Решение по делу № 2-438/2017 от 24.05.2017

№2-438/17

Именем Российской Федерации.

Р Е Ш Е Н И Е

9 октября 2017 г. г. Лесозаводск

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе судьи Маркеева Ю.А., при секретаре судебного заседания Первушовой М.П., с участием истца (ответчика) Лепченкова Д.А., прокурора Лобода Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лепченкова Дмитрия Александровича к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, исковое заявление Министерства обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» к Лепченкову Дмитрию Александровичу о признании договора социального найма недействительным, о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении,

установил:

    Лепченков Д.А. обратился в суд с вышеназванным иском в обоснование которого указал, что решением ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации № 04 от 15.05.2015 года о предоставлении жилых помещений по договору социального найма ему была распределена 2-комнатная квартира, расположенная по адресу: ххххххх. хх.хх.хххх был заключен договор социального найма жилого помещения № хх, согласно которому он получил в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. Он зарегистрирован в указанном жилом помещении с хх.хх.хххх. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Росреестра жилое помещение, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Он принял решение приобрести в собственность в порядке приватизации жилое помещение, полученное по договору социального найма. Своё право бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации он не использовал, собственником объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значится. С этой целью он обратился в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое владеет на праве оперативного управления жилым помещением, с заявлением о заключении с ним договора передачи в собственность жилого помещения. Его заявление удовлетворено не было. По независящим от него причинам, он не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, полученного по договору социального найма, которое не относится в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» к категории жилья, не подлежащего приватизации.

     Судом по иску Лепченкова Д.А. в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, которым предъявлен встречный иск о признании договора социального найма недействительным, признании Лепченкова Д.А. утратившим право пользования жилым помещением и его выселении.

    ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» предъявлен иск к Лепченкову Д.А. о признании договора социального найма недействительным.

В обоснование исков указано, что спорное жилое помещение было предоставлено на основании договора найма на служебное жилое помещение № хх от хх.хх.хххх. К.А.М., совместно с которым был вселены члены его семьи, в том числе внук Лепченков Д.А. Данный договор служебного найма не оспаривался сторонами в судебном порядке. К.А.М. умер хх.хх.хххх. Согласно п. 18 Договора найма на жилое служебное помещение его действие прекращено в связи со смертью нанимателя. На основании п. 19 указанного Договора, в случае прекращения договора, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. Согласно положений ст.ст. 3, 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», ст.ст. 2, 6, 15, 24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054, права членов семьи военнослужащих являются производными от прав самих военнослужащих. Таким образом, право обеспечения жилым помещением подлежат члены семей военнослужащих, умерших после увольнения с военной службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до смерти военнослужащего. При этом, в качестве обязательных условий, для получения жилья членами семьи умершего военнослужащего, являются: наличие статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий, признание военнослужащего и членов его семьи до смерти военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после смерти военнослужащего. Документов, подтверждающих, что К.А.М. в установленном порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы, в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, а также включен в списки для получения жилья по линии Министерства обороны Российской Федерации, не имеется. В настоящее время ответчик Лепченков Д.А. в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит. Таким образом, Лепченков Д.А., как лицо, не состоящее в трудовых и служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, должен быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилья. Между тем, до настоящего времени ответчик Лепченков Д.А. названную квартиру не освободил и продолжает незаконно ее удерживать. Кроме того, с ответчиком Лепченковым Д.А. заключен Договор социального найма от хх.хх.хххх № хх, который нельзя признать таковым, поскольку в Договоре указано, что спорное жилое помещение предоставлено на время (трудовых отношений) прохождения военной службы, в срочное возмездное владение и пользование. На данный момент никаких документов, подтверждающих трудовые отношения с Министерством обороны РФ, Лепченковым Д.А. не предоставлены и ранее не предоставлялись. Поэтому оснований заключения договора социального найма на спорное жилое помещение с ответчиком, не имелось.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» представлен отзыв, в котором просит в иске Лепченкова Д.А. отказать, ссылаясь на то, что последний не представил доказательств того, что он относится к категории малоимущих граждан и состоит на учёте нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма; законодательство не содержит положений о том, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду позволяет отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за проживающими в нем гражданами право на социальный найм жилого помещения.

    В судебном заседании Лепченков Д.А. настаивал на удовлетворении своих требований, возражал против удовлетворения встречного иска. Пояснил, что квартира была предоставлена его деду К.А.М., который на тот момент являлся военнослужащим. К.А.М. имел право на получение государственного жилищного сертификата. В связи с этим обратился в суд, по решению которого он признан членом семьи К.А.М..

    Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», третьего лица - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.    

    Прокурор полагал иск Лепченкова Д.А. оставить без удовлетворения, иск ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» и Министерства обороны РФ в части признания Лепченкова Д.А. утратившим право пользования жилым помещением удовлетворить, в части выселения отказать в виду нарушения порядка выселения.

Заслушав Лепченкова Д.А., прокурора, изучив доводы сторон, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 4 названного Закона служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и оперативном управлении в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений».

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения К.А.М., установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Доказательств того, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности суду не предоставлено.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статьей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Спорное жилое помещение в закрытом военном городке предоставлено К.А.М. как военнослужащему и членам его семьи на основании ордера Министерства обороны СССР № хх от хх.хх.хххх.

Кроме того, впоследствии хх.хх.хххх. с К.А.М. был заключен договор найма служебного помещения № хх на спорное жилое помещение. Указанный договор К.А.М. и членами его семьи не оспаривался.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного и городского Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонд; отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Лепченков Д.А. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.

Таким образом, оснований для заключения с Лепченковым Д.А. договора социального найма № хх от хх.хх.хххх. спорного помещения не имелось.

В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

На основании ч.1 ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.

В соответствии с п.18 раздела 1V договора найма служебного помещения № хх от хх.хх.хххх., заключенного с нанимателем К.А.М., действие данного договора прекращается со смертью нанимателя.

Поскольку, договор найма служебного помещения прекращён в связи со смертью нанимателя К.А.М., то Лепченков Д.А. на основании ст.103 ЖК РФ подлежит выселению из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. К лицам, указанным в ч.2 ст.103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения, Лепченков Д.А. не относится..

По смыслу части 1 ст.35 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений собственник соответствующего жилого помещения граждане должен установить срок гражданам для добровольного освобождения жилого помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В нарушение указанной нормы Министерством обороны РФ не был предоставлен срок, в течение которого Лепченков Д.А, должен был освободить жилое помещение. Тем самым нарушен порядок выселения.

Поэтому, требования Министерства обороны РФ о выселении удовлетворению не подлежат.

На основании ст.103 ГПК РФ с Лепченкова Д.А. подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Лепченкова Д.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

    Исковые требования Министерства обороны РФ и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» удовлетворить частично.

Признать договор социального найма № хх от хх.хх.хххх., заключенный между ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» и Лепченковым Дмитрием Александровичем, недействительным.

Признать Лепченкова Дмитрия Александровича утратившим право пользования жилым помещением по адресу: ххххххх.

В исковых требованиях Министерства обороны РФ о выселении Лепченкова Д.А. отказать.

Взыскать с Лепченкова Д.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме вынесено 11.10.17г.

2-438/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Лепченков Д.А.
Ответчики
ФГКУ «Востокрегионжилье»
ФГКУ "ВРУПО Минобороны России"
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Суд
Лесозаводский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
lesozavodsky.prm.sudrf.ru
24.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2017Передача материалов судье
26.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2017Судебное заседание
17.07.2017Судебное заседание
10.08.2017Судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
11.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее