Решение по делу № 16-4080/2021 от 16.11.2021

№ 16-4080/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                     23 декабря 2021 года

             Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи Будник М.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 14 апреля 2021 года и решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 4 июня 2021 года в отношении управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи Амурской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

     постановлением мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Зейского районного суда Амурской области от 4 июня 2021 года, юридическое лицо - управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи Будник М.В., согласно сведением ЕГРЮЛ имеющая право без доверенности действовать от имени юридического лица, просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение о прекращении дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.     Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

    В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Федеральный закона № 257-ФЗ).

Согласно положениям статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

    Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).

    Согласно пункту 13 Основных положений, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

    Пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245 (далее – ГОСТ Р 50597-2017) установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Применительно к V категории дорог срок устранения снега (рыхлого, талого) и зимней скользкости не более 12 часов.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Зеи, утвержденном постановлением администрации города Зеи от 31 октября 2005 года № 1229, названное управление является органом местного самоуправления, к основным задачам которого относится, в том числе, организация работ по содержанию дорог (пункты 1.1, 3.1).

Как установлено по делу, 25 февраля 2021 года в 9 часов в городе Зее Амурской области органом, осуществляющим государственный дорожный надзор, выявлены недостатки в содержании следующих участков дорог: на перекрестке улиц Ленина-Жуковский; на пер. Советском в районе домов 45, 43, 39, 35; на перекрестке Грековский от улицы Мухина до улицы Гоголя; на нерегулируемом пешеходном переходе в районе администрации города Зеи улица Мухина, 217; на нерегулируемом пешеходном переходе в районе магазина «Каскад» по улице Мухина, 383; по улице Полины Осипенко от улицы Серова до переулка Пушкина; по переулку Пушкина от улицы Ленина до уицы. Мухина; на нерегулируемом пешеходном переходе по улице Ленина в районе домов 197, 228 на покрытии проезжей части образовалась зимняя скользкость в виде уплотненного снега, снежного наката.

    Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 марта 2021 года (л.д. 7), определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 февраля 2021 года, рапортом инспектора (л.д. 14), актом обследования улично-дорожной сети города Зеи (л.д. 15), фототаблицей (л.д. 20), ответом гидрометеорологической обсерватории об отсутствии осадков 24 и 25 февраля 2021 года (л.д.22), положением об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Зеи (л.д.25) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

    Виновное бездействие управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

    Действия управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Надлежащее исполнение обязанности органа местного самоуправления в содержании автомобильных дорог местного значения, позволяющих обеспечить их безопасность, предполагает постоянное поддержание автомобильных дорог в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

Положения ГОСТ Р 50597-2017 устанавливают требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Пункт 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает сроки окончания работ по устранению снега и зимней скользкости. Срок очистки дорог от рыхлого или талого снега начинает исчисляться с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.

При этом, вопреки доводам жалобы момент обнаружения зимней скользкости определяется не выявлением органом дорожного надзора факта ненадлежащего содержания дороги, а датой и временем регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность (пункт 3.4 названного ГОСТ).

То обстоятельство, что управлению архитектуры и градостроительства администрации города Зеи стало известно о зимней скользкости на городских дорогах не от поименованных выше лиц и организаций свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления в содержании муниципальных дорог, в связи с чем и было возбуждено настоящее дело.

Довод жалобы о том, что привлечение юридического лица к установленной частью 1 стати 12.34 КоАП РФ исключительно на основании информации, полученной при осуществлении непрерывного дорожного надзора, является недопустимым, не может быть признан состоятельным в силу следующего.

    Как установлено материалами дела, факт ненадлежащего содержания городских дорог был установлен в ходе планового ежедневного контроля за состоянием дорожно-уличной сети города Зеи на предмет нарушений требований к эксплуатационному состоянию в зимний период, осуществленного государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД «Зейский».

    В силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

     Выявив в ходе планового рейдового осмотра автомобильных дорог города факт бездействия при их содержании со стороны органа местного самоуправления, орган дорожного надзора был вправе исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении по факту его совершения.

    Положения части 5 статьи 8.3 и части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержат запрета на возбуждение должностным лицом, выявившим в ходе проведения мероприятия по контроля факта административного правонарушения, дела об административном правонарушении.

Наоборот, положения вышеприведенных норм в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований обязывают должностных лиц государственного контроля (надзора) принять в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений.

Помимо этого, указанные должностные лица вправе довести в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по предусмотренным названным законом основаниям.

Вместе с тем, обнаружив факт, свидетельствующий не просто о нарушении обязательных требований, а достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо, в компетенцию которого входит возбуждение дела об административном правонарушении, вправе вынести необходимое процессуальное решение по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе возбудить дело.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

    Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

             постановление мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 14 апреля 2021 года и решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 4 июня 2021 года в отношении управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу– без удовлетворения.

    Судья

    Девятого кассационного суда

    общей юрисдикции                                                                Е.В. Королева

16-4080/2021

Категория:
Административные
Ответчики
УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТОИТЕЛЬСТВА Г. ЗЕИ
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

12.34

Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее