Дело № 2-2262/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 19 июня 2020 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.Н. Величко,
при секретаре С.А. Шандер,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Совина Владимира Васильевича к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, к Управлению Архитектурно-Градостроительному проектированию города Челябинска о понуждении утвердить и выдать схему земельного участка и предоставить в аренду земельный участок,
установил:
Совин В.А. обратился в суд иском к администрации Центрального района г. Челябинска, в котором просит обязать ответчика утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> каменные карьеры, <адрес>, обязать ответчика предоставить истцу в долгосрочную аренду земельный участок, необходимый для эксплуатации дома истца.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по вышеуказанному адресу, а потому в силу закона имеет право на получение земельного участка в собственность или в аренду.
В ходе рассмотрения дела судом, с согласия представителя истца, произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Центрального района г. Челябинска, которая не является юридическим лицом, на Администрацию г. Челябинска. К участию в деле в качестве ответчиков также привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и Управление Архитектурно-Градостроительному проектированию города Челябинска.
Истец в судебном заседании участия не принял, извещен, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Представитель истца Никитин С.Ю. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям, сославшись на то, что истец в 2018 и 2019 году обращался в орган местного самоуправления с заявлениями об утверждении семы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предоставлении ему земельного участка, но истцу было отказано. Отказы истец не обжаловал, срок для обжалования отказом пропустил.
Представители ответчиков - Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Управления Архитектурно-Градостроительному проектированию города Челябинска участия в судебном заседании не приняли, извещены, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, в отзыве на иск указала, что истец не обращался в КУИиЗО г. Челябинска с заявлением о согласовании и выдачи документов согласовании проекта границ земельного участка для эксплуатации жилого дома.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Совина В.В. подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Совиным Владимиром Васильевичем в силу приобретательной давности признано право собственности на жилой дом, общей площадью 10,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Шершневские каменные карьеры, <адрес>. Право собственности Совина В.В. на данный жилой дом зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Истец претендует на получение в аренду земельного участка под вышеуказанным домом.
В соответствии с положениями п. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован.
Положениями ст. 39.15 определена процедура предварительного согласования земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В силу п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что письмом Комитета Градостроительства и архитектуры г. Челябинска от 06.12.2019 истцу возвращено его заявление о предварительном согласовании земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, Шершневские каменные карьеры, <адрес>, поскольку оно не соответствовало требованиям пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ, так как в заявлении не были указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ, а также конкретный вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, поскольку предоставление земельного участка возможно как в собственность так и в аренду. Кроме того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу указано, что представленная им схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к вновь образуемым земельным участкам, а именно часть образуемого земельного участка подпадает в охранные зоны ВЛ 110 кВ от ПС Шагол до ПС Западная.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Однако истцом не обжалованы в порядке ст. 218 КАС РФ действия Комитета Градостроительства и архитектуры <адрес>, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств того, что данные действия Комитета являлись не законными истцом суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов» (далее - Административный регламент №-п), исполнителем данной муниципальной услуги является Комитет.
Для получения указанной муниципальной услуги лицу необходимо подать заявление в порядке, предусмотренном Административным регламентом №-п, с приложением следующих документов:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
межевой план земельного участка, выполненный в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Однако после ДД.ММ.ГГГГ Совин В. В. не обращался в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, в чьи полномочия входит предварительное согласование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за получением муниципальной услуги, а конкретно за согласованием и выдачей документов о согласовании проекта границ земельного участка дтя эксплуатации индивидуального жилого дома.
Предоставление земельного участка, находящегося в собственности муниципалитета, в аренду осуществляется в порядке муниципальной услуги, утверждённой Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и физическим лицам» (далее - Административный регламент №-п). Непосредственным исполнителем данной муниципальной услуги также является Комитет.
Лицо, обратившееся за предоставлением земельного участка на праве аренды, представляет самостоятельно:
1) заявление о предоставлении земельного участка в аренду с согласием на обработку своих персональных, данных при сохранении их конфиденциальности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных»;
2) копию паспорта (при его отсутствии - иных документов), удостоверяющего личность заявителя (заявителей), заверенного в установленном законодательством порядке;
3) копию документа, заверенного в установленном законодательством порядке, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
копии документов, заверенных в установленном законодательством порядке, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение либс помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН;
копии документов, заверенных в установленном законодательством порядке, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН;
сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (приложение 6 к Административному регламенту).
Основания отказа в предоставлении данной муниципальной услуги предусмотрены в пункте 16 Административного регламента №-п и в статье 39.16 ЗК РФ.
Основаниями для отказа в соответствии с данными нормами может являться то, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В соответствии с данными Публичной кадастровой карты на местности, где расположен жилой дом по адресу: <адрес>ёвские каменные карьеры, <адрес>, отсутствуют сведения о земельном участке, на котором он расположен, в связи с чем для данного земельного участка не установлены границы.
Прежде чем обращаться за предоставлением земельного участка в аренду в порядке Административного регламента №-п, истцу следовало утвердить границы земельного участка в соответствии с Административным регламентом №-п.
Совин В. В., заменив административный порядок (подача заявления в рамках муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов» от ДД.ММ.ГГГГ №-п) - судебным, не обращался в органы местного самоуправления с заявлением по вопросу утверждения схемы земельного участка, лишив себя и органы местного самоуправления возможности урегулировать спор во внесудебном порядке.
Учитывая изложенное, ответчики прав и законных интересов истца не нарушали.
При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок под домом истца не сформирован в установленном законом порядке вследствие непринятия истцом соответствующих мер, а предоставление испрашиваемого истцом в аренду земельного участка возможно только после его формирования, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Совина Владимира Васильевича к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, к Управлению Архитектурно-Градостроительному проектированию города Челябинска о понуждении утвердить и выдать схему земельного участка и предоставить в аренду земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий п/п М.Н.Величко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М.Н. Величко
Секретарь С.А. Шандер
Мотивированное решение составлено 19.06.2020