РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2018 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., с участием помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Стукалова И.Д., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Востокрегионжилье» к Астапчик Ю. А., Астапчик С. А., Беляхиной В. Ю., Астапчик Е. Ю. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, понуждении к исполнению обязательств, освобождении служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; обязать их предоставить справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу; обязать ответчиков освободить служебное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы незаконностью проживания семьи ответчика в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Астапчик Ю.А. был выдан Государственный жилищный сертификат серии УВ № по линии Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека в сумме 1863000 руб. для приобретения жилого помещения. При разрешении вопроса по получению Государственного жилищного сертификата военнослужащим ДД.ММ.ГГГГ было подписано обязательство об освобождении служебного жилья в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации ГЖС со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законом порядке. Несмотря на получение жилищного сертификата, в нарушении принятых обязательств ответчики служебное жилое помещение не сдали и продолжают пользоваться им по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ было направлено предупреждение об освобождении служебного жилья в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиками не исполнено.
Представитель истца ФГКУ "Востокрегионжилье" и третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" Отделение территориальное <адрес> Каурова О.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем указала в письменном заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчики Астапчик Ю.А., Астапчик С.А. против удовлетворения исковых требований не возражали, суду пояснили, что квартира была приобретена в черновом варианте, вселение в которую ввиду отсутствия в ней ремонта и недостаточности денежных средств на его проведение в настоящее время не представляется возможным.
Ответчики Беляхина В.Ю., Астапчик Е.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменный отзыв на иск, согласно которому исковые требования поддержала в полном объеме.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. ст. 93, 99 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено военнослужащему Астапчик Ю.А. на период прохождения военной службы, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ для проживания с составом семьи 3 человека (супруга С. А. и дочери <данные изъяты>
Вышеуказанное жилое помещение является служебным и находится на балансе Министерства обороны РФ (отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Постановления Главы А. О. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из справки ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на регистрационном учете значатся <данные изъяты>
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Астапчик Ю.А. был выдан Государственный жилищный сертификат серии УВ № по линии Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека, в сумме 1863000 руб. для приобретения жилого помещения.
При этом ДД.ММ.ГГГГ Астапчик Ю.А. дал нотариальное обязательство ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ освободить занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения, посредством реализации государственного жилищного сертификата со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законом РФ порядке (обязательство от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено, что Государственный жилищный сертификат был оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скрин-шотом базы оплаченных Государственных жилищных сертификатов (ДД.ММ.ГГГГ гг.). Однако, до настоящего времени ответчики спорную квартиру не освободили, что подтверждается пояснениями ответчиков Астапчик Ю.А. и Астапчик С.А., а также актом фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статья 10 ГК РФ предусматривает, что злоупотребление правом не допускается.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ направлено в адрес Астапчик Ю.А. уведомление об освобождении служебного жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое так и осталось неисполненным.
Поскольку Государственный жилищный сертификат оплачен, следовательно, у Астапчик Ю.А. возникли обязательства по сдаче служебного жилого помещения в установленном порядке, что им сделано не было.
Таким образом, Министерство Обороны РФ исполнило свое обязательство по обеспечению военнослужащего и членов его семьи постоянным жилым помещением, в связи с чем ответчики утратили основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, что влечет прекращение договора служебного найма спорного жилого помещения, поскольку военнослужащим в настоящее время приобретено жилое помещение для постоянного проживания.
В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуюсь вышеприведенными нормами права, учитывая, что Астапчик Ю.А. и члены его семьи обеспечены жилым помещением посредством выдачи государственного жилищного сертификата, оплаченного ДД.ММ.ГГГГ за счет средств Минобороны РФ, суд приходит к выводу, что оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением не имеется. После получения жилищного сертификата ответчики не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением, при этом, действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, направлены на расторжение существовавших из договора найма служебного жилого помещения, жилищных правоотношений.
В связи с изложенным, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» к Астапчик Ю. А., Астапчик С. А., Беляхиной В. Ю., Астапчик Е. Ю. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, понуждении к исполнению обязательств, освобождении служебного жилого помещения удовлетворить.
Признать Астапчик Ю. А., Астапчик С. А., Беляхину В. Ю., Астапчик Е. Ю. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для снятия Астапчик Ю. А., Беляхиной В. Ю., Астапчик Е. Ю. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Обязать Астапчик Ю. А., Астапчик С. А. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова