№ 2-2352/2023 № 88-6202/2024
25RS0002-01-2023-002829-14
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 июля 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С.,
судей Александровой М.В., Куратова А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алехиной Майи Ивановны к ПАО «Сбербанк России» о возложении обязанности восстановить обслуживание по договорам банковского счета
по кассационной жалобе ПАО «Сбербанк России»
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения представителя ПАО «Сбербанк России» -Лаврентьевой С.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Алехиной М.И. – Панасюк Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Алехина М.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она является клиентом ПАО «Сбербанк России», с которым у нее заключено несколько договоров банковского счета, в соответствии с которыми ей были открыты расчетные счета №, №, №, №, №, выпущены дебетовые карты. Согласно справкам о наличии счетов дебетовых банковских карт на имя истца в отделениях ПАО Сбербанк установлено наличие двух действующих расчётных счетов №, №.
В рамках исполнения требований ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» ПАО «Сбербанк России» в отношении Алехиной М.И. проведена проверка. По требованию ПАО «Сбербанк России» истцом предоставлены письменные пояснения с приложением подтверждающих документов об источнике поступления/происхождения денежных средств по операциям/экономическом смысле проводимых операций: - по счету (ам) № №, № № - за период с 6 мая 2022г. по 18 июля 2022 г. По результатам проверки ПАО «Сбербанк России» принято решение о приостановлении действия оказываемых истцу банковских услуг, в том числе по дистанционному банковскому обслуживанию, карты были заблокированы. 18 ноября 2022 г. Алехина М.И. в адрес ПАО «Сбербанк России» дополнительно направила объяснительную об источниках происхождения денежных средств по расчетным счетам с приложением дополнительных документов, подтверждающих легальность совершенных операций. Однако банковские счета, открытые на ее имя разблокированы не были. По банковскому счёту № № истица является получателем страховой пенсии. 25 августа 2022г. истцом зачислены денежные средства в размере 26 841,38 руб. за счет личных накоплений.
По банковскому счёту № в период с 1 января 2022 г. по 1 сентября 2022 г. зачислена сумма в размере 1 228 000 руб. в связи со следующими обстоятельствами: квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО8, 18 августа 2021 ФИО8 выдана нотариальная доверенность на имя ФИО9 с правом получения наследуемого имущества, состоящего из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО10, действуя от имени ФИО8, в порядке передоверия выдал доверенность на имя истца с аналогичными полномочиями. 20 февраля 2022 г. между истцом и ООО «ОСК-Инвест» заключен договор комиссии (продажи квартиры). ООО «ОСК-Инвест» обязалось по поручению Алехиной М.И. за вознаграждение совершить от имени Общества за счёт Алехиной М.И. следующую сделку: продать Приморскому краю, городскому образованию, муниципальному образованию квартиру. За выполнение поручения по договору комиссии Алехина М.И. обязана выплатить ООО «ОСК-Инвест» вознаграждение в размере 10 000 руб. 9 марта 2022 г. между Управлением образования Администрации Дальнегорского городского округа и ООО «ОСК-Инвест» от лица Алехиной М.И. заключен муниципальный контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории города Дальнегорска Дальнегорского городского округа Приморского края. Цена контракта составляет 1 252 404 руб. без НДС. 29 марта 2022 г. между сторонами подписан акт приема-передали жилого помещения. 4 мая 2022 г. по платежному поручению Управлением образования в адрес ООО «ОСК-Инвест» произведена оплата в размере 1 252 404 руб. 6 мая 2022 ПАО Сбербанк при перечислении денежных средств по банковскому ордеру удержана комиссия за перечисление средств со счета ЮЛ на счет ФЛ в размере 20 876 руб. ООО «ОСК-Инвест» по договору комиссии от 20 февраля 2022 г. удержана комиссия за выполнение поручения в размере 3 528 руб. Остаток суммы вознаграждения по договору комиссии за выполнение поручения в размере 6 472 руб. выплачена истцом наличными денежными средствами по приходному кассовому ордеру. По платежному поручению № от 6 мая 2022 г. ООО «ОСК-Инвест» перечислило Алехиной М.И. денежные средства за проданную квартиру в размере 1 228 000 руб. Денежные средства истцом были сняты 6 мая 2022 г. с банковского счета с целью передачи наличных денежных средств бывшему собственнику квартиры ФИО8 Поскольку Алехина М.И. действовала от имени ФИО8, последнему истцом передано 1 228 000 руб., что подтверждается распиской в получении денежных средств.
В отношении суммы в размере 1 200 000 руб. истица указала, что 18 февраля 2022 г. ею приобретена в собственность квартира, по адресу: <адрес>, стоимостью 680 000 руб. 20 февраля 2022 г. между истцом и ООО «ОСК-Инвест» заключен договор комиссии (продажи квартиры) в рамках реализации программы по приобретению благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Дальнегорска. ООО «ОСК-Инвест» обязалось по поручению Алехиной М.И. за вознаграждение совершить от имени Общества за счет Алехиной М.И. следующую сделку: продать Приморскому краю, городскому образованию, муниципальному образованию квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. По договору комиссии за выполнение поручения по договору комиссии ФИО1 обязана выплатить ООО «ОСК-Инвест» вознаграждение в размере 10 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением образования Администрации Дальнегорского городского округа и ООО «ОСК-Инвест» от лица Алехиной М.И. заключен муниципальный контракт на приобретение благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Дальнегорска Дальнегорского городского округа Приморского края. Цена контракта составляет 1 252 404 руб. 4 мая 2022 г. сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 20 мая 2022 г. по платежному поручению № № Финуправлением администрации города (Управление образования) в адрес ООО «ОСК- Инвест» произведена оплата в размере 1 252 404 руб. ПАО Сбербанк при перечислении средств со счета ЮЛ на счет ФЛ удержана комиссия в размере 42 000 руб. ООО «ОСК-Инвест» по договору комиссии от 20 февраля 2022 г. удержана комиссия в размере 10 404 руб. По платежному поручению 20 мая 2022 г. ООО «ОСК-Инвест» перечислило Алехиной М.И. денежные средства за проданную квартиру в размере 1 200 000 руб. 23 мая 2022 г. денежные средства в размере 1 200 000 руб. сняты Алехиной М.И. с банковского счета с целью хранения в более надежном месте. Указанные денежные средства получены легальным законным путем в результате совершения сделки купли-продажи квартиры, принадлежащей Алехиной М.И. на праве собственности.
По банковскому счёту № истец указала, что за период с 1 января 2022 по 25 августа 2022 совершались операции по зачислению и списанию денежных средств. 25 августа 2022 указанный счет закрыт, денежные средства в размере 26 841,38 руб. переведены на другой счет. Зачисление денежных средств произведено за счет собственных накоплений Алехиной М.И., образовавшихся в результате продажи 18 апреля 2019 квартиры, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью 700 000 руб., а также за счет денежных средств, полученных в результате ежемесячной денежной помощи от сына ФИО17., его супруги ФИО12 Проверяемые операции не являются запутанными, неочевидными, совершенными без реальной цели и/или с преследованием цели по легализации денежных средств, полученных преступным путем, а равно осуществленные в целях финансирования террористической деятельности. Алехина М.И. просила обязать ПАО «Сбербанк России» восстановить обслуживание по договорам банковского счёта №, № в полном объёме, включая доступ ко всем счетам по системе «Сбербанк онлайн», исключить клиента банка Алехину М.И. из списка клиентов, включенных в систему финансового мониторинга в отношении проведенных операций по банковским счетам.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 24 августа 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 24 января 2024 г. решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 августа 2023 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Алехиной М.И. удовлетворены. На ПАО «Сбербанк России» возложена обязанность восстановить обслуживание по договорам банковского счёта №, № в полном объёме, включая доступ ко всем счетам по системе «Сбербанк онлайн». Клиент банка Алехина М.И. исключена из списка клиентов, включенных в систему финансового мониторинга в отношении проведенных операций по банковским счетам.
В кассационной жалобе ПАО «Сбербанк России» просит отменить апелляционной определение как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка обстоятельствам дела, в частности, из анализа документов, представленных банком в суд, следует, что истец приобретает квартиры, до регистрации права собственности заключает договор комиссии с ООО «ОСК-Инвест» для дальнейшей ее продажи в короткий срок по завышенной стоимости Управлению образования для детей сирот. При этом истец действует недобросовестно, приобретая квартиру сегодня, чтобы продать ее завтра по завышенной цене для детей сирот за счет бюджетных средств.
Представитель Алехиной М.И. в возражениях на кассационную жалобу просит оставить кассационную жалобу ПАО «Сбербанк России» без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что между ПАО Сбербанк и Алехиной М.И. были заключены договоры банковского счета, в соответствии с которыми истице открыты счета №, № с выпуском дебетовых карт. С Условиями банковского обслуживания истец была ознакомлена.
Пунктом 6.4. Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк» установлено, что держатель обязуется не проводить по счетам карт операции, связанные с предпринимательской деятельностью. Держатель обязуется не использовать карту для совершения операций, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации (п.6.2. Условий).
В силу п. 2.32.1 Условий при нарушении держателем настоящих условий, или при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для Банка или Клиента либо нарушений действующего законодательства Банк имеет право: осуществить блокировку Карты, а также принимать меры для её изъятия; приостановить или прекратить проведение расходных операций (с сохранением возможности проведения операций пополнения счета).
Полностью или частично приостановить операции по счету, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (п.2.32.2 Условий).
По счетам истца №№ № были произведены операции: 6 мая 2022 г. зачислено 1 228 000 руб. от ООО «ОСК-Инвест», основание платежа «возврат средств собственнику по договору комиссии», снято истцом 6 мая 2022 г. наличными 1 228 000 руб.; 20 мая 2022 г. зачислено 1 200 000 руб. от ООО «ОСК–Инвест», основание «расчет с продавцом согласно договору комиссии от 20 февраля 2022», снято 23 мая 2022 г. наличными 1 200 000 руб.
Во исполнение требований ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» ПАО «Сбербанк России» в отношении Алехиной М.И. проведена проверка, затребованы информация и документы, содержащие основания проведения операций, указывающих на необычный характер.
Алехина М.М. представила в Банк копии договоров, обосновывающих цель и смысл проводимых операций, из которых следовало, что 1 228 000 руб. поступили ей на счет от ООО «ОСК-Инвест» как представителю гр. ФИО8 по договору комиссии (продажи принадлежащей ФИО8 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>), заключенному с ООО «ОСК-Инвест», денежные средства сняты со счета и переданы по расписке гр. ФИО8; 1 200 000 руб. поступили ей на счет от ООО «ОСК-Инвест» на основании заключенного договора комиссии в связи с продажей принадлежащей истцу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
По представленным истцом документам Банком проведен анализ и сделан вывод, что истцу зачислено от ООО «ОСК-ИНВЕСТ» 2 400 000 руб., снято наличными в короткие сроки после зачисления 2 400 000 руб. Клиент рассматривается в группе с ООО «ОСК-ИНВЕСТ», единственный учредитель которого (100%) ФИО14 Операции ООО «ОСК-ИНВЕСТ» в 2017 г. квалифицированы как сомнительные: обналичивание бюджетных средств через счета физических лиц. Счет закрыт ДД.ММ.ГГГГг. Общество продолжает совершать сомнительные операции аналогичного характера, направленные на вывод бюджетных средств в теневой сектор экономики через счета физических лиц. На основании представленных Клиентом документов Банк провел анализы сделок с квартирой по адресу: <адрес> квартирой по адресу: <адрес>. По результатам анализа, представленные документы не подтвердили наличие у клиента источника средств для приобретения недвижимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 845, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 1.1, 2.1, 6.4, 2.32.1 Условий использования банковских карт ПАО «Сбербанк», исходил из того, что действия Банка по приостановлению оказания услуг, включая услуг по дистанционному банковскому обслуживанию посредством банковских карт, являются законными и обоснованными, истец не представил Банку документы, дающие возможность установить смысл и правомерность производимых операций, признанных подозрительными, вопреки доводам истца.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда не согласилась. Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Алёхиной М.И., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности действий ПАО «Сбербанк», поскольку представленные Алехиной М.И. в Банк документы в достаточной мере обосновывали правомерность поступивших на ее счет денежных сумм на основании заключенных сделок и ее право на распоряжение ими.
С такими выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда не соглашается по следующим основаниям.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (пункт 2).
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 3).
Согласно статье 1 Закона № 115-ФЗ Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), иностранных страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
В силу пункта 2.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в случае непроведения в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца или в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиента - физического лица, неустановления информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи, обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание. Кредитные организации руководствуются положениями настоящего абзаца, в том числе, при заключении с клиентом договора банковского счета (вклада).
Отказ в приеме клиента на обслуживание в соответствии с абзацем первым настоящего пункта не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за совершение соответствующих действий.
Кроме того, в пункте 3 названной нормы предусмотрено, что в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6, пунктом 6 статьи 7.4 и пунктом 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона. В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.
В пункте 5.5 названной статьи установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны уделять повышенное внимание любым операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым физическими или юридическими лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо с их участием, либо от их имени или в их интересах, а равно с использованием банковского счета, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В пункте 11 предписано: организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, вправе отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, при условии, что в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решение об отказе в совершении операции в соответствии с абзацем первым настоящего пункта принимается руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или специально уполномоченными им лицами.
Согласно пункту 12 применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, отказ от совершения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
В силу пункта 13.4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 настоящей статьи, а в случае, если данная организация является кредитной организацией, - также решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренного абзацем вторым пункта 5.2 настоящей статьи, клиент с учетом полученной от указанной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).
Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
В пункте 14 установлено, что клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах, а также о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора.
Во исполнение названного Федерального закона Центральным банком Российской Федерации разработано положение от 2 марта 2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 375-П), в пункте 1.1 главы 1 которых указано, что основными принципами и целями организации в кредитной организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) являются: обеспечение защиты кредитной организации от проникновения в нее преступных доходов; управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в целях его минимизации;
обеспечение независимости специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК по ПОД/ФТ; участие сотрудников подразделения, ответственного за организацию системы ПОД/ФТ и реализацию ПВК по ПОД/ФТ, подразделений кредитной организации, участвующих в осуществлении банковских операций и других сделок, юридического подразделения, подразделения безопасности, службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в выявлении совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - совокупность подозрительных операций и (или) действий).
В соответствии с пунктом 5.2 главы 5 Положения № 375-П, в программу выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включается, в частности, перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к данному положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению. Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя.
В названном приложении (классификаторе) перечислены признаки, указывающие на необычный характер сделки, в частности: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства.
Согласно письму Центрального Банка Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены иные операции, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.
Согласно приложению к Положению № 375-П основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подп. 5 пункта 1 настоящей статьи;
отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Таким образом, Закон № 115-ФЗ предоставляет Банку право с соблюдением требований правил внутреннего контроля относить сделки клиентов к сомнительным, влекущим применение определенных законом последствий, а именно: приостановление соответствующей операции или отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств.
Судами установлено, что спор возник относительно исполнения ПАО «Сбербанк» обязательств по договорам банковских счетов №, № с выпуском дебетовых карт, заключенных с истцом.
В целях предотвращения вовлечения Банка в совершение сомнительных клиентских операций, Банком были предприняты предписанные Банком России меры - клиенту был ограничен дистанционный доступ к счетам (далее - блокировка ДБО) и запрошены документы и сведения, раскрывающие экономический смысл и цель проводимых по счетам операций, а также документы, подтверждающие источники происхождения и направления расходования денежных средств.
По требованию ПАО «Сбербанк России» истцом предоставлены письменные пояснения с приложением подтверждающих документов об источнике поступления/происхождения денежных средств по операциям/экономическом смысле проводимых операций: - по счету (ам) № №, № № - за период с 6 мая 2022г. по 18 июля 2022 г. По результатам проверки ПАО «Сбербанк России» принято решение о приостановлении действия оказываемых истцу банковских услуг, в том числе по дистанционному банковскому обслуживанию, карты были заблокированы.
░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░, 18 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░ 650 000 ░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░.
20 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>. ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ 1 252 404 ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░ ░░░░░ ░░░8, 20 ░░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░8) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>. ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ 1 252 404 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░_ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░/░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 390 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░