Судья ФИО4
Номер дела в суде первой инстанции: 2-589/2022
УИД 05RS0№-94
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2022 года, №33-7122/2022, г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО10,
судей ФИО9 и ФИО5,
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении юридического факта участия в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории РД в августе-сентябре 1999 года, по апелляционной жалобе представителя Министерства юстиции РД по доверенности ФИО8 на решение ФИО1 районного суда РД от <дата>,
Заслушав доклад судьи ФИО9, пояснения представителя Правительства РД – ФИО7, просившей об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об установлении факта участия в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года.
В обоснование заявления указано, что будучи главой администрации села Кадар, он принимал непосредственно участие в составе отряда самообороны из числа добровольцев в охране жизненно важных объектов села и района, а также с оружием в отпоре незаконным вооружённым формированиям. Всё указанное, включая факт его непосредственного участия в боевых действиях на территории Кадарской зоны ФИО1 <адрес>, подтверждается выдачей огнестрельного нарезного оружия в период боевых действий ОМВД России по ФИО1 <адрес> в августе 1999 года, это могут подтвердить все жители с..Кадар, а также служившие в то время и работающие в настоящее время сотрудники ОМВД России по ФИО1 <адрес>. Несмотря на это он не может доказать, что является участником боевых действий в составе отряда самообороны, хотя он обращался в военкомат РД и МВД по РД. Единого документа, который мог бы всё это подтвердить, у него не имеется. Администрация МР «<адрес>», куда он обращался с представлением всех необходимых документов, также не смогла помочь, поскольку к ней из Правительства РД поступило письмо от <дата>, согласно которому в Минтруд РД должны быть представлены сведения о лицах, соответствующих таким критериям, как: награждённые в 1999 году гос. наградами и получившими ранения (увечья) (для сведения суда: сами названные критерии не основаны на каких-либо нормативных правовых актах РФ и РД).
Установление данного юридического факта ему необходимо для последующего получения им статуса ветерана боевых действий, удостоверения об этом и мер социальной поддержки согласно ФЗ от <дата> N 5-ФЗ (ред. от <дата>) "О ветеранах". Решение суда является именно тем документом, который подтвердит его статус, как участника боевых действий.
Решением ФИО1 районного суда РД от <дата> заявление ФИО2 удовлетворено, установлен факт участия ФИО2 в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории ФИО1 <адрес> Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года по разгрому международных бандформирований на территории Республики Дагестан.
В апелляционной жалобе представитель Министерства юстиции РД по доверенности ФИО8 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что согласно пункту 2 положения о Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти РД участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны РД в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории РД утвержденного постановлением Правительства РД от <дата> № Комиссия рассматривает обращения (документы) органов государственной власти Республики Дагестан и Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественных организаций и граждан о включении в перечень участников боевых действий. Как усматривается из материалов дела и в приложенных к заявлению документах отсутствует обращение ФИО2 в вышеуказанную комиссию установленного образца, а также решение Комиссии о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий единого образца, что позволяет сделать вывод о пренебрежении заявителем данного требования. Как отмечается в заявлении, ФИО2 был награжден юбилейной медалью «20 лет разгрома международных бандформирований» выданной на основании Указа Главы Республики Дагестан от <дата> № «О юбилейной медали «20 лет разгрома международных бандформирований».
Данная медаль к государственным наградам Российской Федерации и Республики Дагестан не относятся, в связи с чем довод суда является несостоятельным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения, лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения решения в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РД приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в обоснование участия заявителя в боевых действиях заявителем суду представлены:
трудовая книжка серии РОС № от <дата>, из которой усматривается, что <дата> ФИО2 избран главой администрации <адрес> ФИО1 <адрес>, <дата> освобожден от должности в связи с не избранием повторно на должность;
удостоверение № от <дата> главы администрации <адрес> ФИО1 <адрес>, выданное заявителю ФИО1 <адрес>ной администрацией;
удостоверение к юбилейной медали «20 лет разгрома международных бандформирований» от <дата> (Согласно Указу главы РД от <дата> № указанной медалью награждаются, в том числе, участники отрядов самообороны РД, которые в соответствии с решениями органов исполнительной власти РД осуществляли свою деятельность в зонах проведения контр террористических операций на территории РД в период с августа по сентябрь 1999 г.);
сообщение МВД по РД от <дата> об отсутствии в МВД по РД сведений об участии заявителя в боевых действиях в составе отрядов самообороны;
разрешение на право пользования огнестрельным оружием в период боевых действий, выданное начальником ФИО1 А. от <дата>;
акт об изъятии радиостанции от <дата> отделом специального назначения, выданного заявителю для выполнения специального задания;
Письмо Отдела по работе с обращениями граждан Администрации главы и Правительства РД от <дата> о направлении обращения ФИО2 в Министерство труда и социального развития РД с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения.
Удовлетворяя заявление ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что факт его участия в боевых действиях подтверждается показаниями свидетелей.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для установления факта непосредственного участия ФИО2 в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории ФИО1 <адрес> Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года по разгрому международных бандформирований на территории Республики Дагестан.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РД считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Таким образом, заявленное ФИО2 в суд требование об установлении факта участия в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории ФИО1 <адрес> Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года по разгрому международных бандформирований на территории Республики Дагестан, даже в случае удовлетворения его судом, не влечет наступление тех правовых последствий, о которых указывает заявитель, а именно, обязанность уполномоченного органа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в силу вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» удостоверение ветерана боевых действий выдается лицам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному Федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" дополнительные гарантии и компенсации предоставляются сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со <дата> - руководителем контртеррористической операции (подпункт "в" пункта 4 постановления).
Приказом МВД России от <дата> N 808 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в органах внутренних дел Российской Федерации, в котором указано, что она разработана в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 763, подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 699, и в целях организации в органах внутренних дел Российской Федерации работы по выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Согласно п.8.2 Инструкции к подтверждающим документам для сотрудников, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с <дата>, относятся - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах.
Из письменного ответа МВД по РД от <дата> следует об отсутствии в МВД по РД сведений об участии заявителя в боевых действиях в составе отрядов самообороны.
Между тем согласно Постановлению Правительства РД от <дата> N 208 (ред. от <дата>) "О Республиканской комиссии по формированию перечня лиц, принимавших в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан" в Перечень включаются принятые по решению глав администраций муниципальных образований Республики Дагестан, согласованному с органами правопорядка района, города Республики Дагестан следующие категории лиц:
лица, получившие за участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан государственные награды Российской Федерации и Республики Дагестан;
лица, получившие в ходе боевых действий в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан ранения и/или увечья;
иные лица, участие которых в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан подтверждается Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и Военным комиссариатом Республики Дагестан.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Удовлетворяя заявление ФИО2, суд первой инстанции исходил из возможности установления факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях с использованием любых средств доказывания. При этом суд сослался на показания допрошенных в судебном заседании свидетелей.
Между тем документов о непосредственном участии ФИО2 в боевых действиях в <адрес> ФИО1 <адрес> РД, выданных органами военного управления, в материалах дела не имеется.
То обстоятельство, что ФИО2 проходил военную службу и находился на территории, где проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях, поскольку не подтверждается доказательствами, отвечающими требованиям допустимости.
Судом первой инстанции в нарушение требований статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан вывод о наличии оснований для установления факта непосредственного участия ФИО2 в боевых действиях в <адрес>, ФИО1 <адрес> РД при отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих этот факт.
Суд первой инстанции неправильно применил и истолковал подлежащие применению для разрешения заявления ФИО2 нормы материального права, установив факт непосредственного участия заявителя в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции на территории Республики Дагестан в августе-сентябре 1999 года на основании свидетельских показаний.
С учетом изложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства, судебная коллегия находит необходимым отменить постановленное судом первой инстанции решение и принять новое решение, которым отказать ФИО2 в удовлетворении заявления об установлении факта участия в боевых действиях.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение ФИО1 районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <адрес> ФИО1 <адрес> РД, об установлении юридического факта участия в боевых действиях в составе отряда самообороны в ходе контртеррористической операции в августе-сентябре 1999 года по разгрому международных бандформирований на территории Республики Дагестан, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>