Дело № 2а-8261/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Гаджиева А.Ю.,
представителя административного ответчика – Политовой Е.М., действующей на основании доверенности от ** ** **
при секретаре Ляховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаджиева А.Ю. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов, Военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу
УСТАНОВИЛ
Гаджиев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов, Военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения от 27 апреля 2018 года об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Основанием для обращения явился отказ призывной комиссии в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, поскольку по мнению административного истца призывной комиссией нарушено его право на прохождение альтернативной гражданской службы, гарантируемой Конституцией Российской Федерации. Комиссией не проанализированы его доводы, побудившие отказать от военной службы.
В судебном заседании административный истец поддержал требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Военного комиссариата – Политова Е.М. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля ... Т.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу положений статьи 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии со ст. 28 Закона решение о направлении призывника на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия.
30.03.2018 года призывник Гаджиев А.Ю. обратился с заявлением в призывную комиссию г. Сыктывкара с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по основанию того, что его антивоенные убеждения противоречат несению военной службы, его убеждения носят антимилитаристический, гуманистический и индивидуалистический характер. Полагает, что нести военную службу должны исключительно профессионалы.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 года № 113-ФЗ (далее Закон об альтернативной службе)
Из положения ст. 3 названного Федерального закона следует, что на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.
В соответствии со ст. 12 Закона об альтернативной гражданской службе призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: - выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; - анализа документов, представленных гражданином; - анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Пункт 4 ст. 12 указанного Закона определяет, что гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Решением призывной комиссии от 27.04.2018 года № 1, Гаджиеву А.Ю. отказано в удовлетворении его заявления на замену военной службы альтернативной гражданской службой со ссылкой на п. 4 ст. 12 Закона.
Исходя из совокупности исследованных судом доказательств, правовых оснований для отмены обжалуемого решения призывной комиссией суд не усматривает.
Материалы личного дела призывника Гаджиева А.Ю. не содержат в себе никаких доказательств подтверждающих позицию административного истца. Из пояснений административного истца на заседании комиссии лица, кто бы мог подтвердить его взгляды и убеждения, им не приглашались. Ссылка на представленные комиссии характеристику из МАОУ «...» и автобиографию не раскрывают его взглядов и убеждений в части того, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Следовательно, в отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих довод призывника о том, что несение службы противоречит его убеждениям решение призывной комиссии является законным и обоснованным, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме этого, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований является пропуск срока обращения в суд с настоящими требованиями.
В силу общих положений ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
О принятии обжалуемого решения Гаджиеву А.Ю. стало известно в день его принятия – 27 апреля 2018 года, поскольку он лично присутствовал на заседании комиссии. Таким образом, крайний срок обращения с заявлением об оспаривании решения – 27.07.2018 года. Вместе с тем, административное исковое заявление подано в суд лишь 04 октября 2018 года, т.е за пределами срока на обращение в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 219 ч. 8 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Гаджиева А.Ю. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату по г. Сыктывкар, Сыктывдинскому и Корткеросскому районов, Военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу от 27 апреля 29018 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
Судья А.П. Леконцев