Решение по делу № 2-488/2021 от 28.09.2021

Дело № 2-488/2021

УИД: 74RS0033-01-2021-000686-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз                                                                    20 октября 2021 года                                                                                     

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, учащихся образовательного учреждения, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального район Челябинской области о возложении обязанности по установке наружного искусственного освещения на территории образовательного учреждения,

установил:

прокурор Нагайбакского района в интересах неопределенного круга лиц, учащихся образовательного учреждения, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее по тексту МОУ «Красногорская СОШ), администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, о возложении обязанности по устранению нарушения антитеррористического законодательства путем установки наружного искусственного освещения на территории образовательного учреждения по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный, ул. Пионерская, д. 1, в срок до 01 сентября 2022 года, а при недостаточности средств у образовательного учреждения возложить указанную обязанность на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлено, что в образовательном учреждении отсутствует система наружного освещения, чем не обеспечивается безопасностей детей и работников учреждения, их защита от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данное нарушение не устранено. Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области является учредителем образовательного учреждения, поэтому несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности средств.

Помощник прокурора Шварева В.О. требования поддержала.

Представители ответчиков МОУ «Красногорская СОШ, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, Отдела образования администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела в суд не обращались.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, приходит к следующему.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.) закрепляет, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 3 и 6 Конвенции).

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находятся под защитой государства (ст.ст. 2, 18, 20, 38, 41).

Статья 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет принципы противодействия терроризму, одними из которых являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2.2.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. В силу подп. «м» п. 24 названных требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия по оснащению объектов (территорий) системой наружного освещения.

В соответствии с подп. «в» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой освещения.

Согласно ст. 28 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Судом установлено, что МОУ «Красногорская СОШ» является образовательным учреждением, осуществляющим деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Свою образовательную деятельность осуществляет в здании по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный, ул. Пионерская, д. 1.

В ходе проверки требований антитеррористической защищенности в деятельности учреждения прокуратурой района выявлено отсутствие в образовательном учреждении системы наружного освещения.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 14 мая 2021 года, письменным сообщением Отдела образования администрации Нагайбакского муниципального района на представление прокурора.

Приведенные нормативные предписания содержат обязательные требования в отношении образовательных учреждений, которые должны обеспечить надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость используемых ими для своей деятельности здания и территории, предупреждение террористических актов и иных чрезвычайных ситуаций. Выполнение данных требований закона направлено на обеспечение безопасности учащихся во время образовательного процесса и работников образовательной организации, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Орган местного самоуправления является равным субъектом противодействия терроризму в сфере образовательной деятельности.

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

МОУ «Красногорская СОШ» является казенным учреждением, учредителем которого является Нагайбакский муниципальный район, здание образовательного учреждения находится в собственности муниципального района, в связи с чем суд приходит к выводу, что на администрации Нагайбакского муниципального района лежит обязанность обеспечить устранение выявленного нарушения антитеррористического законодательства при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения.

Суд считает, что срок, в который прокурор просит устранить выявленное нарушение, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорская средняя общеобразовательная школа» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, а при недостаточности средств у данного учреждения - администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, устранить нарушения антитеррористического законодательства путем установки наружного искусственного освещения на территории образовательного учреждения по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный, ул. Пионерская, д. 1, в срок до 01 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года.

2-488/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Нагайбакского района
Ответчики
МОУ "Красногорская СОШ"
администрация Нагайбакского района
Другие
Отдле образования администрации Нагайбакского муниципального района
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Бикбова Мария Архиповна
Дело на сайте суда
nagaib.chel.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2021Передача материалов судье
04.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2021Дело оформлено
26.11.2021Дело передано в архив
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее