№ 66а-6406/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 17 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.И.,
Васильевой Т.Г.,
при секретаре Казуровой В.Н.,
с участием прокуроров Бобылевой О.А.,
Смирновой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1506/2020 по апелляционной жалобе Антипова А.В. на решение Московского областного суда от 14 сентября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Антипова А.В. к Губернатору Московской области, Московской областной Думе о призвании недействующими в части Закона Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск», Закона Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района».
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., объяснения представителя административного истца Зориной Н.Ю., представителя Московской областной Думы Тараненко М.С., представителей Главного управления территориальной политики Московской области Овчинникова А.Г., Карелина В.С., заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
закон Московской области №105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» принят постановлением Московской областной Думы от 30 мая 2019 года №19/86-П и официально опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru), на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 июня 2019 года, в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 28 июня 2019 года, №116.
Приложением №2 к названному нормативному правовому акту установлены геодезические данные – границы Воскресенского городского округа Московской области, в том числе координаты поворотных точек № 1201 (х – 435367,41; у – 2242519,95), № 1202 (х – 435706,26; у – 2242731,12), № 1203 (х – 435950,86; у – 2242880,73).
Закон Московской области №558/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» принят постановлением Московской областной Думы от 04 апреля 2019 года №31/80-11 и официально опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) 23 апреля 2019 года, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2019 года, в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 26 апреля 2019 года, №77.
Приложением №2 к названному нормативному правовому акту установлены геодезические данные – границы Раменского муниципального района Московской области, в том числе координаты поворотных точек № 408 (х – 435367,41; у – 2242519,95), № 407 (х – 435706,26; у – 2242731,12), № 406 (х – 435950,86; у – 2242880,73).
Антипов А.В. обратился в Московский областной суд с административными исковыми требованиями о признании не действующими поименованных законов Московской области в части геодезических данных (координат поворотных точек) границ муниципальных образований, ссылаясь на то, что установленные границы Воскресенского городского округа и Раменского муниципального района Московской области в названных точках пересекают фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1 500 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежащего административному истцу, чем нарушено его право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Расположение земельного участка в двух городских округах препятствует распоряжению земельным участком с учетом вида его разрешенного использования, а оспариваемые нормативные акты в части указанных в приложениях №2 к каждому из нормативных правовых актов геодезических данных границ противоречат положениям федерального законодательства.
Решением Московского областного суда от 14 сентября 2020 года административные исковые требования Антипова А.В. удовлетворены частично. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Закон Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» в части указанных в Приложении №2 геодезических данных координат границ Воскресенского городского округа Московской области – поворотной точки № 1202, Закон Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» в части указанных в Приложении №2 геодезических данных координат границ Раменского муниципального района Московской области – поворотной точки № 407.
В апелляционной жалобе Антипов А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав на то, что удовлетворение административных исковых требований только в части поворотной точки №1202 по Воскресенскому городскому округу и поворотной точки №407 по Раменскому муниципальному району не влечет восстановления прав административного истца, поскольку не влияет на границы городских округов. По мнению административного истца, признанию недействующими подлежат в каждом случае координаты трех поворотных точек, что исключит возможность установления границ между ними. Неустранённое судом первой инстанции нарушение требований закона при установлении границ указанных муниципальных образований препятствует до настоящего времени административному истцу в реализации права собственности на принадлежащий ему земельный участок.
От Московской областной Думы, Главного управления территориальной политики Московской области и прокуратуры Московской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Антипова А.В., в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10).
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 11-13 названного федерального закона, в том числе: территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа; территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением (часть 2 статьи 10, пункты 3, 12, 13 части 1 статьи 11).
В силу пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Согласно пунктам 6.3, 6.4 приказа Минэкономразвития России от 3 июня 2011 года № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать, что административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Действуя в пределах предоставленных полномочий Московская областная Дума с соблюдением установленного порядка приняла закон Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района», закон Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск», которые были официально опубликованы и вступили в силу.
В названной части нормативные правовые акты административным истцом не оспорены.
Из письменных возражений Губернатора Московской области, Московской областной Думы, Главного управления территориальной политики Московской области усматривается, что описание границ Воскресенского городского округа и Раменского муниципального района в оспариваемой части ранее было установлено законами Московской области № 199/2004-ОЗ «О статусе и границах Воскресенского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», № 55/2005-ОЗ «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» и законами Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ, от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ не изменялось.
Вместе с тем, на основании материалов дела судом первой инстанции установлено и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что Антипову А.В. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 27 марта 1995 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 500 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27 марта 1995 года без определения границ на местности.
Фактические границы названного земельного участка, входящего в территорию населенного пункта д. Ворщиково до установления границ муниципальных образований, согласно представленному в материалы дела заключению кадастрового инженера имеют пересечение с установленными оспариваемыми нормативными правовыми актами границами Воскресенского городского округа в поворотных точках № 1201 (х – 435367,41; у – 2242519,95), № 1202 (х – 435706,26; у – 2242731,12), № 1203 (х – 435950,86; у – 2242880,73) и Раменского муниципального района Московской области в поворотных точках № 408 (х – 435367,41; у – 2242519,95), № 407 (х – 435706,26; у – 2242731,12), № 406 (х – 435950,86; у – 2242880,73).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что законы Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ, от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ частично противоречат положениям федерального законодательства, устанавливающим требования к установлению границ муниципальных образований, и нарушают права административного истца.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 3 июня 2011 года № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 3).
Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства (пункт 4).
Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде одного замкнутого контура (полигона); нескольких замкнутых контуров (полигонов); отрезков прямых или ломаных линий (пункт 5.1).
Признавая Закон Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-ОЗ не действующим в части геодезических данных координат границ Воскресенского городского округа Московской области – поворотной точки № 1202, а Закон Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» - в части геодезических данных координат границ Раменского муниципального района Московской области – поворотной точки № 407, Московский областной суд исходил из того, что названные координаты являются составной частью описания границ и, определяя положение поворотных точек № 1202 и № 407 непосредственно на земельном участке административного истца, влекут нарушение его прав. Изменение описания границ в части названных координат повлечет восстановление прав Антипова А.В.
В свою очередь поворотные точки №1201 и № 1203, а также № 406 и № 408 существенно отстоят от границ земельного участка с кадастровым номером №, а значит описание границ в части их координат не влияет на права административного истца.
Представленное в суд апелляционной инстанции дополнение к заключению кадастрового инженера Лазукова В.Н., его пояснения в суде апелляционной инстанции о том, что для восстановления прав административного истца надлежит считать недействующими по три точки в каждом из оспариваемых актов (№1201, № 1202, № 1203, а также № 406, № 407, № 408), а также границы муниципальных образований между этими точками, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на его субъективном мнении и не опровергают выводов суда.
Вопреки позиции кадастрового инженера признание недействующим описания местоположения границы между конкретными точками в части координаты одной из поворотных точек не влечет автоматического установления границ между крайними точками, имеющими установленные координаты.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антипова А.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи