Решение по делу № 2-353/2024 от 07.11.2024

Дело № 2-353/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск                                                                      03 декабря 2024 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.И., с участием,

представителя истца - прокурора Верхневилюйского района Сивцева М.М.,

представителя ответчика по доверенности Николаева Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского транспортного прокурора Ильина А.Р. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности обеспечить проведение в отношении полигона твердых бытовых (коммунальных) отходов орнитологического исследования,

УСТАНОВИЛ:

Якутский транспортный прокурор Ильин А.Р. в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - администрация МР «Верхневилюйский улус (район)»). В обоснование иска указано, что Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения собственниками (эксплуатантами) мест размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов требований в сфере орнитологической безопасности. В ходе проверки установлено, что на поднадзорной территории в границах шестой подзоны приаэродромной территории филиала «Аэропорт Верхневилюйск» ФКП «Аэропорты Севера» находится полигон твердых бытовых (коммунальных) отходов, расположенный по координатам 63.427344, 120.339228 в районе села Андреевский Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия). Собственником указанной площадки для сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)». В нарушение требований законодательства в сфере орнитологической безопасности администрацией МР «Верхневилюйский (район)» Республики Саха (Якутия) в отношении указанного полигона не проведено орнитологическое исследование на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении своих должностных обязанностей со стороны администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» по соблюдению требований законодательства в сфере безопасности полётов в части обеспечения орнитологической безопасности. 13 сентября 2024 года по факту нарушений Якутским транспортным прокурором в адрес главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» внесено представление об их устранении, которое фактически не исполнено, нарушения не устранены. Указывая на изложенные обстоятельства, истец просит возложить на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» обязанность до 01 июля 2025 года обеспечить проведение в отношении полигона твердых бытовых (коммунальных) отходов, расположенного по координатам 63.427344, 120.339228 в районе села Андреевский Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.

В судебном заседании представитель истца - прокурор Верхневилюйского района Сивцев М.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. При этом с учетом сведений представленных ФГБУ «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН» просил суд установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2025 года.

Представитель ответчика Николаев Е.С. возражений относительно исковых требований не заявил. При этом просил установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2025 года, поскольку исходя из ответа представленного ФГБУ «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН», проведение орнитологическое исследование более ранний срок представляется невозможным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 1). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (п. 2). На приаэродромной территории выделяются подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в том числе шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (пп. 6 п. 3).

Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», устанавливающие правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения, в том числе физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации (далее по тексту – Авиационные правила).

Пунктом 8.24 Авиационных правил определено, что орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает, в том числе: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 года № 1460 утверждены Положения о приаэродромной территории и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов российской федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 1460).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1460 установлена обязанность собственников объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенных в границах шестой подзоны приаэродромной территории, в срок до 1 сентября 2024 года обеспечить проведение орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, в соответствии с пунктом 1(4) Положения о приаэродромной территории, утвержденного данным постановлением.

Положением о приаэродромной территории, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1460, определяющим порядок установления приаэродромной территории, установлено, что на приаэродромной территории выделяются подзоны, предусмотренные статьей 47 Воздушного кодекса РФ, в том числе выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (пп. «д» п. 1(1)).

В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенные в границах шестой подзоны приаэродромной территории, не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, содержащего выводы об отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) о достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц. Орнитологическое исследование в отношении объектов по обращению с отходами, в том числе повторное орнитологическое исследование, проводится за счет средств застройщика или собственника объекта по обращению с отходами в случае проведения такого исследования по инициативе застройщика государственными бюджетными учреждениями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 1(4)).

Судебным следствием установлено и сторонами не оспаривается, что на границах шестой подзоны приаэродромной территории филиала «Аэропорт Верхневилюйск» ФКП «Аэропорты Севера» находится полигон твердых бытовых (коммунальных) отходов, расположенный по координатам 63.427344, 120.339228 в районе села Андреевский Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия).

Собственником указанной площадки для сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)».

В нарушение вышеуказанных требований закона до настоящего времени администрацией МР «Верхневилюйский (район)» Республики Саха (Якутия) в отношении указанного полигона не проведено орнитологическое исследование на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.

Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении своих должностных обязанностей со стороны администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» по соблюдению требований законодательства в сфере безопасности полётов в части обеспечения орнитологической безопасности.

13 сентября 2024 года исполняющим обязанности Якутского транспортного прокурора по факту указанных нарушений в адрес главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» внесено представление об их устранении, которое фактически не исполнено, нарушения не устранены.

Согласно ответу на представление, администрация МР «Верхневилюйский улус (район)», не оспаривая законность представления, просил перенести исполнение обязательства по орнитологическому исследованию на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц на 2025 год в связи незапланированными тратами.

Неисполнение воздушного законодательства влечет угрозу жизни и здоровью граждан, осуществляющих воздушные перевозки, т.е. пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также населения, проживающего в прилегающих населенных пунктах в случае авиационной катастрофы при попадании птицы в воздушное судно.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что в настоящее время указанные нарушения не устранены, суд приходит к выводу, что заявленные требования Якутского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом мнения сторон, объема и характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчику, а также информации представленной ФГБУ «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН» относительно сроков проведения данным экспертным учреждением орнитологическое исследование, суд считает необходимым и разумным установить срок исполнения решения - до 01 октября 2025 года.

В соответствии с п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Якутского транспортного прокурора Ильина А.Р. - удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН 1407005163) обязанность обеспечить проведение в отношении полигона твердых бытовых (коммунальных) отходов, расположенного по координатам 63.427344, 120.339228 в районе села Андреевский Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц - до 01 октября 2025 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                  А.А. Никифоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2024 года.

2-353/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Якутская транспортная прокуратура
Ответчики
администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС(Я)
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
07.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2024Передача материалов судье
08.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2024Подготовка дела (собеседование)
22.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2024Судебное заседание
04.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее