Решение от 14.01.2022 по делу № 5-20/2022 (5-742/2021;) от 09.12.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291                                       14 января 2022 года

Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Шандрук А.И., с участием Алексеева А.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Алексеева А.А., <...>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Ленинский районный суд г. Иркутска поступил протокол от ****год об административном правонарушении, составленный старшим участковым уполномоченным полиции ОП № 1 МУ МВД России «Иркутское» В. о привлечении Алексеева А.А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Алексеев А.А. в судебном заседании пояснил, что он не согласен с административным правонарушением, он закона не нарушал, ничего не совершал. Он приехал со своей мамой Р. на <адрес>, что бы посмотреть гори, для того, что бы в дальнейшем привезти племянников туда погулять. Там присутствовали сотрудники полиции, было много молодежи, которая водила хоровод, пели песни. Сотрудники полиции никаких требований не высказывали. Он (Алексеев) находился там около 30 минут, после чего был задержан, за что задержали, ему никто ничего не говорил. Также была задержана группа лиц. Он считает, что все это полная ложь, на видео ничего нет, на видео видно, что он стоял около сотрудников полиции и не подходил к группе людей, сотрудники полиции не говорили, что нужно что-то прекратить.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Н. пояснил, что ****год на территории г. Иркутска проходили несанкционированные митинги и шествия, которые начались около 12.00 часов. Около Дома Быта на ул. Урицкого собралось более 50 человек, которые начали скандировать лозунги общественно-политического характера, и у них были средства наглядной агитации. Данный мероприятия проходили не санкционированно, без подачи уведомления. Он (Н.), находясь у Дома Быта, дважды через громкоговоритель предупредил собравшихся лиц, что данное мероприятие является несогласованным, что оно проводится не законно, предупреждал об ответственности за участие в несанкционированном мероприятии, предлагал разойтись. Через некоторое время данная группа людей двинулась по ул. Урицкого в сторону ул. Карла Маркса. Сотрудники полиции пытались пресечь действия данных лиц, некоторые разошлись, около 100 человек остались и пошли до ул. Ленина, скандируя общественно-политические лозунги. Он (Н.) присутствовал у здания Правительства Иркутской области на ул. Ленина, при этом требования им не высказывались, однако, он слышал, как сотрудники полиции либо росгвардии через громкоговоритель сообщали участникам митинга, что данное публичное мероприятия является не согласованным, требовали прекратить. На требования сотрудников полиции люди не расходились. Люди, участвующие в митингах, декламировали лозунги, требовали смены государственной власти, требовали отпустить политзаключенных, у них были в небольшом количестве средства наглядной агитации. Кроме того, была группа людей, которая водила хоровод и пела песни. После сотрудники полиции пресекли не законные действия, провели задержания. Алексеева он не помнит. Он помнит, что во время проведения мероприятия женщине старшего возраста стало плохо, она обращалась к сотрудникам полиции, потом упала. В последующем из СМИ ему стало известно, что у нее стало плохо с сердцем.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Р. пояснила, что ****год она с сыном Алексеевым А.А. поехала на площадь Кирова, что бы посмотреть наличие горок. В тот день на улице было очень холодно, они вышли возле Института иностранных языков, они увидели, что на площади Кирова все было огорожено, никого не было, стояло около 7-10 человек полиции. Она стояла, разговаривала с сыном. Также там был еще один человек, который был с ребенком, потом подошли еще люди, у одного из которых был микрофон. Данный человек спросил у нее не за <...> ли она, она ответила, что не состоит ни в какой партии. Потом она с сыном стала переходить дорогу, увидела, что прибежали молодые люди, которые встали у Серого дома, встали в хоровод и стали петь песню про «Елочку», ничего не скандировали. Она с сыном постояла, послушала, сын сказал, что нужно ехать домой. Она не видела сотрудников полиции, поскольку те, возможно, стояли у них за спиной. Потом сотрудники полиции их окружили, начали хватать молодых людей. Она стала бегать за сотрудниками полиции, говорить, что молодые люди ничего не делали. Когда «схватили» ее сына, ей стало плохо, она упала, ее посадили в скорую помощь, где около 1 часу оказывали помощь. Потом ее забрал младший сын. Когда они стояли у Серого дома, никто не говорил, что не законно, она этого не слышала, она только слушала музыку и подпевала.

Выслушав Алексеева А.А., объяснения свидетелей, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно частям 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашённой в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закреплёнными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статьи 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19.04.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Одним из требований к проведению публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, а также вышеуказанного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Указанным Федеральным законом в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в статье 4 данного Закона.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 того же Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплён в статье 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, который предусматривает, в том числе, обязанность выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ****год, Алексеев А.А., являясь участником публичных мероприятий, в форме митинга с 12.00 часов до 13:45 часов по местному времени на площади напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «А» в составе группы граждан около 500 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Иркутска, нарушил п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно: не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Иркутска - Н., главного специалиста сектора по связям с общественностью и работой с проектами отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ****год; заявлением Н. от ****год; сообщением о происшествии от ****год; видеозаписью; актом осмотра диска от ****год; рапортом ст. УУП ОП № 1 МУ МВД России «Иркутское» В. от ****год; сообщением из управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска от ****год; объяснениями и другими материалами дела.

Не доверять перечисленным выше данным доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапорте сотрудника полиции обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.

Рапорт отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ.

Давая оценку данным доказательствам, суд исходит из того, что данные доказательства согласуются между собой, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела.

Так, из видеозаписи, представленной в дело, следует, что ****год напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А незаконно проводилось публичное мероприятие, на котором присутствовало около 500 человек.

Факт того, что шествие проведено несанкционированно, подтверждается ответом администрации г. Иркутска от ****год, согласно которому уведомлений о запросе публичных мероприятий на ****год от каких-либо лиц на территории г. Иркутска не подавалось, согласование таких мероприятий не проводилось.

При этом суд учитывает, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч.ч. 3, 4 ст. 6 Закона о публичных мероприятиях.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Названной статьей также определено, что митинг - массовое присутствие граждан в специально отведенном месте или приспособленном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (п.4 ст.2 Федерального закона от 19.04.2004 № 54-ФЗ).

Порядок уведомления о проведении публичного мероприятия регламентирован статьей 7 Федерального закона от 19.04.2004 № 54-ФЗ, согласно которой уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения, публичного мероприятия (ч. 1).

Однако, как установлено в судебном заседании, и подтверждается представленными суду материалами, у здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «А» Н. требования о прекращении публичного мероприятия, в связи с его незаконностью не выдвигались, данные требования выдвигались сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации, что следует из объяснения самого Н. и рапорта УУП ОП № 1 МУ МВД России «Иркутское» В.

Однако Алексеев А.А. данное требование сотрудников полиции игнорировал и не предпринимал разумных действий для прекращения своего участия в несогласованном публичном мероприятии. При этом, Алексееву А.А. было известно о том, что публичное мероприятия было не согласовано, тем не менее, он принял в нем участие добровольно.

Кроме того, из просмотренной в судебном заседании видеозаписи установлено, что Алексеев А.А, действительно находился на площади напротив здания Правительства Иркутской области.

Довод Алексеева А.А., что на видеозаписи не отражено, что сотрудники полиции предупреждали кого-то, не просили прекратить митинг, суд находит не состоятельным, поскольку отсутствие данного факта на видеозаписи не свидетельствует о наличии указанных в ст. 1.5 КоАП РФ сомнений, которые не могли быть устранены при пересмотре дела на основании исследования совокупности всех доказательств по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. При этом судом учитывается, что на видеозаписи фактически отображается момент, когда начало происходить задержание, и отображено, что Алексеев А.А. действительно присутствует у здания Правительства. Тот факт, что на данной видеозаписи Алексеев А.А. не находится в группе людей, а находится поодаль от сотрудников полиции не опровергает, что Алексеев А.А. участвовал в несанкционированном митинге.

Таким образом, в ходе проверки и судебного заседания установлено, что ****год Алексеев А.А., принял участие на площади напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 45 минут в публичном мероприятии в форме митинга и демонстрации, в котором приняло участие около 500 человек и проведение которого не было согласовано с органом местного самоуправления г. Иркутска, несмотря на требования сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации о прекращении участия в данном публичном мероприятии, тем самым нарушив пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Довод Алексеева А.А. об отсутствии события данного административного правонарушения, со ссылкой на то, что он не принимал участия в незаконном публичном мероприятии, является несостоятельным, поскольку данный довод опровергается совокупностью исследованных доказательств.

Тот факт - выкрикивал ли сам лично Алексеев А.А. какие-либо лозунги в ходе митинга, не имеет правового значения и не исключает квалификацию его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, Алексеев А.А. зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, в связи с чем, его действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в судебном заседании о том, что вина Алексеева А.А. во вмененном ему административном правонарушении не доказана, о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы Алексеев А.А. об отсутствии информации о том, что он принимает участие в несогласованном мероприятии, является несостоятельными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом учитывается личность Алексеева А.А., его материальное положение, отсутствие работы, при назначении наказания, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, считает необходимым применить положения ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о возможности назначения административное наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 04341383720), ░/░ 40101810250048010001, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░ 042520001, ░░░ 3808171041, ░░░ 380801001, ░░░░░ 25701000, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 18811608010016000140, ░░░ 18880338210031521466.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                  ░.░. ░░░░░░░

5-20/2022 (5-742/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
Алексеев Александр Анатольевич
Суд
Ленинский районный суд г. Иркутск
Судья
Шандрук Анастасия Игоревна
Дело на сайте суда
leninsky.irk.sudrf.ru
09.12.2021Передача дела судье
10.12.2021Подготовка дела к рассмотрению
12.01.2022Рассмотрение дела по существу
14.01.2022Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
17.01.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
18.01.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
19.01.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
29.01.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
14.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее