Дело № 88-10968/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-1265/2019
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Макаровой Е.В., Горковенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации, по назначению досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО3 на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 24 апреля 2019 года, дополнительное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась с иском к ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 24 апреля 2019 года, дополнительным решением от 21 августа 2019 года исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области от 21 сентября 2018 г. в части отказа во включении в специальный стаж ФИО3 периода нахождения на курсах повышения квалификации с 18 марта 2015 года по 20 апреля 2015 года; на ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области возложена обязанность по включению в специальный стаж ФИО3 периода нахождения на курсах повышения квалификации с 18 марта 2015 г. по 20 апреля 2015 года; в удовлетворении требований ФИО3 о признании незаконным решения ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области от 21 сентября 2018 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы в должности медсестры в МСЧ АООТ «Волтайр» с 10 октября 1995 года по 31 декабря 1996 года; в должности медицинской сестры процедурного кабинета в МСЧ ОАО «Волтайр» с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 14 января 2014 года по 4 марта 2014 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 года указанные решения оставлены без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что при вынесении решения, апелляционного определения судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ОПФР по Волгоградской области не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. ФИО3, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ФИО3 работала в должности медсестры в МСЧ АООТ «Волтайр» с 10 октября 1995 года но 31 декабря 1996 года; в должности медицинской сестры процедурного кабинета в МСЧ ОАО «Волтайр» с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года.
Медико-санитарная часть ОАО «Волтайр» не является учреждением здравоохранения, структурными подразделением государственных и муниципальных учреждений, а также подразделением войсковой части и не поименована в действовавших в спорные периоды номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 года № 715, номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395, единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 июня 2003 года № 229, единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627.
В действующей в настоящее время номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, медико-санитарные части акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периодов работы в должности медсестры в МСЧ АООТ «Волтайр» с 10 октября 1995 года по 31 декабря 1996 года; в должности медицинской сестры процедурного кабинета в МСЧ ОАО «Волтайр» с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 14 января 2014 года по 04 марта 2014 года суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались указанными выше обстоятельствами и следующими нормами материального права.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с пунктом «н» постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, при досрочном назначении страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения могут применяться:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
В соответствии с абзацем 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности представляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях, поименованных вышеуказанными Списками.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено медицинским сестрам, осуществляющим трудовую деятельность в медицинских санитарных частях.
Вместе с тем, пункт 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 предусмотрено, что для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 также предоставлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским сестрам, осуществляющим трудовую деятельность в медицинских санитарных частях при условии выполнения работы в течение полного рабочего дня.
Однако, в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в медико–санитарных частях, являющихся структурными подразделениями войсковых частей.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем, входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.
Согласно абзацу 1 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь ввиду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что поскольку в настоящее время в номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, медико-санитарные части акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения не указаны, в представленной истцом справке, уточняющей льготный характер работы, отсутствуют сведения о выполнении работы в оспариваемые периоды трудовой деятельности в течение полного рабочего дня, и кроме того, будучи зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 17 октября 1997 года, истцом была представлена выписка из ИЛС застрахованного лица в отношении оспариваемых периодов трудовой деятельности, в которой код льготной работы не указан оснований для удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца периодов работы в должности медсестры в МСЧ АООТ «Волтайр» с 10 октября 1995 года по 31 декабря 1996 года; в должности медицинской сестры процедурного кабинета в МСЧ ОАО «Волтайр» с 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано во включении в специальный стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 14 января 2014 года по 04 марта 2014 года, поскольку скорректированным решением Пенсионного фонда от 16 января 2019 года данный период включен ответчиком в специальный стаж истца в составе периода работы с 10 апреля 2007 года по 18 сентября 2014 года.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 24 апреля 2019 года, дополнительное решение Волжского городского суда Волгоградской области от 21 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи