Решение по делу № 12-134/2024 от 05.02.2024

Дело № 12-134/2024

УИД 86RS0001-01-2024-000658-27

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 апреля 2024 года                                     г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахметов Р.М.,

с участием: представителей АО «Транснефть-Сибирь» Роминой С.В., Тоболжановой Т.Б., Шестакова С.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Транснефть-Сибирь» Роминой С.В. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, которым акционерное общество «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. 00 коп.

Считая данное постановление и решение незаконными, представитель АО «Транснефть-Сибирь» Ромина С.В. обратилась в суд с жалобой содержащей требование отмены обжалуемого постановления и прекращения дела об административном правонарушении, указав, что на момент проведения проверки был завершен технический этап рекультивации земельного участка. При этом, установлено снижение загрязняющих веществ в почве в виде нефтепродуктов на 90 %, и хлорид-ионов на 15 %, что свидетельствует о выполнении АО «Транснефть-Сибирь» своих обязанностей по восстановлению земельного участка. Согласно проекта рекультивации, биологический этап запланирован на 2024 год. При этом акт выполненных работ по техническому этапу рекультивации был направлен в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. Кроме этого указанные в протоколах отбора проб глубина 0-20 см не подтверждена материалами дела. Также отбор проб проводился без учета ландшафтной, почвенной структуры контрольного образца. С учетом того, что АО «Транснефть-Сибирь» проводятся работы по рекультивации, просит суд отменить постановление производству по делу прекратить.

В судебном заседании представители АО «Транснефть-Сибирь» Роминой С.В., Тоболжановой Т.Б., Шестакова С.А., доводы жалобы поддержали по основаниям изложенным в ней. Указали, что биологический этап рекультивации не проведен в связи с наступление холодного периода времени и запланирован до октября 2024 года. Таким образом, АО «Транснефть-Сибирь» принимает меры рекультивации земельного участка.

Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ за то, что АО «Транснефть-Сибирь» на земельном участке местности по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, 700 метров от автодороги Излучинск-Нижневартовск, в нарушение ст.12, ч.2,5 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ, ч.3 ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 26 правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года №800, не выполнило в установленный срок работы по рекультивации нефтезагрязненных земель «Объект рекультивации: земельный участок, загрязненный (нарушенный) в результате выхода нефти из криминальной несанкционированной врезки в 39 км магистрального нефтепровода «Самотлор-Нижневартовск».

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ч.3 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу ст. 42 ЗК РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 13 ЗК РФ, деятельность лица, которая привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязано обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

    В соответствии с пунктами: 3, 6, 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800, рекультивации в обязательном порядке подлежат, в том числе, земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами; рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий; разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно подпункту «в» пункта 26 Правил проведения рекультивации № 800 лица, допустившие нарушение земель обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее 7 (семи) месяцев со дня выявления деградации земель.

    При этом п.п. «В» п. 15 Правил проведения рекультивации № 800 установлено, что проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, лицами, указанными в подпункте 3 или подпункте «б» пункта 4 Правил проведения рекультивации № 800.

Из чего следует, что юридическое лицо обязано разработать проект рекультивации и приступить к рекультивации нарушенных земель в срок не позднее семи месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.

По настоящему делу установлено в ходе судебного заседания в результате разлива нефти из-за несанкционированной <адрес>.

АО «Транснефть-Сибирь» не оспаривается, факт загрязнения данного участка произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, то есть ООО «РН – Юганскнефтегаз» было обязано не позднее ДД.ММ.ГГГГ разработать проект рекультивации земель на данном участке и непосредственно приступить к работам по его рекультивации.

Как установлено в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ АО «Транснефть-Сибирь» было выдано предписание о разработке проекта рекультивации загрязненного участка и необходимости его рекультивировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела АО «Транснефть-Сибирь» разработан проект рекультивации данного участка, а также выполнен технический этап рекультивации земель.

При этом, представленный проект рекультивации не содержит работ по удалению вещества хлорид-ион обнаруженного в момент выявления факта загрязнения участка, что свидетельствует о его несоответствии требованиям установленным действующим законодательством.

Также в ходе судебного заседания установлено, что биологический этап рекультивации по настоящее время не выполнен.

Таким образом, судом установлено, что АО «Транснефть – Сибирь» в нарушение вышеуказанных положений законодательства не предприняло в полном объеме действия по исполнению возложенной на него обязанности по рекультивации земель в срок установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ.

    Данный факт подтвержден материалами дела, изученными судом: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ, проектом рекультивации, экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний почвы -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

    При этом то обстоятельство, что АО «Транснефть-Сибирь» планирует окончить рекультивацию в ДД.ММ.ГГГГ году, не снимает с него обязанность по разработке проекта по удалению всех загрязняющих веществ и проведению работ по рекультивации в установленные сроки.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств объективной невозможности соблюдения АО «Транснефть-Сибирь» указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.

В связи с чем суд признает доказанным факт совершения АО «Транснефть-Сибирь» указанного выше административного правонарушения, а его действия правильно квалифицированное уполномоченным на то должностным лицом, как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.7. КоАП РФ.

Доводы о том, что по проведенным работам усматривается снижение загрязняющих веществ, а также что рекультивация не проведена по обстоятельства ее зависящим от общества, судом оцениваются критически, поскольку как уже указывалось выше проект рекультивации не содержит мероприятий по удалению всех загрязняющих веществ и их обнаружение в момент проверки свидетельствует о не принятии обществом полного объема комплекса мер направленных на восстановление земельного участка..

Процессуальных нарушений по делу суд не находит.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд усматривает основание для изменения обжалуемого постановления в части назначенного Обществу наказания.

Так, при привлечении АО «Транснефть-Сибирь» к ответственности в качестве отягчающего обстоятельства учтено – повторное совершение однородного правонарушения.

При этом в материалах дела не представлены сведения (копия постановления) о привлечении ранее АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности.

В связи с чем, указание на наличие отягчающего обстоятельства подлежит исключению со снижением размера назначенного наказания в виде штрафа.

При этом, суд с учетом установленных обстоятельств, а именно, что лицо, привлекаемого к административной ответственности, предпринимало определенные меры направленные на выполнение своих обязанностей,    обстоятельств совершенного правонарушения, считает, возможным в настоящем случае применить к АО «Транснефть-Сибирь» положения чч..3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до половины от минимального размера, предусмотренного санкцией ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

                                               РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, которым акционерное общество «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, –изменить, и снизить в соответствии с ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер назначенного наказания в виде штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей, в остальной части оставить постановление без изменения, жалобу Роминой С.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с даты получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                  Р.М. Ахметов

12-134/2024

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Транснефть-Сибирь"
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Ахметов Р.М.
Статьи

8.7

Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
05.02.2024Материалы переданы в производство судье
12.02.2024Истребованы материалы
19.02.2024Поступили истребованные материалы
19.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее