Дело № 2-502/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горнозаводск 01 сентября 2016 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе судьи Морозова Л.А.,
при секретаре Маркеловой Т.В.,
с участием помощника прокурора Горнозаводского района Пермского края Шаймухаметовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске дело по иску заместителя прокурора Горнозаводского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Теплогорского сельского поселения Горнозаводского района о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на ул.Советская в п.Промысла,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с требованием обязать Администрацию Теплогорского сельского поселения Горнозаводского района, в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
- установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Промысла рядом с образовательным учреждением МБОУ «ООШ» п.Промысла в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить пешеходные дорожки и тротуары на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Промысла рядом с образовательным учреждением МБОУ «ООШ» п.Промысла в соответствии с п.4.5.1.1, п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2207.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Горнозаводского района совместно с отделением ГИБДД Отделения МВД России по Горнозаводскому району проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Горнозаводского муниципального района. Проверкой установлено, что администрацией Теплогорского сельского поселения не исполняются обязанности по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - водителей и пешеходов.
Помощник прокурора Шаймухаметова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддерживала, просила установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2018 года.
Представитель ответчика Администрации Теплогорского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.17), просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, поскольку требования прокуратуры выполнить не имеют возможности в связи с острым дефицитом бюджета поселения (л.д.18).
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.12 данного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.3 данного Федерального закона, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ч.1 ст.24 данного Федерального закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст.21 данного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
2) защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.17 данного Федерального закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.6 ст.13 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Судом установлено, что Муниципальное учреждение «Администрация Теплогорского сельского поселения» является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов. (л.д.9-15)
Из Выписки из реестра муниципальной собственности видно, что автомобильная дорога в п.Помысла ул.Советская является собственностью Теплогорского сельского поселения. (л.д.8)
Из Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07 июня 2016 года следует, что на ул.Советская в п.Промысла отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, а также отсутствует стационарное наружное электрическое освещение. (л.д.6, 7)
Требования по обустройству автомобильных дорог при их содержании регламентируются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Пунктом 4.5.1.1 установлено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Пунктом 4.5.1.2 установлено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Пунктом 4.6.1.1 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м;
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по;
- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Учитывая, что в круг обязанностей органов местного самоуправления входит обеспечение безопасности дорожного движения на муниципальных автомобильных дорогах, неисполнение обязанности по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - водителей и пешеходов, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения участников судебного заседания, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01 сентября 2018 года, в целях его надлежащего исполнения.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Горнозаводского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Теплогорского сельского поселения Горнозаводского муниципального района Пермского края устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
- установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Промысла рядом с образовательным учреждением МБОУ «ООШ» п.Промысла в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- обустроить пешеходные дорожки и тротуары на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Промысла рядом с образовательным учреждением МБОУ «ООШ» п.Промысла в соответствии с п.4.5.1.1, п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2207.
Установить срок для исполнения решения до 01 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение одного месяца.
Судья: