ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2023 года город Плавск Тульской области
Судья Плавского межрайонного суда Тульской области Руденко Н.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в отношении Рябовой Елены Юрьевны, <данные изъяты>,
установил:
22.11.2023 УУП МОМВД России «Плавский» ФИО1. составлен протокол № об административном правонарушении в отношении Рябовой Е.Ю. по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
07.12.2023 указанный протокол с приложенными материалами поступили в Плавский межрайонный суд Тульской области.
Изучив поступившие протокол и приложенные к нему материалы, судья приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе вопросы о том, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, а именно (применительно к п. 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Как разъяснено в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ закреплено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из поступившего в суд протокола об административном правонарушении усматривается, что 04.10.2023 в 16 часов 05 минут в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, продавец Рябова Е.Ю., не состоящая в трудовых отношениях с какой-либо организацией, с индивидуальным предпринимателем или К(Ф)Х, осуществила розничную продажу алкогольной продукции: двух бутылок водки «<данные изъяты>» крепостью 38% об., объемом <данные изъяты> л на общую сумму <данные изъяты> рублей гр. ФИО2., чем нарушила ст. ст. 11, 16, 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ; в действиях Рябовой Е.Ю. не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, - то есть совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В части 1 ст. 25.9 КоАП РФ закреплено, что в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. ст. 25.9 КоАП РФ эксперт обязан дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
В части 3 ст. 25.9 КоАП РФ закреплено, что эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст.25.9 КоАП РФ, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ (ч. 6 ст. 25.9 КоАП РФ).
Ответственность за заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод предусмотрена ст. 17.9 КоАП РФ.
Представленный суду материал не содержит в себе определения о назначении экспертизы (физико-химической).
Экспертного заключения, которое соответствовало бы предъявляемым к нему законом требованиям, представленный суду материал не содержит.
Суду представлена выполненная экспертом ЭКЦ УМВД России по Тульской области ФИО3 справка об исследовании № от 27.10.2023, которая собой не может подменить экспертное заключение: представленный материал не содержит сведений о разъяснении эксперту прав, предусмотренных статьей 25.9 КоАП РФ, сведений о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ.
Таким образом, к протоколу об административном правонарушении экспертное заключение, которое соответствовало бы предъявляемым к нему законом требованиям, не приложено.
Указанный недостаток являются существенным и служит препятствием к рассмотрению данного дела об административном правонарушении.
Кроме того, судья полагает возможным отметить, что в нарушение положений ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ место составления протокола об административном правонарушении не конкретизировано: указав населенный пункт «д. Кобылинский Хутор», должностное лицо не указало, в каком районе какого региона Российской Федерации либо муниципальном образовании какого района какого региона Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении.
В силу ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 14.17.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░