Судья ФИО2
Дело №
УИД 05RS0№-25
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 марта 2023 года по делу № 33-10099/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Магомедовой Х.М. и Пономаренко О.В.
при секретаре судебного заседания Есояне А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Алиевой Сабрины Самировны к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» о возложении обязанности произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» о возложении обязанности произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что является инвалидом-колясочником первой группы. При пересечении <адрес>, 2, 12 г.Махачкалы столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства, в части доступности тротуаров и пешеходных путей для маломобильных групп населения, а именно: тротуары, расположенные по указанному адресу не оборудованы надлежаще установленными бордюрными пандусами и спуститься к пешеходному пути не представляется возможным.
Просила обязать ответчиков произвести работы по ремонту тротуаров и установлению бордюрных пандусов по <адрес>, 2,12 г.Махачкалы, проведению их в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Судом первой инстанции к участию в деле был привлечен в качестве соответчика МКУ «Управление административно-технической инспекции» Администрации ГОсВД «город Махачкала».
В суд апелляционной инстанции ответчики, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
На основании статьи 167 ГПК РФ и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.8 ст.15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (абзац 1 статьи 15 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 4.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот до 0,2 м, пешеходные пути обустраивают пандусами бордюрными и (или) искусственными неровностями.
Пандусы бордюрные следует располагать с двух сторон от проезжей части на тротуаре или пешеходной дорожке, а при наличии накопительной площадки - на ней. Они должны находиться на одной условной линии, перпендикулярной оси проезжей части либо параллельной оси пешеходного перехода.
Искусственные неровности выполняют согласно ФИО7 52605 по всей длине и ширине пересечения пешеходного пути с проезжей частью.
5.1.8 В местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными.
5.4.1 Наземные пешеходные переходы, доступные для МГН, следует размещать с учетом ФИО7 52289 и СП 42.13330, обеспечивая кратчайшие пути движения до мест посещения, с возможностью увеличения этого расстояния не более 30%.
5.4.2 На тротуарах и пешеходных дорожках перед пешеходным переходом рекомендуется предусматривать горизонтальную площадку, прохожая часть которой должна иметь ширину, равную ширине пешеходного перехода, и длину не менее 1,5 м.
5.1.9 Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участках вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является инвалидом- колясочником первой группы.
Из искового заявления следует, что при пересечении <адрес>, 2, 12 г.Махачкалы она столкнулась с трудностями в части доступности тротуаров и пешеходных путей для маломобильных групп населения.
В нарушение указанных выше норм, тротуары по <адрес>, 2, 12 г.Махачкалы не оборудованы надлежаще установленными бордюрными пандусами и спуститься к пешеходному пути не представляется возможным.
Указанное подтверждается представленной фотографиями тротуаров, расположенных по <адрес>, 2, 12 г.Махачкалы.
В силу статьи 45.1. Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, регулируют в том числе вопросы обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.
Статьей 8.13 Правил благоустройства территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> №, установлены особые требования к доступности городской среды, а именно, необходимость обеспечения доступности жилой среды, улиц и дорог города для пожилых лиц и инвалидов, оснащение его элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов.
Согласно п. 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 02.08.2018г. № утверждено Положение о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», в соответствии с которым Управление является отраслевым органом администрации г.Махачкалы, в функциональные обязанности которого входит, в том числе, организация благоустройства территории общего пользования города Махачкалы.
Как следует из дела на улице по <адрес>, 2, 12 г.Махачкалы не установлены бордюрные пандусы, чем нарушаются законные права маломобильных граждан на безопасные условия передвижения.
Таким образом, установлено, что ответчиками - Администрацией г.Махачкалы, МКУ «Управление ЖКХ г.Махачкалы» не приняты меры по осуществлению благоустройства территории города Махачкалы, чем нарушаются законные права маломобильных граждан на безопасные условия передвижения.
В связи с чем, судебная коллегия признает исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на Администрацию г.Махачкалы, МКУ «Управление ЖКХ г.Махачкалы» об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, возложении обязанности произвести работы по ремонту тротуара по <адрес>, 2,12 г.Махачкалы, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Эти же требования к МКУ «Управление административно-технической инспекции Администрации города Махачкалы», которое судом первой инстанции было привлечено в качестве соответчика, не подлежат удовлетворению.
Решением от <дата> N 30-5 Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление административно-технической инспекции Администрации города Махачкалы» (далее-Положение).
Согласно пункта 9 раздела 2 (Задачи Управления) Положения задачей управления является осуществление от имени Администрации г.Махачкалы предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешений на право производства земляных работ и установку ограждения вокруг производства земляных работ.
Для решения основных задач Управление осуществляет следующие функции:
1) осуществление контроля в пределах своих. полномочий за деятельностью физических и юридических ли, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории г.Махачкалы, в части соблюдения нормативно-правовых актов в сфере производства инженерно-коммуникационных (земляных), ремонтных и прочих работ на объектах благоустройства в части содержания телефонных, тепловых, водопроводных, газовых, канализационных колодцев, ливнеприемников и пешеходных ограждений;
2) осуществление мониторинга производства земляных работ;
3) осуществление и выдача разрешений на право производства земляных работ;
4) осуществление контроля за соблюдением сроков выполнения земляных работ, в том числе аварийно-восстановительных, согласно выданным разрешениям (раздел 3 пункт 10 Положения).
С учетом указанных функций МКУ «Управление административно-технической инспекции Администрации города Махачкалы», на него не может быть возложена обязанность устранить нарушения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, судебная коллегия, руководствуясь указанным выше нормами закона, с учетом принципа разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании в пользу истца с каждого из ответчиков - Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» компенсацию морального вреда в размере по 3000 руб.
Ввиду изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 330 и статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от <дата>г. отменить.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» произвести работы по ремонту тротуаров и установлению бордюрных пандусов по адресу: г. Махачкала, <адрес>, 2,12 г.Махачкалы, и приведению их в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.
Взыскать с Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 (трех тысяч) руб. с каждого.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере - отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ «Управление административно-технической инспекции» г.Махачкала- отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: