Дело № 2а-181/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года                                                                          г. Белоярский

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего федерального судьи Лаврова И.В., при секретаре Азановой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, заместителя прокурора г. Белоярский Сафаровой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-181/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра–Экология» к администрации сельского поселения Полноват о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Полноват № 53 от 11.07.2019 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от 18.12.2017 № 146»,

установил:

АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Полноват о признании недействующим в части постановления администрации сельского поселения Полноват №__ от _______ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от _______ №__». Административные исковые требования мотивированы тем, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <...> - Югры, что следует из соглашения №__, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры _______. В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016    №    505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» - исходя из нормативов накопления ТКО. Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». _______ администрацией сельского поселения Полноват, в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление №__ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от _______ №__», которым изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по индивидуальным жилым домам. Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам. С принятым постановлением административный истец не согласен, считает его подлежащим отмене, поскольку считает, что административным ответчиком нарушен порядок изменения нормативов накопления, принятое постановление повлекло убытки для регионального оператора. Постановлением Правительства РФ от _______ №__ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Полноват Белоярского района оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от _______ №__-рп (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от _______ №__. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от _______ №__-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории сельского поселения <...>. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком Постановлением от _______ №__ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в сельском поселении Полноват». Административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для индивидуальных жилых домов был уменьшен по сравнению с ранее действовавшим Постановлением №__ от _______ и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку. Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с _______ по _______ в размере 58 986,14 руб.

Учитывая изложенное АО «Югра – Экология», просит суд признать недействующим с даты принятия постановления администрации сельского поселения Полноват №__ от _______ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от _______ №__» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов; взыскать с администрации сельского поселения Полноват судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также пояснил, что ответчик нарушил процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, предусмотренную постановлением Правительства РФ от _______ №__ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и незаконно вынес оспариваемое постановление. Незаконное уменьшение нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов повлекло для административного истца возникновение убытков.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, административные исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении административных требований отказать. Из представленного письменного возражения следует, что, в настоящее время проводятся замеры объемов и массы накопления ТКО согласно заключенного муниципального контракта, считает, что при принятии постановления №__ от _______, а так же при действиях по определению и расчетам накопления КТО, использовались методы не противоречащие действующему законодательству.

Заместитель прокурора <...> ФИО4 в заключении указал, что административным ответчиком в настоящее время проводятся мероприятия по замеру массы и объема образуемых отходов, которые планируется закончить, истец злоупотребляя правом, зная что фактические замеры образования ТКО в соответствии с постановлением Правительства №__ не производились. Несоблюдение порядка расчета нормативов образования ТКО не свидетельствует о недействительности самого нормативно-правового акта вышестоящему правовому акту. При этом, истцом факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативно-правовым актом не подтвержден, несоответствие объема образования ТКО, учтенного при расчете норматива фактическому объему образования ТКО и тем более, несение в этой связи убытков истцом не доказано, считает что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Нормами части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения №__, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 31.01.2019.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в п. 1 настоящей статьи, наделены следующими отдельными государственными полномочиями: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов; организация деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации сельского поселения Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 146 от 18.12.2017 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в сельском поселении Полноват (л.д.36).

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения Полноват оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07.12.2018 № 647-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории сельского поселения Полноват. Изменения нормативов накопления ТКО внесены на основании постановления сельского поселения Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 146 от 18.12.2017 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в сельском поселении Полноват».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации сельского поселения Полноват № 53 от 11.07.2019 были внесены изменения в приложение к постановлению сельского поселения Полноват Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 146 от 18.12.2017 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в сельском поселении Полноват». При этом нормативы накопления отходов для индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку, с 551,13 кг/год и 5,256 м?/год до 289,919 кг/год и 3,285 м?/год.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьями 11, 12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Как предусмотрено п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что административным ответчиком замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр не проводились, что не оспаривает и представитель административного ответчика.

Таким образом, постановление № 53 от 11.07.2019 администрации сельского поселения Полноват, в части определения нормативов накопления отходов для индивидуальных жилых домов принято без каких-либо оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, оспариваемое постановление в части определения нормативов накопления отходов для индивидуальных жилых домов, безусловно нарушает права и законные интересы АО «Югра-Экология» поскольку его исполнение влечет убытки для указанного акционерного общества.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утв. постановлением Губернатора

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2016 № 156, Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Деппромышленности Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере развития обрабатывающей, в том числе пищевой промышленности, агропромышленного комплекса, туризма.

    К полномочиям Департамента, в числе прочего, входит принятие нормативных правовых актов в форме приказов (п. 6.2. Положения).

    В соответствии с распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 22.09.2017 № 572-рп «Об организации исполнения отдельных государственных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из представленного административным ответчиком отзыва на исковое заявление, следует, что основанием для принятия оспариваемого постановления послужил приказ Департамента промышленности ХМАО-Югры от 03.07.2019 № 38-п-131, которым установлены расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых строений на территории «Северной» зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на уровне 3,285м3/год (283/919 кг/год) на одного проживающего, главам городских округов и муниципальных районов ХМАО-Югры «Северной» зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами рекомендовано внести изменения в муниципальные правовые акты, установив нормативы накопления ТКО для ИЖС в размере 3,285 м3/год на одного проживающего.

Однако, приказом Департамента промышленности ХМАО-Югры от _______ №__-п-10 подпункты 1.1 и 1.2 приказа Департамента промышленности ХМАО-Югры от _______ №__-п-162 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» признаны утратившим силу, приказ вступил в силу с _______.

Признанные утратившим силу подпункты 1.1 и 1.2 являлись приложениями 1, 2 для методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, доводы представителя административного ответчика изложенные в отзыве на исковое заявление, касательно соблюдения методических рекомендаций соответствующим законодательству Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного круга-Югры, при определении и расчете нормативов накопления ТКО, не могут быть приняты судом поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку принятое администрацией сельского поселения постановление должно было соответствовать требованиям, после вступления в силу приказа Департамента промышленности ХМАО-Югры от 27.01.2020 № 38-п-10, отменившим приложение № 1 и приложение № 2 методических рекомендаций утвержденных приказом Департамента промышленности ХМАО-Югры от 06.10.2017 № 38-п-162.

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация сельского поселения Полноват самостоятельно использовались методы определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, нарушающие требования постановления Правительства РФ от _______ №__, что подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.

Суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению административные исковые требования АО «Югра-Экология» о признании недействующим постановление администрации сельского поселения Полноват №__ от _______ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от _______ №__» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов и взыскании судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административные исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу постановление администрации сельского поселения Полноват №__ от _______ «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации сельского поселения Полноват от _______ №__», в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

Взыскать с администрации сельского поселения Полноват Белоярского района в пользу акционерного общества «Югра-Экология» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Опубликовать решение суда о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение может быть обжаловано в суд <...> – Югры в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.

Председательствующий                                                                 И.В. Лавров

2а-181/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г. Белоярский
АО "Югра-Экология"
Ответчики
Администрация сельского поселения Полноват
Суд
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Лавров И.В.
Дело на сайте суда
bel.hmao.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация административного искового заявления
28.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2020Подготовка дела (собеседование)
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
27.05.2020Производство по делу возобновлено
10.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Дело оформлено
31.07.2020Дело передано в архив
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее