Дело №2-6612/2023
УИД: 50RS0028-01-2023-005163-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Мытищи, Московская область 11 августа 2023 года
Мытищинский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Заякиной А.В.,
при секретаре Волковой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6612/2023 по исковому заявлению Громовой Натальи Валерьевны, действующей в интересах несовершеннолетних детей, к администрации г.о. Мытищи Московской области, Управлению образования администрации г.о. Мытищи Московской области о возложении обязанности предоставить место в дошкольном учреждении несовершеннолетнему ребенку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд, с учетом уточнений искового заявления, к администрации г.о. Мытищи Московской области, Управлению образования администрации г.о. Мытищи Московской области, в котором просила возложить обязанность в предоставлении несовершеннолетним детям место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием ребенка в МДОО на закрепленной территории городского округа Мытищи с учетом территориальной доступности, а именно – в Детском саду № «Щелкунчик».
В обоснование иска указано, что является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети с матерью зарегистрированы по адресу: <адрес>, проживают по адресу: <адрес>.
На момент подачи иска старшая дочь – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещает МБОУ 53 отделение 1 «Росточек», который расположен в 9 км. от места проживания несовершеннолетней.
Для младшей дочери – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предложение об устройстве в детский сад не поступало, в связи с чем ребенок не зачислен в детский сад к желаемой истцом дате.
Истец обратилась в Министерство образования Московской области с просьбой оказать содействие в разрешении данной ситуации. Министерство в ответе №№ от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что согласно данным Управления образования администрации г.о. Мытищи, в местах отказано.
С учетом вышеизложенного истец была вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением.
В судебном заседании истец ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетних детей, в связи с предоставлением старшей дочери места в детском саду № «Щелкунчик» уточнила исковые требования и просила предоставить несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием ребенка в Детском саду № «Щелкунчик» по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам письменных возражений.
Третье лицо ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ст. 43 Конституции РФ важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Государство и муниципальные образования, исходя из международного и конституционного требования общедоступности дошкольного образования, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Статьей 5 Закона определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
В силу статьи 67 Закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1).
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Определением Конституционного суда РФ №1141-О от 29 мая 2014 года установлено, что при отсутствии в выбранном дошкольном учреждении свободный мест, на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования возложена обязанность оказать содействие в устройстве ребенка в другу общеобразовательную организацию. При этом судом отмечается, что отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме детей в образовательное учреждение.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми;
учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района.
Управление образования администрации городского округа Мытищи Московской области в соответствии с пунктами 1.1, 1.6 раздела I "Общие положения" Положения об Управлении образования Администрации г.о. Мытищи Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов г.о. Мытищи Московской области от 16.06.2022 N 41/6 "Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа Мытищи Московской области" (далее - Положение об Управлении образования), является отраслевым органом управления образованием в г.о. Мытищи.
Основной задачей Управления образования организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования по основным общеобразовательным программам, осуществление присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденных письмом Министерства образования науки РФ от 08.08.2013 N 08-1063 (далее - Рекомендации) учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - учет, муниципальная услуга регистрации детей) осуществляется на едином портале в сети Интернет путем формирования электронной очереди - регистрации ребенка под определенным номером с учетом даты постановки на учет, возраста ребенка и наличия льгот.
Порядок учета детей и комплектования муниципальных образовательных организаций дошкольного образования воспитанниками на день подачи иска в суд и по настоящее время на территории г.о. Мытищи Московской области регулируется Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Мытищи» (далее - Регламент), утвержденный постановлением Администрации г.о. Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 16.25 Регламента после изменения статуса заявления с "Направлен в ДОО" на "Зачислен" перевод детей внутри одного муниципального образования Московской области из одной ДОО в другую осуществляется при наличии свободных мест в желаемой ДОО на основании письменного заявления, поданного Заявителем в Подразделение. Перевод осуществляется в рамках ЕИСДОУ (Информационная система управления дошкольными образовательными организациями Московской области) в соответствии с общей очередностью.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в электронном виде было подано заявление о предоставлении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в одном из следующих МБДОУ: МБДОУ № отделение «Росточек», МБДОУ № отделение «Чебурашка», МБЛОУ № отделение «Радуга». Данное заявление было зарегистрировано в ЕСИ с присвоением идентификатора.
Очередность детей выстраивается комплексной информационной системой «Государственные услуги в сфере образования» в электронном виде автоматически.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период комплектования муниципальных образовательных учреждений на 2022-2023 учебный год направлена и зачислена в дошкольное отделение «Чебурашка» МБОУ СОШ №, указанное в заявлении ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО4 в администрацию г.о. Мытищи поступило обращение о том, что в связи с переездом на другое место жительства на территории г.о. Мытищи, посещение детского дошкольного образовательного учреждения, в котором предоставлено место ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, затруднительно ввиду его удаленности.
На обращение истца в администрацию г.о. Мытищи Московской области о затруднительности посещения детского дошкольного учреждения, в котором предоставлено место ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с переездом на новое место жительство, был дан ответ о возможности обращения с соответствующим заявлением о переводе ребенка в другое дошкольное учреждение.
По информации ответчика, ФИО4 письменное заявления в Подразделение (дошкольный отдел Управления образования г.о. Мытищи на перевод ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из одного дошкольного общеобразовательного учреждения в другое (МБДОУ Гимназия № дошкольное отделение «Щелкунчик») не поступало.
В судебном заседании истец указал, что на дату рассмотрения дела по существу старший ребенок (ФИО2) переведена в желаемое дошкольное учреждение.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет в электронном реестре ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4
Порядковый номер учета заявления в электронном реестре по приоритетным образовательным учреждениям следующий: дошкольное отделение «Чебурашка» МБДОУ СОШ № - № (с учетом преимущественного права), дошкольное отделение «Росточек» МБДОУ СОШ № - №, дошкольное отделение «Радуга» МБДОУ СОШ № (в настоящее время закрыто на реконструкцию) - №.
Истцу Управлением образования в период комплектования на 2023- 2024 учебный год было предложено место для ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе кратковременного пребывания в приоритетном дошкольном образовательном учреждении - дошкольном отделение «Росточек» МБДОУ СОШ №.
Согласно представленной в материалы дела копии договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислена в группу кратковременного пребывания в МБОУ СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 16.16.6 Регламента, в случае отсутствия свободных мест для данной возрастной категории во всех ДОО г.о. Мытищи Московской области, Подразделение в течение одного рабочего дня направляет информацию Заявителю с предложением рассмотреть получение дошкольного образования в одной из следующих форм:
- частные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования;
- группы кратковременного пребывания;
- группы по присмотру и уходу.
Предоставление мест осуществляется в период доукомплектования с 1 сентября текущего года по 31 марта следующего календарного года по заявлению родителей (законных представителей) ребенка.
Вместе с тем, дошкольное учреждение «Щелкунчик» МБДОУ «Гимназия №», которое ФИО4 указывает в своих исковых требованиях, отсутствует в учетной карточке ребенка ФИО2, где указаны приоритетные ДОО.
Согласно п.6.2 Регламента, период комплектования в ДОО начинается с 1 апреля текущего года и завершается 31 августа текущего года. В период комплектования изменения в Заявления не вносятся.
Согласно п. 16.27 Регламента, заявитель может внести изменения в части приоритета образовательных учреждений с 1 сентября текущего года (то есть после завершения периода комплектования ДОУ, который длится с 1 апреля по 31 августа текущего года), путем направления заявления через РПГУ, либо путем направления заявления непосредственно Подразделение (дошкольный отдел Управления образования).
При выборе Заявителем одной из форм дошкольного образования, указанных в пункте 6.31 Административного регламента, ребенок продолжает числиться в списке "очередников" и не снимается с учета для предоставления места в ЕИСДОУ, а Заявлению присваивается статус "Зарегистрировано" с сохранением первоначальной даты постановки на учет. Такому ребенку предоставляется освободившееся или вновь созданное место в ДОО при наличии его в текущем учебном году. При отсутствии места в ДОО ребенок направляется в ДОО с 1 сентября следующего года.
Кроме того, п. 2.6 Регламента установлен следующий порядок направления детей в дошкольные образовательные учреждения:
- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа <адрес>
- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа <адрес>
- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа <адрес>
- дети льготных категорий граждан, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа <адрес>;
- дети льготных категорий граждан, не зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания, но фактически проживающие на территории городского округа <адрес>
- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа <адрес>
- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту жительства на территории городского округа <адрес>
- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа <адрес>
- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, зарегистрированные по месту пребывания на территории городского округа <адрес>
- дети, получающие Муниципальную услугу на общих основаниях, не зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания, но фактически проживающие на территории городского округа <адрес>
Таким образом, ответчиками возложенные на них Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимые действия по предоставлению мест несовершеннолетним детям заявителя в детском саду исполнены.
Из искового заявления следует, что истца интересуют места в конкретном детском саду - МБДОУ Гимназия № дошкольное отделение «Щелкунчик», поскольку данное образовательное учреждение наиболее ближайшие к новому месту ее жительства и месту жительства ее детей. Учитывая позицию истца и ответчиков в предоставлении мест в конкретных детских садах с учетом территориальной доступности, порядок комплектования ДОУ в соответствии с Регламентом, отсутствие свободных мест в конкретных детских садах в рамках рассматриваемого дела нельзя расценить как незаконное бездействие и не обеспечение доступным бесплатным дошкольным образованием в отношении несовершеннолетних детей истца.
Удаленность предложенного детского сада от места жительства заявителя, отсутствие пешей доступности не свидетельствует о бездействии ответчиков.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П, а также Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывают, что доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, предполагает не только экономическую доступность, но и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. При этом говорится об экономической и физической доступности начального, среднего и высшего образования.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, согласно вышеуказанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, доступность образования означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. При этом доступность образования должна обеспечиваться, в том числе нахождением образовательного учреждения на разумном географическом удалении от местожительства ребенка. В свою очередь "разумная географическая удаленность" образовательного учреждения от места жительства несовершеннолетнего и его законных представителей, речь о которой идет в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, не является тождественной по содержанию понятию "пешеходная доступность" или "незначительная географическая удаленность".
Каких-либо ограничений в равном доступе существующие в г.о. Мытищи дошкольные образовательные учреждения несовершеннолетним детям истца не имелось, несовершеннолетние дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном порядке наравне с другими несовершеннолетними поставлены на очередь на предоставление места в детском саду, а отсутствие свободных мест в конкретном детском саду не может быть расценено как ограничение в равном доступе на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Внеочередное предоставление мест детям истца в конкретном детском саду, повлечет нарушение прав других несовершеннолетних, состоящих на учете в данном саду, которые поставлены на очередь раньше детей истца и имеющих первоочередное право с учетом регистрации по месту жительства.
Учитывая, что со стороны ответчиков незаконного бездействия не установлено, возложенные в силу закона на него обязанности им исполнены, оснований полагать, что были нарушены права истца и ее несовершеннолетних детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, требования истца о предоставлении несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в группе полного дня с 12-ти часовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г.о. Мытищи с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости, в именно в Детском саду № «Щелкунчик» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4, действующей в интересах ФИО2, ФИО3, к администрации г.о. Мытищи Московской области, Управлению образования администрации г.о. Мытищи Московской области о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня с 12-часовым пребыванием ребенка в Детском саду № «Щелкунчик» по адресу: <адрес> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ПОДПИСЬ А.В. Заякина
Мотивированное решение изготовлено – 11.09.2023.
Судья ПОДПИСЬ А.В. Заякина