Дело №2-1636/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» сентября 2018 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Улыбиной Е.В., действующей на основании доверенности от (дата обезличена) г. (номер обезличен),
представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла Луканкиной Л.Н., действующей на основании доверенности от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла, администрации г. Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, Финансовому управлению администрации г.Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла (далее – МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»), администрации г. Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Требования истца мотивированы тем, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение гражданки Дудниковой Е.О., проживающей по адресу (адрес обезличен) по вопросу ухудшения условий её проживания жилом доме, в связи с непрекращающемся шумом от движения трамваев МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по (адрес обезличен). В рамках рассмотрения указанного обращения были произведены замеры уровней шума и уровня вибрации в жилой комнате жилого дома по (номер обезличен) по (адрес обезличен). По результатам проведенных (дата обезличена) в период с 15:30 до 18:00 инструментальных исследований в трех точках, установлено, что: эквивалентные уровни звука LA и максимальные уровни звука LA при проведении инструментальных исследований в жилой комнате жилого дома по (номер обезличен) на (адрес обезличен), превышают предельно допустимый уровни 1-5 дБа, что свидетельствует о нарушении требований приложения № 3 к пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 4 таблицы 3 к пункту 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Вышеизложенное подтверждается заключением по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований (испытаний), измерений от 11.12.2017 № ОФФ 1178-зи, а также протоколом инструментальных исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш, выданными филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области», аттестат аккредитации №(номер обезличен) выдан (дата обезличена). Основным источником шума, согласно протоколу исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш, являются трамваи, двигающиеся по (адрес обезличен). МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» является организацией, обслуживающей трамвайные и троллейбусные маршруты г. Орла. В соответствии с постановлением администрации г. Орла от 25.12.2003 № 4197 о создании предприятия, уставом МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», утвержденным распоряжением управления муниципального имущества г. Орла от 06.01.2004 № 02, постановлением администрации г. Орла от 21.09.2006 № 1788 о передаче в хозяйственное ведение предприятия муниципального имущества следует, что МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» создано как специализированная организация, оказывающая транспортные услуги населению г. Орла и именно в этих целях предприятию было передано муниципальное имущество в арендное пользование. Из Устава МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» следует, что муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой выступает Администрация г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла. В соответствии с Уставом МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» осуществляет постоянные непрерывные перевозки в городе Орле пассажиров городским электрическим транспортом (трамваем, троллейбусом) и обеспечивает условия для выполнения данного вида работ, производит продукцию, оказывает услуги для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворяет общественные потребности, улучшает культуру обслуживания. Согласно п. 2.2. Устава МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» для достижения вышеперечисленных целей МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» осуществляет виды деятельности, в число которых входит: производство всех видов инженерно-технологического обслуживания, проектирования, строительства, ремонтов, в том числе: капитальных и реконструкции объектов, горэлектротранспорта (подвижного состава, трамвайных путей, контактных сетей, и др.). Воздействие повышенного уровня шума, обладающего аккумулятивным эффектом, негативно влияет на здоровье человека, оказывая вредное влияние, в том числе на нервно-психическую деятельность, вызывает расстройство сердечнососудистой системы. Как следует из статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Таким образом, на МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» возложена обязанность своевременно и в полном объеме устранить нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации. Поскольку по результатам проведенных инструментальных исследований установлено, что условия проживания в жилом помещении (адрес обезличен) не соответствуют нормативным требованиям по эквивалентному уровню звука, проникающего шума в жилой дом для дневного времени суток, в этой связи МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» необходимо в кратчайшие сроки устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: обеспечить снижение уровня физического воздействия шума на пути его распространения в границе жилой застройки при движении трамваев возле (адрес обезличен). Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 09.07.2012 № 714 (пункт 1), Управление Роспотребнадзора по Орловской области является уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с пунктом 11 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Орловской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 №714, руководитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области является главным государственным санитарным врачом по Орловской области. В связи с изложенным, просило обязать ответчика МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: провести мероприятия по снижению уровня шума при движении трамвая в жилом доме №45 по ул. Старо-Московская г.Орла до гигиенических нормативов, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» в срок до (дата обезличена); обязать администрацию г. Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла обеспечивать надлежащее исполнение МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» нормативных требований, осуществить финансирование для устранения нарушений в указанный срок.
В ходе рассмотрения дела Управление Роспотребнадзора по Орловской области неоднократно уточняло заявленные требования в соответствии со ст. 39 ГПУК РФ и в окончательной редакции просило обязать ответчика МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: провести мероприятия по снижению уровня шума, вибрации при движении трамваев в жилых домах №(номер обезличен) по (адрес обезличен) до гигиенических нормативов, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» путем ограничения скорости движения трамваев на участке: (адрес обезличен), 33, 45 до 10 км/ч.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Орловской области по доверенности Улыбина Е.В. уточненные исковые заявления поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях, просила обязать ответчика МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» устранить нарушения требований санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» Луканкина Л.Н., действующая на основании доверенности от (дата обезличена) возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку трамвайные пути принадлежат на праве собственности администрации (адрес обезличен). С администрацией заключен договор от (дата обезличена) безвозмездного пользования муниципальным имуществом. В нем прописаны обязанности ответчика, как пользователя. Ответчик только содержим трамвайные пути и расходы на их содержание компенсирует администрация г. Орла. В связи постоянным отсутствием финансирования, пути изнашиваются. В МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» имеются приказы на ограничение движения, так как дома расположены близко к путям, не выдержано расстояние и уровень шума и превышает нормы. Также МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» установлено ограничение скорости до 10 км/ч при прохождении трамваев по (адрес обезличен) до магазина «Магнит». Допустимая скорость трамвая без ограничения до 45 км/ч. Работники МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» постоянно контролируют скорость движения трамваем. Если произвести замену рельсов, то шум все равно присутствует, поскольку колеса трамвая и рельсы металлические. Строения, расположенные по (адрес обезличен) длительного срока эксплуатации, ветхие. Шумоизоляции в них нет. Трамвайные пути существуют с 1957гОтветчиком ограничен на данном участке дороги скоростной режим движения до 10 км/ч. В путевом листе водителя указано, что скорость ограничена до 10 км/ч. Обслуживание путей производится ответчиком по мере финансирования. Ответчик полагает, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку они исполнены ответчиком. В результате произведенных замеров установлено, что при движении трамвая со скоростью 25 км/ч, шум не превышает предельных параметров. Сотрудники ГИБДД не проверяют движение трамвая, допустимая скорость трамвая 40 км/ч. Ответчиком установлены знаки ограничения. Правилами ПДД не регулируется ответственность за нарушение скорости водителем трамвая, и ответственность ПДД за это не предусмотрена. В связи с изложенным, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков администрации г. Орла, Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, Финансового управления администрации г.Орла в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Сопова В.Н., Смакова Е.Н., Дудникова Е.О., не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От третьего лица Дудниковой Е.О. поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие. В ходе рассмотрения дела уточненные исковые требования истца поддержала.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, считает уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права.
Из содержания ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы санитарной безопасности.
Санитарно-эпидемиологические требования согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Требования по обеспечению санитарного законодательства, безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ст. 11 Закона N 52-ФЗ).
Как указано в п. 1 ст. 23 Закона N 52-ФЗ, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила, устанавливающие соответствующие правила поведения и обязательные требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, порядок организации производственного контроля в целях обеспечения санитарной безопасности определены в СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологическим мероприятиям", СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64. (далее - СанПиН 2.1.3.2645-10).
Таким образом, в общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иск в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Согласно статье 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно- эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В этой связи, суд полагает, что истец обрел право на обращение в суд, исходя из целей соблюдения и защиты интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Согласно пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к санитарным правилам.
В соответствии с приложением №3 к СанПиН 2.1.2.2645-10 уровни звука LA и эквивалентные уровни звука L составляют ЗОдБа, а максимальные уровни звука ЦАмакс.) составляет 45 дБа для времени суток с 23 до 7 часов.
В силу п. 6.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней, приведенных в приложении 4 к настоящим санитарным правилам, вводится поправка минус (-) 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.
В соответствии с пунктом 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3. /
Согласно таблице 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 уровни звука LA и эквивалентные уровни звука L составляют 30 дБ, а максимальные уровни звука ЦАмакс.) составляет 45 дБа для времени суток с 23 до 7 часов.
В соответствии с п. 6.1 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 нормируемыми параметрами постоянного шума являются -уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Для ориентировочной оценки допускается использовать уровни звука LA, дБА.
Пунктом 6.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 установлено, что превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие настоящим санитарным нормам.
МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» является действующим юридическим лицом ОГРН (номер обезличен), свидетельство о государственной регистрации от (дата обезличена) серия (номер обезличен), местонахождение: (адрес обезличен). (т. 1 л.д. 13,14).
Согласно Уставу МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей о транспортных пассажирских перевозках в пределах города Орла. (п. 1 Устава, т.1, л.д. 18).
Для достижения данных целей ответчик осуществляет в установленном порядке постоянные непрерывные перевозки в городе Орле пассажиров городским электрическим транспортом (трамваем, троллейбусом) и обеспечивает условия для выполнения данного вида работ, производит продукцию, оказывает услуги для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворяет общественные потребности, улучшает культуры обслуживания (п. 2, 2.1 Устава).
Из содержания договора безвозмездного пользования имуществом, заключенного между Управлением муниципального имущества г. Орла и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» от (дата обезличена) дополнительного соглашения к указанному договору от (дата обезличена), устава МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», а также перечня муниципального имущества, имеющего статус социально-значимого, передаваемого в безвозмездное пользование МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» следует, что трамвайные пути на указанных в исковом заявлении участке, а также деятельность по использованию путей в целях осуществления перевозок находятся в ведении и осуществляется МП МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие».
Согласно указанному договору безвозмездного пользования МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» обязано содержать переданное ему муниципальное имущество, имеющее статус социально-значимого, в состоянии, не ухудшающем его технические и санитарные характеристики, с учетом износа в процессе эксплуатации, а также производить техническое обслуживание (капитальный и текущий ремонты) имущества.
В судебном заседании установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области 27.11.2017 г. поступило обращение гражданки Дудниковой Е.О., проживающей по адресу (адрес обезличен) по вопросу ухудшения условий её проживания жилом доме, в связи с непрекращающемся шумом от движения трамваев МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по (адрес обезличен).
В ходе рассмотрения указанного обращения истцом были произведены замеры уровней шума и уровня вибрации в жилой комнате жилого дома по (номер обезличен) по (адрес обезличен).
По результатам проведенных врачом-экспертом К.А.В. на основании поручения Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 06.12.2017 г. № 1644-СН 07.12.2017 в период времени с 15:30 до 18:00 инструментальных исследований уровней шума в трех точках, установлено, что эквивалентные уровни звука LA и максимальные уровни звука LA при проведении инструментальных исследований в жилой комнате жилого дома по (номер обезличен) на (адрес обезличен), превышают предельно допустимый уровни 1-5 дБА, что свидетельствует о нарушении требований приложения № 3 к пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 4 таблицы 3 к пункту 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (т. 1, л.д. 10-12).
Вышеизложенное подтверждается заключением по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований (испытаний), измерений от 11.12.2017 № ОФФ 1178-зи, а также протоколом инструментальных исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш, выданными филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».
Согласно протоколу исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш основным источником шума, являются трамваи, двигающиеся по (адрес обезличен).
Истцом указывается, на то, что условия проживания в жилых помещениях домов (номер обезличен) по (адрес обезличен) не соответствует нормативным требованиям по эквивалентному уровню звука, проникающего шума в помещения домов для дневного времени суток, поскольку в результате исследований установлено, что с учетом основной погрешности при измерении шума +/- 10 дБ эквивалентные уровни звука LA экв. и максимальные уровни звука LA макс. В жилой комнате (адрес обезличен) превышают предельно допустимые уровни 1-5 дБА.
Истец основывает свои требования на фактах выявления нарушений ответчиком СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36 на основании заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований (испытаний), измерений от 11.12.2017 № ОФФ 1178-зи, а также протоколов инструментальных исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш, от 11.12.2017 г. № О 2437виб. (т.1 л.д.9-12).
Суд соглашается с доводами истца о том, что МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» в своей деятельности должно руководствоваться положениями санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий».
Однако из содержания вышеозначенных правил не следует, что в ходе деятельности ответчик обязан осуществлять производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний на предмет установления уровня шума и вибрации при эксплуатации электрического транспорта.
Из содержания п. 3.6 Правил следуют лишь общие указания на необходимость совершения мероприятий, предусматривающих обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
В обоснование доводов о принятии мер в целях соблюдения безопасности движения и оказания услуг ответчиком представлены приказы от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), от (дата обезличена) (номер обезличен), устанавливающие ограничение скорости движения трамваев при прохождении участка по (адрес обезличен) от магазина «Магнит» до магазина «Выгода» в обоих направлениях до 10 км/ч. (п. 4 данных приказов).
Указанными приказами предписано вывесить знаки ограничения скорости движения трамваев (п. 6 приказов).
Пунктом 7 названных приказом уполномоченным должностным лицам ответчика предписано провести с водителями трамваев и троллейбусов дополнительный инструктаж о соблюдении скорости движения. (Т. 1 л.д. 75-77).
Каких-либо сведений о невыполнении МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» приказов по ограничению скорости движения трамваев и эксплуатации трамвайной кривой на спорном участке трамвайных путей, а также эксплуатации МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла трамвайных вагонов и рельсовых путей с нарушением Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N АН-103-р в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения дела ответчиком в материалы дела были представлены акты от (дата обезличена), от (дата обезличена), от (дата обезличена), от (дата обезличена), от (дата обезличена), от (дата обезличена), из которых следует, что при замере с помощью секундомера, рулетки и таблицы скоростей скорости движения трамваев по маршрутам 1,2 (1,4) по (адрес обезличен) фактическая скорость трамваев соответствует предельно допустимой скорости на данном участке трамвайных путей – 10 км/ч (т.1 л.д. 78-84).
Из материалов гражданского дела следует, что МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» неоднократно обращалось к администрации г Орла с письмами о необходимости проведения полного капитального ремонта трамвайных путей, в том числе по (адрес обезличен) км, необходимости разработать и принять целевую программу поддержания и развития городского транспорта с финансированием из городского бюджета (т. 1, л.д. 129-146).
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, на основании судебного запроса от 13.04.2018 г. ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» были проведены исследования (измерение уровней шумов и вибрации) при движении транспортных средств (трамваев) в дневное время и ночное время по (адрес обезличен) на территории жилых домов от (номер обезличен) по (номер обезличен).
Во исполнение судебного запроса ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» в материалы представлены актуальные сведения о том, что на исследуемых участках движения трамвайного транспорта в целях снижения уровня шума и вибрации снижена скорость движения транспорта. По результатам инструментальных измерений уровней вибрации, произведенных в жилых домах №(номер обезличен) по (адрес обезличен) в жилой комнате установлено: с учетом основной погрешности при измерении +/- 0,7 дБ, с учетом расширенной неопределенности измерений, при движении трамваев со скоростью 10 км/ч, 20 км/ч, 25 км/ч по (адрес обезличен), уровни общей вибрации в жилой комнате по осям Хо, Yo, Zo в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2 Гц, 4 Гц, 8 Гц, 16Гц, 31 Гц, 63 Гц; корректированные уровни общей вибрации по осям Хо, Yo, Zo не превышают допустимые значения вибрации с учетом поправки – 10дБ к допустимым значениям с учетом умножения абсолютных значений на 0, 32, что соответствует требованиям приложения 4 к пункту 6.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, требованиям таблицы 9, п. 2 таблицы 9 примечания таблицы 9 к пункту 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.566-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы", утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 40; по результатам инструментальных измерений шума, произведенных в жилых домах №(номер обезличен) по (адрес обезличен) в жилой комнате установлено: с учетом основной погрешности при измерении +/- 0,7 дБ, с учетом расширенной неопределенности измерений, при движении трамваев со скоростью 10 км/ч, 20 км/ч, 25 км/ч по (адрес обезличен), эквивалентные уровни звука LA экв., максимальные уровни звука LA макс не превышают допустимые уровни, соответствуют требованиям приложения № 3 к пункту 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, п.п. 4 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36, что подтверждается протоколами инструментальных исследований шума № О 1007 ш от 01.06.2018г., № О 1008 ш от 01.06.2018г., № О 1009 ш от 01.06.2018г. с заключениями № ОФФ 567-зи от 01.06.2018г., № ОФФ 568-зи от 01.06.2018г., № ОФФ 569-зи от 01.06.2018г. по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований шума; протоколами инструментальных исследований вибрации № О 1010 виб от 01.06.2018г., № О 1011 виб от 01.06.2018г., № О 1012 виб от 01.06.2018г. с заключениями № ОФФ 570-зи от 01.06.2018г., № ОФФ 571- зи от 01.06.2018г., № ОФФ 572-зи от 01.06.2018г. по гигиенической оценке результатов инструментальных исследований вибрации (т. 1 л.д. 181-222).
Из материалов гражданского дела следует, что проведенные истцом исследования (испытания) были осуществлены без учета факторов и обстоятельств на которые ссылается ответчик.
Каких-либо актуальных данных о том, что принятые меры МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» не устранили негативные факторы шума и вибрации при эксплуатации ответчиком электрического транспорта, указанные в иске, истцом не представлено.
В качестве доказательств превышения предельно допустимого уровня шума в домах жильцов истцом представлены заключения по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований (испытаний), измерений от 11.12.2017 № ОФФ 1178-зи, а также протоколов инструментальных исследований от 11.12.2017 № 0-2436ш, от 11.12.2017 г. № О 2437виб. в помещениях дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), при этом в уточненном исковом заявлении истец просит обязать ответчика провести мероприятия по снижению уровня шума не только в отношении указанного дома, но и в том числе на дома №(номер обезличен) по (адрес обезличен), не представив вообще никаких доказательств того, что в данных домах имеются превышения предельно допустимого уровня шума, возникшие в результате движения трамвая по указанной улице.
Кроме того, выводы эксперта о превышении предельно допустимого уровня шума в доме № (номер обезличен) основаны на сравнении результатов проведенных замеров уровней шума в указанных помещениях и предельно допустимых показателях уровня шума, содержащихся в СанПиНе 2.1.2.2645-10.
При этом пунктом 1.4 СанПиНа 2.1.2.2645-10 устанавливается, что настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Между тем, ответчик, согласно его уставу, осуществляет обеспечение транспортного обслуживания населения города Орла, то есть не ведет деятельность, указанную в СанПиН 2.1.2.2645-10.
При этом в протоколах измерений (испытаний) не указана информация об условиях измерений (положение дверей, способы (приемы) получения результатов измерений, состоянии шумоизоляции конструкций самого дома).
Из содержания протоколов измерений следует, что фоновые значения в доме № (номер обезличен) не исследовались, и, в свою очередь, экспертом не решался вопрос о необходимости собственника дома № (номер обезличен) обеспечивать комфортный уровень проживания за счет осуществления действий по улучшению шумо- (звуко-) изоляции жилых помещений.
Возложение в одностороннем порядке на МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» обязанности без учета состояния шумо-звуко- изоляции самих помещений, не будет способствовать соблюдению баланса интересов лиц, поскольку объекты недвижимости изначально построены близ транспортной инфраструктуры, при этом предполагается необходимость содержания имущества собственниками помещений многоквартирного или индивидуального жилого дома в таком состоянии, чтобы минимизировать действие негативных факторов связанных с эксплуатацией, в том числе, электрического транспорта.
Каких-либо данных о принимаемых собственниками помещений мерах по минимизации действий негативных факторов при содержании дома, суду не представлено.
Допрошенная в ходе рассмотрения настоящего дела в качестве свидетеля Р.Л.М. пояснила, что скоростной режим водителями трамваев не соблюдаются. Уровень шума движения трамвая в настоящее время не соблюдается, свидетель просыпается от грохота. Полагает, что превышение уровня шума происходит от превышения скорости водителями трамваев. И все трамвайные линии оседают, то есть имеет значение состояние рельс.
К данным показаниям суд относится критически, поскольку они опровергаются протоколами инструментальных исследований шума и протоколами инструментальных исследований вибрации, из которых следует, что показатели шума и вибрации не превышают допустимые значения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, требования об устранении нарушения санитарного законодательства должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ответчику и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исполнимость судебного постановления является одним из обязательных принципов гражданского судопроизводства, поскольку иное означало бы отсутствие эффективной судебной защиты.
Данный вывод базируется, в частности, на вытекающих из конституционных принципов справедливости и равенства требованиях неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение, а также определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 27 июня 2013 года N 15-П и др.).
Решение суда об удовлетворении иска, заявленного надзорным органом в настоящем деле, не будет отвечать требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и не будет соответствовать положениям Закона N 52-ФЗ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, разумно и добросовестно используя предоставленные законодательством процессуальные права, истец обязан доказать как неправомерность действий ответчика, так и указать на конкретные действия, которые необходимо совершить ответчику и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения с целью выполнения требований санитарно - эпидемиологического законодательства. При этом возможности в реализации процессуальных прав и в представлении доказательств в обоснование заявленных требований надзорный орган лишен не был.
Судебное решение должно быть исполнимым, в сложившейся спорной ситуации предусматривать возможные варианты совершения лицом действий, направленных на выполнение предписаний, возложенных судом.
Требования истца, в том виде, в котором они заявлены, предусматривают альтернативность вариантов действий ответчика в целях исправления возникшей ситуации, поскольку перечень мероприятий, которые обязан совершить ответчик, истцом не конкретизирован, что с одной стороны указывает на невозможность исполнения судебного решения, с другой стороны, при предоставлении ответчиком документов о снижении скорости и ремонте путей, может свидетельствовать о том, что обязанность ответчиком на момент рассмотрения судом спора исполнена.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к муниципальному унитарному предприятию «Трамвайно-троллейбусное предприятие» г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 02.10.2018.
Судья М.В. Перепелица