Решение по делу № 33а-6596/2020 от 07.09.2020

Судья Подберезко Е.А. Дело № 33а-6596/2020

2а-640/2020 (в 1 инстанции)

УИД: 22RS0067-01-2019-004810-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2020 года      г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Соболевой С.Л.

при секретаре Ждановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СибИнвест-Груп» на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 16 марта 2020 года по административному иску общества с ограниченной ответственностью «СибИнвест-Груп» к Государственной инспекции труда в Алтайском крае об оспаривании предписания, решения.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «СибИнвест-Груп» (далее – ООО «СибИнвест-Груп», общество) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Алтайском крае, в котором просило признать незаконными и отменить решение *** от ДД.ММ.ГГ и предписание *** от ДД.ММ.ГГ о принятии мер по направлению заявлений А. о выплате пособий в Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование требований ООО «СибИнвест-Груп» ссылалось на то, что по результатам проверки по заявлению А. государственным инспектором труда в Алтайском крае выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и принятии мер по направлению заявлений А. по представленным листкам нетрудоспособности в Фонд социального страхования. Данное предписание является незаконным, поскольку достоверно не подтверждено, что заявления на выплату пособия были подписаны работником А., кроме того, они поданы И. в отсутствие доверенности работника, в связи с чем оснований к направлению заявлений в Фонд социального страхования не имелось. Данное предписание было обжаловано вышестоящему должностному лицу, жалоба оставлена без удовлетворения. Общество полагает, что предписание должностного лица, решение вышестоящего должностного лица являются незаконными и нарушающими его права.

В ходе рассмотрения дела районным судом в качестве соответчиков привлечены главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) С., заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае Ф.

Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 16 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «СибИнвест-Груп» просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что поступившие заявления А. о выплате пособий были подписаны не ею, а неизвестным лицом, поскольку поданы И. без доверенности, а потому оснований для направления таких заявлений в Фонд социального страхования не имелось; вопреки выводам суда заявление подписано не А.; предписание противоречит положениям статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875.

В судебном заседании представитель ООО «СибИнвест-Груп» Т. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Проверив дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Как следует из содержания статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации, государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы 2, 3, 15 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона, в случае выявления очевидного нарушения трудового законодательства.

Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

В абзаце 4 части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

При этом предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается (часть 9 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, контрольно-надзорного дела ***, в период с 24 сентября по ДД.ММ.ГГ в отношении ООО «СибИнвест-Груп» Государственной инспекцией труда в Алтайском крае на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае Ф. от ДД.ММ.ГГ проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления Федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в связи с обращением работника общества А. по вопросу неоплаты листов в нетрудоспособности.

По результатам проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) отдела № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. составлен акт от ДД.ММ.ГГ, согласно которому выявлено нарушение требований Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлениям Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294, а именно, в нарушение указанного Положения заявления А. о выплате пособий по временной нетрудоспособности обществом не были направлены в Фонд социального страхования для назначения и выплаты пособия. При этом выплату пособия за первых 3 дня временной нетрудоспособности, работодатель произвел ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.

ООО «СибИнвест-Груп» выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГ обществу необходимо принять меры к направлению заявлений о выплате пособий А. по листкам нетрудоспособности ***, ***, *** в Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с предписанием, общество ДД.ММ.ГГ обжаловало его руководителю Государственной инспекции труда в Алтайском крае.

Решением заместителя руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении жалобы общества отказано, в связи с тем, что нарушений прав общества не установлено, предписание признано законным.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание должностного лица Государственной инспекции труда в Алтайском крае и решение ее вышестоящего должностного лица являются законными, принятыми в пределах предоставленных им полномочий и прав административного истца не нарушают.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда являются правильными, основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон об основах обязательного социального страхования) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) установлено, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, помимо прочего, в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 данной статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года №294 утверждено «Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта».

В соответствии с пунктом 2 названного Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Согласно пункту 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пунктом 6 названного выше Положения предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.

По делу установлено, с заявлениями о выплате пособий по листкам нетрудоспособности ***, ***, *** в ООО «СибИнвест-Груп» А. обратилась ДД.ММ.ГГ. Листки нетрудоспособности предъявлены ранее.

Однако заявления А. ООО «СибИнвест-Груп» в Фонд социального страхования в установленном порядке и сроки не представлены.

Вместе с тем оплата по листкам временной нетрудоспособности ***, ***, *** за первые три дня за счет средств работодателя А. произведена.

При установленных по делу обстоятельствах у главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) отдела № 2 Государственной инспекции труда в Алтайском крае С. имелись законные основания для выдачи предписания по результатам проведенной внеплановой выездной проверки.

В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности содержащегося в предписании требования о принятии мер к направлению заявлений о выплате пособий А. по листкам нетрудоспособности ***, ***, *** в Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

Принимая во внимание, что в Государственную инспекцию труда поступило обращение А. о нарушении административным истцом требований трудового законодательства, у Государственной инспекции труда в Алтайском крае имелись достаточные основания для проведения внеплановой выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка, вопреки доводам жалобы, проведена Государственной инспекцией труда в Алтайском крае при наличии предусмотренных законом оснований, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку проведения подобных проверок, в том числе об извещении органа прокуратуры.

Доводы жалобы о том, что поступившие заявления А. о выплате пособий были подписаны не ею, а неизвестным лицом, поскольку поданы И. без доверенности, а потому оснований для направления таких заявлений в Фонд социального страхования не имелось, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств. Основания для иной оценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Так из контрольно-надзорного дела *** следует, что заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска) поданы от имени А., имеют подпись в соответствующей графе. В сопроводительном письме, подписанном И., отражено, что работодателю направляются заявления А. на выплату пособия. Оснований сомневаться в подлинности подписи заявителя, проставленной в заявлениях, у работодателя не имелось.

Сам по себе факт того, что данные документы были представлены работодателю не лично А., а И., не свидетельствует о невозможности идентификации подписи в заявлениях от имени А.

Кроме того, в судебном заседании 20 февраля 2020 года при рассмотрении дела судом первой инстанции А. подтвердила, что лично подписала заявления, но в связи с плохим самочувствием отнести их работодателю попросила свою дочь И., имеющую доверенность на представление ее интересов (аудиозапись судебного заседания).

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного решения.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 16 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СибИнвест-Груп» – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6596/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Сибинвест-груп
Ответчики
Государственная инспекция труда в АК
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в АК Скипина О.В.
Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в АК- Фандин И.Л.
Другие
Акимова (Иванова) Ульяна Сергеевна
Отт Юрий Андреевич
Жейкар Олег Валерьевич
Акимова Т.А.
Татарников Александр Владимирович
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Титова Виктория Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
30.09.2020Судебное заседание
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее