Дело № 2-1796/2024
УИД 74RS0007-01-2024-000642-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Пылковой Е.В.
при секретаре Стрекалевой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родригес В. Т. к ПАО «Россети Урал» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Родригес В.Т. обратилась в суд с уточненным иском к ПАО «Россети Урал» о возложении обязательств исполнить договор № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения жилого дома на земельном участке с кадастровым №, к электрическим сетям, взыскании неустойки за нарушение срока исполнения обязательств по договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 126 453,25 рублей, компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, судебных расходов на представителя в размере 5 000 рублей, указав на то, что ответчик свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не исполняет.
Истец Родригес В.Т. в судебное заседание не явилась, судом извещена.
Представитель истца Васильченко Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в части взыскания неустойки, компенсации и морального вреда, исковые требования о возложении обязательств осуществить технологическое присоединение не поддержал, поскольку ДД.ММ.ГГГГ требования в этой части были исполнены.
Представитель ответчика ПАО «Россети Урал» Шестакова Е.Б. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, просила снизить неустойку и штраф, в связи с несоразмерностью.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № (далее по тексту – Правила технологического присоединения).
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в п. 16 Правил технологического присоединения.
В силу подп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 настоящих Правил (физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Также договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать условие об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента общего размера платы за технологическое присоединение за каждый день просрочки, при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке, за год просрочки.
Абзацем четвёртым ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» определено, что технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Применение второго предложения абзаца четвёртого ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом указанных выше положений ст. 26 и Правил технологического присоединения, неисполнение сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения в связи с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и п. 16 Правил технологического присоединения.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства; отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (части 1 и 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выданы истцу технические условия для присоединения к электрическим сетям, согласно которым сетевая организация осуществляет мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства истца - жилого дома на земельном участке с кадастровым №, по адресу <адрес>, в том числе установку трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ, ответвление от опоры воздушной линии 0,4 кВ, установка прибора учёта.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Урала» (сетевая организация, в настоящее время переименовано в ПАО «Россети Урал») и Родригес В.Т. (заявитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №, а заявитель обязуется принять их и оплатить в размере 126 453,25 рублей.
По условиям данного договора мероприятия по технологическому присоединению должны быть исполнены сетевой организацией в срок 6 месяцев со дня заключения договора.
ДД.ММ.ГГГГ сетевая организация выставила заявителю счёт на оплату услуг по вышеназванному договору в размере 126 453,25 руб.
Истец произвела ответчику оплату услуг по договору в полном объеме, то есть исполнила свои обязательства по оплате услуг надлежащим образом.
На момент рассмотрения дела в суде ответчик исполнил свои обязательства перед истцом по технологическому присоединению земельного участка истца к электрической энергии.
Данное обстоятельство подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. Истец на указанных исковых требованиях не настаивал.
Поскольку ответчиком нарушен срок выполнения работ и не представлено доказательств наличия обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, то с ответчика в пользу истца следует взыскать неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения обязательств) по ДД.ММ.ГГГГ (осуществление технологического присоединения) (97 дней) в размере 30 664,91 рублей (126 453,25 (оплаченная истцом по договору сумма) * 0,25% (определённая договором ставка неустойки) * 97 дней).
Принимая во внимание, что ответчик своевременно свои обязательства не исполнил, чем, безусловно, нарушил права истца как потребителя, суд, исходя из положений ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, изложенных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», с учётом разумности и справедливости, а также конкретных обстоятельств дела, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Также, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в пользу истца подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в пользу истца в размере 17 832,46 рублей (30 664,91 + 5 000) / 2).
При этом оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика о снижении неустойки и штрафа суд не находит, поскольку доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих при подобных обстоятельствах снизить неустойку и(или) штраф, материалы дела не содержат.
Согласно ст.ст. 98? 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на юридические услуги в размере 5 000 руб.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ПАО «Россети Урал» подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 1 419,95 руб.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Родригес В. Т. к ПАО «Россети Урал» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа удовлетворить частично.
Взыскать с ПАО «Россети Урал» (ИНН №) в пользу Родригес В. Т. (паспорт №) неустойку за нарушение сроков исполнения обязательств по договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 664,91 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 5 000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 17 832,46 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ПАО «Россети Урал» (ИНН №) госпошлину в доход местного бюджета в размере 1 419,95 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Пылкова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года