судья Резников Е.В. Дело № 07п-28/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 26 января 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу Чернышковой Ю. В. на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышковой Ю. В.,
установил:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 года Чернышкова Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, Чернышкова Ю.В. указала, что своевременного не выполнила требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» до вылета в Российскую Федерацию и своевременно не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» по независящим от нее причинам; кроме того, с учетом пп. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ Чернышкова Ю.В. просит изменить указанное постановление судьи районного суда, назначив наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Также в указанной жалобе Чернышкова Ю.В. заявила ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи районного суда, указав, что по причине ее временно отсутствия по месту жительства, а также в связи с сокращенным сроком хранения в отделениях связи почтовых отправления с пометкой «судебное», она не имела возможности своевременно, получить копию постановления судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда. Копия обжалуемого постановления была получена Чернышковой Ю.В. только 13 октября 2021 г.
Принимая во внимание изложение, считаю возможным восстановить срок на обжалование постановления судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021г. года и рассмотреть жалобу Чернышковой Ю.В. по существу.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Чернышкову Ю.В., прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу статьи 31 этого Закона ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования в случае угрозы возникновения и распространения инспекционных заболеваний на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также течением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статьей 51 этого Закона определены полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей: главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями, в том числе, принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека; вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», опубликованным и вступившим в законную силу 20 марта 2020 года (с изменениями от 27 июля 2020г., введенными в действие с 1 августа 2020г.), в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлено в пункте 2: гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) в силу подп. 2.2 - в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарная охрана территории Российской Федерации направлена, в том числе, на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Чернышкова Ю.В. 02 ноября 2020 года прибыла на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (рейс № <...>, место <.......>, страна вылета <.......>), при этом до прибытия не заполнила анкету пребывающих на территорию РФ воздушным транспортом на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), кроме того, до 06 ноября 2020 года 00 часов 01 минут не разместила информацию о результатах лабораторного исследования на СОVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ. Таким образом, Чернышковой Ю.В. были нарушены подп. 2.1., 2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №7 от 18 марта 2020г. «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», тем самым совершив нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Чернышковой Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Таким образом, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Чернышковой Ю.В. нарушены требования органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в связи с чем, в действиях Чернышковой Ю.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАПРФ.
Довод жалобы Чернышковой Ю.В. сводящиеся к тому, что все предусмотренные нормативно-правовыми актами меры для установления и исключения заболевания короновирусной инфекцией после прибытия на территорию России из зарубежной страны ею были выполнены, однако, срок размещения соответствующей информации был ею нарушен по независящим от нее причинам, не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку доказательств невозможности своевременного соблюдения указанных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции последней не представлено.
Необходимо отметить, что, возлагая на лиц, прибывших из зарубежных стран на территорию Российской Федерации, обязанности по заполнению анкеты пребывающих на территорию РФ воздушным транспортом на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и прохождение в течение трех календарных дней исследование на COVID-19 именно методом ПЦР, регулятор исходил прежде всего из необходимости оперативного определения состояния здоровья въезжающего и исключения обстоятельств инфицирования иных граждан, находящихся на территории национального государства.
В связи с изложенным, и, учитывая, что объектом защиты состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей, то призванные меры, связанные с незамедлительным и оперативным установлением состояния здоровья въезжающих в Россию из зарубежных стран призваны сдержать проникновение короновирусной инфекции и ее распространение внутри страны.
При таких обстоятельствах, несвоевременное заполнение анкеты пребывающих на территорию РФ воздушным транспортом на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и не размещение информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР путем заполнения соответствующей формы, несмотря на сдачу ПЦР теста на COVID-19, являлось правовым основанием для возбуждения в отношении Чернышковой Ю.В. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Чернышковой Ю.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления судьи районного суда в части размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, отсутствием негативных последствий, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, считаю необходимым применить положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного Чернышковой Ю.В. административного штрафа до 7 500 рублей.
В остальной части обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 31 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышковой Ю. В. изменить: размер назначенного Чернышковой Ю. В. административного наказания в виде административного штрафа снизить до 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
В остальной части постановление судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от 31 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу Чернышковой Ю. В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын