Дело № 12-1/2021
РЈРР” в„– 13RS0023-01-2020-004822-61
РЕШЕНРР•
21 января 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
при секретаре Мариной А.С.
рассмотрев жалобу Колесникова В.А. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением РѕС‚ 14 октября 2020 Рі. в„– 13/2-2-20-РџР /12-5954-Р/44-170, вынесенным государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее также Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ), директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее также РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 15 000 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Колесников Р’.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление должностного лица, вынесенное РІ отношении него РїРѕ настоящему делу РѕР± административном правонарушении, прекратить производство РїРѕ делу. Р’ доводах жалобы указывает РЅР° допущенные Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ процессуальные нарушения РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; РЅРµ разъяснении ему процессуальных прав Рё обязанностей лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении; малозначительности деяния.
В судебном заседании Колесников В.А. жалобу поддержал.
Опрошенная РІ качестве свидетеля государственный инспектор труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ5 обстоятельства дела, приведённые РІ составленном ею протоколе РѕР± административном правонарушении, РІ СЃСѓРґРµ подтвердила.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, ознакомившись СЃ доводами, изложенными РІ жалобе, СЃСѓРґСЊСЏ Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесникова В.А. к административной ответственности) установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В частях первой и второй статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
В силу пунктов 2.2.2 - 2.2.4 указанного Порядка в процессе трудовой деятельности работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Порядок, форма, периодичность и продолжительность такого обучения и проверки знаний устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
В силу пункта 2.3.1 указанного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Согласно пункту 2.3.2 названного Порядка обучение по охране труда проходят руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, также контроль и технический надзор за проведением работ, в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Основанием для привлечения 14 октября 2020 Рі. директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. постановлением должностного лица Рє административной ответственности РїРѕ части 3 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации послужило допущенное нарушение требований действующего трудового законодательства РІ области охраны труда, приведённого выше, выразившееся РІ том, что работники рабочих профессий Р¤РРћ1, Р¤РРћ3, Р¤РРћ6, Р¤РРћ7, Р¤РРћ8, Р¤РРћ9, Р¤РРћ10 допущены Рє работе без прохождения РІ установленной форме обучения РїРѕ оказанию первой помощи пострадавшим. Документов, подтверждающих обратное, РЅРµ представлено. Рти Р¶Рµ работники допущены Рє выполнению работ без обучения РїРѕ охране труда, без проверки знаний РїРѕ охране труда. Руководитель Рё специалисты общества РЅРµ прошли специального обучения РїРѕ охране труда. Работники Р¤РРћ6, Р¤РРћ7, Р¤РРћ8, Р¤РРћ3 допущены Рє работе без прохождения повторного инструктажа РЅР° рабочем месте.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, последнему выдается предписание об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Фактические обстоятельства совершения директором РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым Р’.Рђ. административного правонарушения подтверждены собранными РїРѕ делу доказательствами, РІ частности, распоряжением Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» РѕС‚ 13 августа 2020 Рі., актом проверки РѕС‚ 15 сентября 2020 Рі. N 13/2-2-20-РџР /12-5549-Р/44-170, послужившим основанием для вынесения 15 сентября 2020 Рі. предписания N 13/2-2-20-РџР /12-5562-Р/44-170 РѕР± устранении выявленных нарушений, протоколом РѕС‚ 29.09.2020 N 13/2-2-20-РџР /12-5746-Р/44-170 РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё иными материалами дела, которые оценены РІ совокупности РЅР° предмет допустимости, достоверности Рё достаточности РїРѕ правилам статьи 26.11 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников В.А., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Принимая обжалуемый акт, должностное лицо обоснованно сочло, что Колесников Р’.Рђ., выполняющий организационно-распорядительные функции, общее руководство юридическим лицом, РЅРµ организовал выполнение РёРј требований охраны труда. РРЅРѕРіРѕ РёР· материалов дела РЅРµ следует.
Действия (бездействие) Колесникова В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Постановление N 438), в части проведения внеплановой проверки в отношении малого предприятия при отсутствии поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица, подлежат отклонению.
Действительно, в соответствии с Постановлением N 438 в 2020 году отменяются проверки юридических лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления).
В подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438 названы внеплановые проверки, проводимые, в частности, на основании поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Распоряжение руководителя Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„– 13/2-2-20-РџР /12-5045-Р/44-170 РѕС‚ 13 августа 2020 РіРѕРґР° Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» издано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ поручения заместителя Председателя Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ2РѕС‚ 27 декабря 2019 РіРѕРґР° в„–РўР“-Рџ12-11486 Рѕ проведении РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность РІ сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда, приказа Федеральной службы РїРѕ труду Рё занятости (Роструд) РѕС‚ 07.02.2020 в„–29 СЃ изменениями РѕС‚ 11.06.2020 в„–128. РџСЂРё этом СЃСЂРѕРє исполнения поручения заместителя председателя правительства Рѕ проведении внеплановых проверок работодателей, осуществляющих деятельность РІ сфере строительства, был продлён РґРѕ 31 декабря 2020 РіРѕРґР°, Рѕ чём свидетельствуют информационное РїРёСЃСЊРјРѕ Департамента здравоохранения Рё социального развития Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 7 апреля 2020 Рі. в„– Р12-18544, адресованное Роструду, приказы Роструда РѕС‚ 5 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 122, РѕС‚ 11 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 128.
Поскольку поручение заместителя председателя правительства от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не было отменено, внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Строительная фирма «Стройресурс» была назначена и проведена в установленной процедуре.
Оснований считать о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438, ввиду неуказания, по мнению заявителя, в поручении от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 конкретного юридического лица, не имеется. Постановление N 438 не содержит требования о необходимости указания в поручении правительства наименования юридического лица, такая конкретизация юридических лиц как «работодатели, осуществляющие деятельность в сфере строительства» не противоречит Постановлению N 438.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о нарушении порядка рассмотрения дела, со ссылками на то, что государственным инспектором труда Колесникову В.А. не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, о чём им была сделана отметка в протоколе, являлись предметом проверки суда и отвергнуты.
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении директором ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым В.А. в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу, поставлена подпись и написано «не разъяснены», не свидетельствует о том, что права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, государственным инспектором труда не разъяснялись Колесникову В.А.
Данный РґРѕРІРѕРґ РЅРµ нашёл своего подтверждения Рё объективно опровергается показаниями опрошенной РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственного инспектора труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ5, которая категорически утверждала, что права Колесникову Р’.Рђ. были разъяснены; аналогичными показаниями свидетеля Р¤РРћ4, присутствующей РїСЂРё составлении протокола; РёР· содержания протокола РѕР± административном правонарушении следует, что директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. СЃ данным процессуальным документом ознакомлен, что засвидетельствовано его РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ; РІ протоколе РѕР± административном правонарушении имеется запись Рѕ разъяснении Колесникову Р’.Рђ. его прав, предусмотренных статьями 25.1, 28.2 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; пределы реализации предусмотренных процессуальным законом прав определялись последним РїСЂРё его подписании РїРѕ своему усмотрению.
Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.
Материалы дела также позволяют сделать вывод о том, что Колесников В.А. был осведомлен об объеме процессуальных прав, которыми наделен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пользовался ими как при составлении протокола об административном правонарушении, так и на последующих стадиях производства по делу. Право Колесникова В.А. на защиту не нарушено.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, является обоснованным и справедливым. В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, является несостоятельным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса не усматривается. По настоящему делу отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений.
То обстоятельство, что Колесниковым В.А. к жалобе были приложены заявления работников ООО «Строительная фирма «Стройресурс» о том, что потерпевшими по настоящему делу себя не считают, какой-либо вред им не причинён, юридического значения для его разрешения не имеет.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении Рё оценены РїРѕ правилам, установленным РІ статье 26.11 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, прекращение производства по делу при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колесникова В. А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ
Дело № 12-1/2021
РЈРР” в„– 13RS0023-01-2020-004822-61
РЕШЕНРР•
21 января 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
при секретаре Мариной А.С.
рассмотрев жалобу Колесникова В.А. на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением РѕС‚ 14 октября 2020 Рі. в„– 13/2-2-20-РџР /12-5954-Р/44-170, вынесенным государственным инспектором труда (РїРѕ охране труда) Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ (далее также Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ), директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. признан виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее также РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), Рё подвергнут административному наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 15 000 рублей.
Р’ жалобе, поданной РІ Ленинский районный СЃСѓРґ Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Колесников Р’.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление должностного лица, вынесенное РІ отношении него РїРѕ настоящему делу РѕР± административном правонарушении, прекратить производство РїРѕ делу. Р’ доводах жалобы указывает РЅР° допущенные Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ процессуальные нарушения РїСЂРё проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; РЅРµ разъяснении ему процессуальных прав Рё обязанностей лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении; малозначительности деяния.
В судебном заседании Колесников В.А. жалобу поддержал.
Опрошенная РІ качестве свидетеля государственный инспектор труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ5 обстоятельства дела, приведённые РІ составленном ею протоколе РѕР± административном правонарушении, РІ СЃСѓРґРµ подтвердила.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, ознакомившись СЃ доводами, изложенными РІ жалобе, СЃСѓРґСЊСЏ Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесникова В.А. к административной ответственности) установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В частях первой и второй статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
В силу пунктов 2.2.2 - 2.2.4 указанного Порядка в процессе трудовой деятельности работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Порядок, форма, периодичность и продолжительность такого обучения и проверки знаний устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
В силу пункта 2.3.1 указанного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Согласно пункту 2.3.2 названного Порядка обучение по охране труда проходят руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, также контроль и технический надзор за проведением работ, в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Основанием для привлечения 14 октября 2020 Рі. директора РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова Р’.Рђ. постановлением должностного лица Рє административной ответственности РїРѕ части 3 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации послужило допущенное нарушение требований действующего трудового законодательства РІ области охраны труда, приведённого выше, выразившееся РІ том, что работники рабочих профессий Р¤РРћ1, Р¤РРћ3, Р¤РРћ6, Р¤РРћ7, Р¤РРћ8, Р¤РРћ9, Р¤РРћ10 допущены Рє работе без прохождения РІ установленной форме обучения РїРѕ оказанию первой помощи пострадавшим. Документов, подтверждающих обратное, РЅРµ представлено. Рти Р¶Рµ работники допущены Рє выполнению работ без обучения РїРѕ охране труда, без проверки знаний РїРѕ охране труда. Руководитель Рё специалисты общества РЅРµ прошли специального обучения РїРѕ охране труда. Работники Р¤РРћ6, Р¤РРћ7, Р¤РРћ8, Р¤РРћ3 допущены Рє работе без прохождения повторного инструктажа РЅР° рабочем месте.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, последнему выдается предписание об устранении выявленных нарушений (часть 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Фактические обстоятельства совершения директором РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым Р’.Рђ. административного правонарушения подтверждены собранными РїРѕ делу доказательствами, РІ частности, распоряжением Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» РѕС‚ 13 августа 2020 Рі., актом проверки РѕС‚ 15 сентября 2020 Рі. N 13/2-2-20-РџР /12-5549-Р/44-170, послужившим основанием для вынесения 15 сентября 2020 Рі. предписания N 13/2-2-20-РџР /12-5562-Р/44-170 РѕР± устранении выявленных нарушений, протоколом РѕС‚ 29.09.2020 N 13/2-2-20-РџР /12-5746-Р/44-170 РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё иными материалами дела, которые оценены РІ совокупности РЅР° предмет допустимости, достоверности Рё достаточности РїРѕ правилам статьи 26.11 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Директор ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников В.А., имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.
Принимая обжалуемый акт, должностное лицо обоснованно сочло, что Колесников Р’.Рђ., выполняющий организационно-распорядительные функции, общее руководство юридическим лицом, РЅРµ организовал выполнение РёРј требований охраны труда. РРЅРѕРіРѕ РёР· материалов дела РЅРµ следует.
Действия (бездействие) Колесникова В.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Постановление N 438), в части проведения внеплановой проверки в отношении малого предприятия при отсутствии поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица, подлежат отклонению.
Действительно, в соответствии с Постановлением N 438 в 2020 году отменяются проверки юридических лиц, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением выездных проверок, основания по которым указаны в пункте 1 настоящего Постановления).
В подпункте "в" пункта 1 Постановления N 438 названы внеплановые проверки, проводимые, в частности, на основании поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Распоряжение руководителя Государственной инспекции труда РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ в„– 13/2-2-20-РџР /12-5045-Р/44-170 РѕС‚ 13 августа 2020 РіРѕРґР° Рѕ проведении внеплановой выездной проверки РІ отношении РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» издано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ поручения заместителя Председателя Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ2РѕС‚ 27 декабря 2019 РіРѕРґР° в„–РўР“-Рџ12-11486 Рѕ проведении РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° внеплановых проверок соблюдения работодателями, осуществляющими деятельность РІ сфере строительства, государственных нормативных требований охраны труда, приказа Федеральной службы РїРѕ труду Рё занятости (Роструд) РѕС‚ 07.02.2020 в„–29 СЃ изменениями РѕС‚ 11.06.2020 в„–128. РџСЂРё этом СЃСЂРѕРє исполнения поручения заместителя председателя правительства Рѕ проведении внеплановых проверок работодателей, осуществляющих деятельность РІ сфере строительства, был продлён РґРѕ 31 декабря 2020 РіРѕРґР°, Рѕ чём свидетельствуют информационное РїРёСЃСЊРјРѕ Департамента здравоохранения Рё социального развития Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 7 апреля 2020 Рі. в„– Р12-18544, адресованное Роструду, приказы Роструда РѕС‚ 5 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 122, РѕС‚ 11 РёСЋРЅСЏ 2020 Рі. в„– 128.
Поскольку поручение заместителя председателя правительства от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не было отменено, внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Строительная фирма «Стройресурс» была назначена и проведена в установленной процедуре.
Оснований считать о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям подпункта "в" пункта 1 Постановления N 438, ввиду неуказания, по мнению заявителя, в поручении от 27 декабря 2019 г. №ТГ-П12-11486 конкретного юридического лица, не имеется. Постановление N 438 не содержит требования о необходимости указания в поручении правительства наименования юридического лица, такая конкретизация юридических лиц как «работодатели, осуществляющие деятельность в сфере строительства» не противоречит Постановлению N 438.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, в том числе о нарушении порядка рассмотрения дела, со ссылками на то, что государственным инспектором труда Колесникову В.А. не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, о чём им была сделана отметка в протоколе, являлись предметом проверки суда и отвергнуты.
То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении директором ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесниковым В.А. в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу, поставлена подпись и написано «не разъяснены», не свидетельствует о том, что права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП Российской Федерации, государственным инспектором труда не разъяснялись Колесникову В.А.
Данный РґРѕРІРѕРґ РЅРµ нашёл своего подтверждения Рё объективно опровергается показаниями опрошенной РІ судебном заседании РІ качестве свидетеля государственного инспектора труда (РїРѕ охране труда) Р“РРў РІ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Р¤РРћ5, которая категорически утверждала, что права Колесникову Р’.Рђ. были разъяснены; аналогичными показаниями свидетеля Р¤РРћ4, присутствующей РїСЂРё составлении протокола; РёР· содержания протокола РѕР± административном правонарушении следует, что директор РћРћРћ «Строительная фирма «Стройресурс» Колесников Р’.Рђ. СЃ данным процессуальным документом ознакомлен, что засвидетельствовано его РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ; РІ протоколе РѕР± административном правонарушении имеется запись Рѕ разъяснении Колесникову Р’.Рђ. его прав, предусмотренных статьями 25.1, 28.2 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации; пределы реализации предусмотренных процессуальным законом прав определялись последним РїСЂРё его подписании РїРѕ своему усмотрению.
Указанное позволяет сделать вывод, что приведенные доводы о неразъяснении при составлении протокола об административном правонарушении процессуальных прав являются надуманными.
Материалы дела также позволяют сделать вывод о том, что Колесников В.А. был осведомлен об объеме процессуальных прав, которыми наделен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, пользовался ими как при составлении протокола об административном правонарушении, так и на последующих стадиях производства по делу. Право Колесникова В.А. на защиту не нарушено.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности принято с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, является обоснованным и справедливым. В рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, является несостоятельным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса не усматривается. По настоящему делу отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений.
То обстоятельство, что Колесниковым В.А. к жалобе были приложены заявления работников ООО «Строительная фирма «Стройресурс» о том, что потерпевшими по настоящему делу себя не считают, какой-либо вред им не причинён, юридического значения для его разрешения не имеет.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РЅРµ содержат правовых аргументов, ставящих РїРѕРґ сомнение законность Рё обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены РЅР° переоценку имеющихся РІ деле доказательств, которые были исследованы РїСЂРё рассмотрении дела РѕР± административном правонарушении Рё оценены РїРѕ правилам, установленным РІ статье 26.11 РљРѕРђРџ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, прекращение производства по делу при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 14 октября 2020 г., вынесенное в отношении директора ООО «Строительная фирма «Стройресурс» Колесникова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Колесникова В. А. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ