Судья    Пустогачева С.Н.                     Дело № 33а-1981/2019

Докладчик Конева Ю.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего                Разуваевой А.Л.,     

судей     Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.,

при секретаре             Немченко О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 26 февраля 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Ефимова А. В., Ефимовой С. А. на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 27 ноября 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований о признании действий по обследованию земельных участков, а также актов обследования земельных участков незаконными отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., объяснения представителя административных истцов Ярового П.Б., судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

Ефимов А.В., Ефимова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать действия заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранникова А. С. по проведению внеплановых выездных проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также составленные им по результатам проверок ненормативные акты - акты обследования земельных участков с кадастровыми номерами: № и № акты № 36 от 12.01.2018 г. и № 41 от 21.03.2018 г. незаконными.

В обоснование поданного административного искового заявления ссылается на то, что 12 января 2018 года и 21 марта 2018 года заместителем начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранниковым А.С. были проведены внеплановые выездные проверки соблюдения требований земельного законодательства путем обследования принадлежащих на праве собственности истцам земельных участков с кадастровыми номерами: № и № расположенных по адресу: <адрес> 24. По результатам проверки были составлены акты № 36 и № 41.

Истцы полагают, что вышеуказанные действия ответчика и его акты являются незаконными, а именно проведены в нарушение Постановления Правительства Новосибирской области № 392-п от 02.11.2015, которым утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Новосибирской области, в частности, порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Выездные проверки были проведены в отсутствие соответствующего распоряжения (приказа), что говорит об их самовольности. На момент проверки истцы находились дома, однако для проведения проверки их не приглашали, не представили удостоверение, с целями, задачами, основаниями для проведения проверки, видами и объемами мероприятий по контролю, составом экспертов, со сроками и условиями ее проведения не знакомили.

О факте проеденной проверки истцы узнали только 05 сентября 2018 года из гражданского дела по иску к ним о сносе самовольной постройки. Копии актов им не были направлены. Вышеуказанные незаконные действия заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска, а также составленные им акты проверок послужили основаниями для вынесения заочного решения о сносе части принадлежащих истцам объектов недвижимости.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились административные истцы.

В апелляционной жалобе Ефимова А.В. и Ефимовой С.А. изложена просьба об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 27 ноября 2018 года.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд в решении сослался на то, что проверки проводились Баранниковым А.С. на основании постановления мэрии г.Новосибирска от 18.03.2013 года № 2444. Названным постановлением было утверждено Положение об осуществлении отраслевыми и территориальными органами мэрии г.Новосибирска мероприятий в сфере земельного контроля.

Согласно Положению, любая проверка в сфере землепользования на территории г.Новосибирска может быть проведена без вынесения решения об этом, по личному усмотрению и произволу лица, производящего проверку. При этом такое лицо не обязано уведомлять пользователей земельных участков ни о факте самой проверки, ни о результатах проверки, не обязано информировать их о выявленных нарушениях, требовать устранения выявленных нарушений и устанавливать для этого соответствующий срок. Напротив, должностное лицо мэрии г.Новосибирска может по собственному усмотрению, не уведомляя об этом абсолютно никого, провести повторную проверку, опять-таки не информируя проверяемое лицо о ее результатах, а по результатам повторной проверки выходить в комиссию мэрии с материалами о применении мер принуждения в отношении пользователей земельных участков.

При этом, в нарушение части 2 статьи 15 КАС РФ суд первой инстанции положил в основу решения нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую илу (Постановление мэрии г.Новосибирска №2444) и противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Порядку осуществления муниципального земельного контроля на территории Новосибирской области, утвержденному Постановлением Правительства Новосибирской области №392-п от 2.11.2015 года.

Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Судом первой инстанции установлено, что административные истцы являются собственниками смежных земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, и <адрес>.

12 января 2018 года и 21 марта 2018 года заместителем начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района города Новосибирска Баранниковым А.С. были проведены обследования указанных земельных участков, по результатам которых составлены акты № 36 от 12 января 2018 г. и № 41 от 21 марта 2018 г., в которых установлено, что на принадлежащих истцам земельных участках возведен объект капитального строительства без разрешительных документов, с нарушением градостроительных регламентов, не соблюдены минимальные отступы от границ смежных земельных участков.

По мнению истцов, оспариваемые акты обследований земельных участков, явились основанием к вынесению заочного решения о сносе части объектов капитального строительства и тем самым нарушают права истцов, заочное решение вступило в законную силу.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, пришел к выводу о соответствии действий должностного лица администрации Дзержинского района города Новосибирска земельному законодательству, регулирующему порядок осуществления земельного контроля. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении граждан применяются с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Статьей 8.3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к которым относятся административные обследования объектов земельных отношений (подпункт 2 пункта 1 статьи 8.3 закона).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Постановлением Мэрии города Новосибирска от 18 марта 2013 г. № 2444 утверждено Положение об осуществлении отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска. Указанным положением определены полномочия и порядок осуществления отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, в том числе администрациями районов города Новосибирска.

При осуществлении мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, структурными подразделениями мэрии в соответствии с полномочиями проводятся обследования земельных участков, выявляются факты нарушения действующего законодательства и (или) договорных обязательств при пользовании земельными участками на территории города Новосибирска собственниками, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, а также лицами, самовольно занимающими земельный участок, принимаются меры к их устранению, в том числе предусмотрены права соответствующих органов составлять акты обследования (раздел 3 Положения).

Вопреки доводам апеллянта, на момент составления актов обследования земельных участков, указанное Положение действовало, в связи с чем должностное лицо администрации Дзержинского района города Новосибирска правомерно им руководствовалось.

Кроме того, оспариваемые действия заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района города Новосибирска Баранникова А.С. не противоречат Порядку осуществления муниципального земельного контроля на территории Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 2.11.2015 № 392-п. В соответствии с указанным Порядком в отношении расположенных в границах городских округов объектов земельных отношений муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления, в силу Устава города Новосибирска такими полномочиями в муниципальном образовании город Новосибирск наделена Мэрия города Новосибирска, структурным подразделением которой является администрация Дзержинского района города Новосибирска.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.4, 2.28 Положения об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 № 207, администрация района (округа) осуществляет мероприятия, направленные на исключение фактов нарушений требований законодательства по использованию земельных участков на территории района в пределах компетенции.

Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории города Новосибирска, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 05.07.2016 № 2994 предусмотрено право территориальных органов мэрии проводить плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков на основании плановых рейдовых заданий.

Должностной инструкцией заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района города Новосибирска предусмотрены обязанности по проведению обследования земельных участков с целью выявления фактов нарушения действующего законодательства при строительстве (реконструкции) индивидуальных жилых домов, составление актов обследования (пункт 2.1.6).

Обследования земельных участков проводились уполномоченным должностным лицом в соответствии с его полномочиями, на основании обращения ООО «ГазойлАвтоМастер» к Главе администрации Дзержинского района по факту нарушений целевого использования земельных участков.

Вопреки доводам жалобы, обследование земельных участков является мероприятием по контролю без взаимодействия с гражданами, что соответствует положениям земельного законодательства и законодательства о защите прав лиц при осуществлении муниципального контроля.

При этом, судебная коллегия отмечает, что действия истцов направлены на оспаривание вступившего в законную силу судебного акта о сносе строений, в котором оспариваемые акты являлись доказательствами. В рамках настоящего дела доказательств, подтверждающих нарушение их прав оспариваемыми действиями должностного лица администрации Дзержинского района города Новосибирска, не представлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не влекут отмены решения суда первой инстанции, поскольку не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу судебное решение является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-1981/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ефимов Александр Викторович
Ответчики
администрация Дзержинского района г.Новосибирска
Ефимова Светлана Александровна
Заместитель начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г.Новосибирска Баранников Александр Сергеевич
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Конева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Передано в экспедицию
26.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее