области ответчики Батурин В.Л., Батурина О.В. и Батурина Д.В. малоимущими в целях предоставления им жилого помещения муниципального фонда не признавались (л.д. 36-38, 39-42).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, суд находит доводы искового заявления нашедшими свое подтверждение совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Поскольку спорное служебное жилое помещение было предоставлено Батурину В.Л. и членам семьи в связи с трудовыми отношениями, договор найма служебного жилого помещения заключался также на период данных отношений, которые прекращены, ответчики должны освободить занимаемое жилое помещение в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о снятии с регистрационного учета по указанному адресу, поскольку жилищный фонд, расположенный в закрытом военном городке и находящийся в оперативном управлении истца, должен быть использован только в соответствии с целями деятельности Министерства обороны РФ. Спорное жилое помещение всегда являлось служебным, предоставлялось ответчикам во временное пользование на период трудовых отношений, по окончании которых они должны были освободить жилое помещение. Ответчики в настоящее время не состоят в военных служебных отношениях с истцом, не признаны нуждающимися в жилом помещении, а их отказ освободить спорную квартиру в закрытом военном городке влечет невозможность реализации жилищных прав вновь прибывших на службу.
Доводы ответчика Батуриной О.В., что спорная квартира предоставлялась им на основании решения жилищной комиссии по ордеру, без указания на ее статус как служебная, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку являются несостоятельными, ввиду неправильного, субъективного толкования норм материального права.
С доводами ответчика Батурина В.Л. о том, что факт его работы в войсковой части 14254 дает ему право пользования спорным жилым помещением, согласиться нельзя. В настоящее время он в трудовых отношениях с войсковой частью не состоит. Кроме того, суд не может согласиться и с доводами ответчика Батуриной Д.В., поскольку как установлено в судебном заседании она имеет отдельную семью и фактически проживает несколько лет в другом населенном пункте.
Таким образом, законных оснований для пользования квартирой <адрес> у ответчиков не сохранилось. Не имеется оснований для предоставления им при выселении других жилых помещений.
Исходя из этого, суд приходит к выводу, что иск ФКУ «Войсковая часть 14254» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФКУ «Войсковая часть 14254» удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Батурина В. Л., Батуриной О. В. и Батуриной Д. В. в пользу ФКУ «Войсковая часть 14254» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выселив их из квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение является основанием для снятия Батурина В. Л., Батуриной О. В., Батуриной Д. В. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено
14 декабря 2017 года
Председательствующий: п/п
Копия верна: Судья:
Секретарь: