УИД16RS0051-01-2023-013434-68
КОПИЯ Дело № 2–492/2024
Заочное решение
именем Российской Федерации
5 марта 2024 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» к Железнов Е.С. о взыскании задолженности по ученическому договору,
установил:
АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (далее – АО «КМПО») обратилось в суд с иском в вышеуказанной формулировке в обоснование указывая на то, что между АО «КМПО» и Железнов Е.С. был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ученический договор №У от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между сторонами расторгнут. Поскольку п. 3.2.6 ученического договора предусмотрен возврат полученной стипендии в случае невыполнения обязательств по договору, просит взыскать с ответчика выплаченную за период с февраля по май 2021 года стипендию в размере 25161,51 рубля, а также возврат уплаченной государственной пошлины 954,85 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, согласно исковому заявлению просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Железнов Е.С. на извещения о вручении документов, направленных по зарегистрированному адресу не реагирует и за ними не является, поэтому суд считает ответчика надлежаще извещенным о судебном заседании и с учетом согласия представителя истца, счел возможным рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Требования к содержанию трудового договора, перечень обязательных и дополнительных условий трудового договора закреплены в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 названной статьи в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
На основании части 5 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
В силу частей 1 и 2 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 249 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из материалов дела видно, что АО «КМПО» и Железнов Е.С. был заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, а также ученический договор №У от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3.2.5 ученического договора, по окончании срока ученичества в течение трех дней, в соответствии с полученной профессией, специальностью и квалификацией обучающийся обязуется заключить с истцом дополнительное соглашение и проработать по нему не менее трех лет.
Истец обязался ежемесячно выплачивать ответчику стипендию, а ответчик - заключить с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору и проработать не менее 3 лет. В случае не исполнения данного условия ответчик обязался возвратить истцу суммы стипендии, а также расходы на оплату услуг преподавателей и инструкторов общества.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору об изменении обязательных условий договора, согласно которому Железнов Е.С. установлен 6 разряд.
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между сторонами расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника).
Ответчик отработал 15 месяцев из оговоренных сторонами 36 месяцев.
Согласно материалам дела ответчику выплачивалась стипендия в феврале 2021 года – 8709,17 рублей, в марте 2021 года – 10178,49 рублей, в апреле 2021 года – 9999,97 рублей, в мае 2021 года – 9196,40 рублей.
Сумма задолженности за неотработанное на предприятии время составила 25161,51 рублей. Данный расчет ответчиком не оспаривался, проверен судом и является правильным.
Разрешая заявленные исковые требования суд находит, что заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принял на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года №498-О).
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена также и возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя (глава 32 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст. 207 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно пункту 3.2.5, подпункту «в» пункта 3.2.6 трудового договора, заключенного между сторонами ученик обязуется по окончанию срока ученичества в течение трех дней в соответствии полученной профессией, специальностью и квалификацией заключить с Обществом дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ и проработать по нему не менее 3 лет. Вернуть обществу полученную за время ученичества стипендию, пропорционально отработанному времени, а также возместить другие понесенные Обществом расходы (оплата труда инструкторов производственного обучения и преподавателей теоретического обучения в связи с ученичеством в случае невыполнения своих обязательств по настоящему договору, в том числе в случае невыполнения обязательств по пункту 3.2.2 договора (Добросовестно относиться к исполнению условий договора, к получению знаний и навыков по избранной профессии (специальности, квалификации).
Таким образом, поскольку ответчиком не выполнены условия ученического договора об отработке в течение трех лет, суд приходит к выводу о правомерности взыскания с него в пользу АО «КМПО» суммы материального ущерба пропорционально неотработанному времени в размере 25161,51 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Железнов Е.С. в пользу истца также подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 954,85 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» к Железнов Е.С. о взыскании задолженности по ученическому договору удовлетворить.
Взыскать с Железнов Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) в пользу АО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ИНН 1657005416) 25161 (двадцать пять тысяч сто шестьдесят один) рубль 51 копейка в счет задолженности по ученическому договору и 954 (девятьсот пятьдесят четыре) рубля 85 копеек в возврат уплаченной государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: