Дело № 2-101/2022
УИД:58RS0009-01-2022-000062-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2022 года г. Заречный
Зареченский городского суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Шандрина Р.В.
при секретаре Грузд И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Е.А. к Департаменту культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области о признании приказа от 14.10.2021 года (Номер) и приказа от 29.10.2021 года (Номер) об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Егорова Е.А. обратилась в суд с названным иском кДепартаменту культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области, ссылаясь на то, что онаработала в должности главного специалиста в Департаменте с 01.02.1992 года без заключения трудового договора.
21.08.2006 года с Егоровой Е.А. был заключен трудовой договор (Номер) в соответствии с которым она была принята на должность муниципальной службы ведущим специалистом.
05.10.2020 года приказом Департамента (Номер) была установлена численность служащих, обеспечивающих с 06.10.по 15.10.2020 года функционирование Департамента.
В соответствии с графиком работы в рамках приказа (Номер) Егоровой Е.А., как главному специалисту, был установлен следующий порядок: с 06.10.по 09.10.2020 года с 9:00 до 18:00 с перерывом с 13:00 до 14:00, а в период с 12.10. по 15.10.2020 года - дистанционная работа.
Приказом Департамента от 29.10.2020 года (Номер) был установлен порядок организации дистанционной работ работников учреждений, содержащийся в приложении (Номер) и перечень должностей – приложение (Номер) к данному приказу в том числе с указанием на должность главного специалиста.
15.10.2021 года Егоровой Е.А. был вручен под роспись приказ (Номер) от 14.10.2021 года «Об организации проведения профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции COVID- 19 сотрудников Департамента культуры и молодежной политики города Заречного Пензенской области», в котором был указано, что вакцинации подлежат три сотрудника Департамента, в том числе и Егорова Е.А.
С содержанием данного приказа (Номер) от 14.10.2021 года Егорова Е.А. не согласилась.
22.10.2021 года Егорова Е.А. написала заявление об отказе от вакцинации (профилактической прививки) в адрес начальника ФГБУЗ МСЧ №59 ФМБА России Капустину А.Н. Заявление было получено адресатом в этот же день.
Аналогичное заявление (служебная записка) было написано Егоровой Е.А. 25.10.2021 года и на имя начальника Департамента Щербаковой С.В. об отказе от вакцинации (профилактической прививки). Данная заявление было получено адресатом в этот же день.
Приказом Департамента от 29.10.2021 года (Номер) Егорова Е.А. как главный специалист была отстранена от работы с 01.11.2021 года без сохранения заработной платы. В связи с непрохождением вакцинации от COVID-19 на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
С приказом об отстранении от работы Егорова Е.А. была ознакомлена лично под роспись 29.10.2021 года, выразив несогласие.
15.11.2021 года Егорова Е.А. обратилась с жалобой на приказ об отстранении ее от работы в Генеральную прокуратуру РФ, Прокуратуру Пензенской области, Прокуратуру г. Заречного Пензенской области, Федеральную службу по труду и занятости, Государственную инспекцию труда в Пензенской области.
Не соглашаясь с действиями работодателя по отстранению от работы, принимая во внимание положения Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Трудового кодекса Российской Федерации, Егорова Е.А. просит суд с учетом уточнений признать незаконными приказы начальника Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области от 14.10.2021 года (Номер) о понуждении Егоровой Е.А. к вакцинации и от 29.10.2021 года (Номер) об отстранении Егоровой Е.А. от работы в связи с отказом от профилактической прививки против коронавирусной инфекции. Также взыскать с ответчика в пользу Егоровой Е.А. заработную плату за время вынужденного прогула за период незаконного отстранения от работы за период с 01.11.2021 года до 24.02.2022 года в сумме 145935 руб.
В судебном заседании истец Егорова Е.А. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, ссылаясь на письменные пояснения и письменный расчет. Дополнительно пояснила, что представлять какие либо данные о наличии у нее медицинскихпритивопоказаний относительно осуществления профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, либо данные о наличии у нее такой прививки она не собирается, поскольку данная информация никакого отношения к рассматриваемому спору не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области по доверенности Б.Н.М. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на письменные возражения. Пояснила, что отстранение Егоровой Е.А. от работы было правомерным, поскольку данных о наличии медицинских противопоказаний или данных об осуществлении вакцинации Егоровой Е.А. в Департамент представлено не было. Дополнительно пояснила, что Егорова Е.А. с заявлениями об организации ее рабочего процесса посредством удаленной формы занятости не обращалась.
В судебном заседании третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Роспотребнадзора в Пензенской области с заявленными исковыми требованиями не согласилось, в письменном отзыве ссылалось на то, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях пандемии осуществляется для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Дополнительно указало, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В судебном заседании третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственная Инспекция труда в Пензенской области в лице государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области Р.Н.Н. полагало возможным в удовлетворении исковых требований отказать. При этом нарушений в порядке отстранения работника от работы не выявлено, о чем проводилась соответствующая документарная проверка 13.12.2021 года.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
Согласно пунктам «ж» и «з» части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с трудовым законодательством, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ); на работодателя возлагается обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ); заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 8 названной статьи).
В силу положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункт 8 статьи 4, пункты 2, 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Согласно статьи 4 названного закона, государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
В области иммунопрофилактики государство гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений; разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ; использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов; государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики; совершенствование системы статистического наблюдения; обеспечение единой государственной информационной политики; развитие международного сотрудничества.
Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 этого же закона, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, однако отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. К таким работам относятся:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов. 6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей. 9. Работы с больными инфекционными заболеваниями. 10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. 11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека. 12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
30 января 2020 года на втором собрании Комитета по чрезвычайной ситуации, который был создан в рамках Международных медико – санитарных правил (2005) по поводу вспышки коронавируса в Китае, было принято решение о признании эпидемии коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, которая имеет международное значение. Государствам необходимо принять решительные меры по раннему выявлению инфекции, лечению случаев заболевания, отслеживанию контактов заболевших людей и содействию мерам социального дистанцирования в соответствии с имеющимися рисками распространения коронавируса.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).
Постановлением Губернатора Пензенской области от 16 марта
2020 года № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» в связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области; установлен региональный уровень реагирования.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).
В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1 статьи 49 Федерального закона № 52).
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52).
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 731, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 8.34.3 названного положения, Управление Роспотребнадзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области (пункты 10, 11 указанного выше Положения).
7 октября 2021 года Главным государственным врачом по Пензенской области после анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пензенской области, расцененной как неблагополучная, в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Пензенской области, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта
2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686-21 Санитарные правила и нормы...») вынесено постановление № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».
Названный нормативный правовой акт вынесен в форме постановления, подписанного Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области П.М.В., назначенным на должность приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека П.А.Ю. от 14 декабря 2015 года (Номер), с установлением срока служебного контракта приказом того же лица от 6 сентября 2019 года (Номер), 7 октября 2021 года размещен на официальном сайте Управления 58.rospotrebnadzor.ru, а также на интернет-портале «Российской газеты», то есть доведен до сведения населения.
Вносимые в указанное постановление изменения также приняты в форме постановлений, подписанных Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области П.М.В. от 13 октября 2021 года, от 29 октября 2021 года, от 17 ноября 2021 года, от 24 ноября 2021 года, опубликованных на официальном сайте органа в день их принятия, и размещенных на интернет-портале «Российской газеты».
В соответствии с названным нормативным актом, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области П.М.В. постановил: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере (в том числе): государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Пензенской области, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Пензенской области, работникам органов власти Пензенской области и подведомственных им организаций, депутатам областного и муниципального уровня (п. 1.2 Постановления).
Принятию указанного постановления предшествовало направление Главным государственным врачом по Пензенской области П.М.В. в адрес врио заместителя Председателя Правительства – Министра здравоохранения Пензенской области К.В.В., Губернатора Пензенской области – Председателя оперативного штаба при Губернаторе Пензенской области по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Пензенской области М.О.В. перечня групп граждан повышенного риска инфицирования, в отношении которого предлагалось введение процедуры обязательной вакцинации против COVID-19. Возражений против принятия названных мер не поступило.
Таким образом, данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В статье 1 Федерального закона № 157-ФЗ дано понятие профилактических прививок - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Указанным выше законом предусмотрено два вида профилактических прививок: профилактические прививки, проводимые в рамках национального календаря, и профилактически прививки по эпидемическим показаниям (статьи 1, 9, 10).
В силу статьи 10 названного закона профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также – приказ Минздрава России № 125н).
9 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти № 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в действующей редакции установлены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, с установлением приоритетов.
К приоритету 1-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона
№ 157-ФЗ).
При этом согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона
№ 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наряду с принятием решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям для категорий граждан, определенных в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вправе, исходя из эпидемической ситуации в регионе, определять группы граждан для проведения им профилактических прививок, которые отражаются в мотивированном постановлении.
Преамбула названного постановления содержит сведения об анализе эпидемиологической ситуации в Пензенской области по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которая расценена как неблагополучная.
Судом установлено, что в соответствии с данными выписки из ЕГРЮЛ в отношении Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области установлено, что Департамент является муниципальным казенным учреждением, адрес: Пензенская область, г. Заречный, ул. Спортивная, 4, начальником Департамента является Б.К.М.
С 01.02.1992 года Егорова Е.А. работала в должности главного специалиста в Департаменте без заключения трудового договора.
21.08.2006 года с Егоровой Е.А. был заключен трудовой договор (Номер) в соответствии с которым она была принята должность муниципальной службы «ведущий специалист».
05.10.2020 года приказом Департамента (Номер) была установлена численность служащих, обеспечивающих с 06.10.2020 по 15.10.2020 года функционирование Департамента.
В соответствии с графиком работы в рамках приказа (Номер) Егоровой Е.А., как главному специалисту, был установлен график работы: с 06.10.2020 по 09.10.2020 года с 9:00 до 18:00 с перерывом с 13:00 до 14:00, а в период с 12.10.2020по 15.10.2020 года - дистанционная работа.
Приказом Департамента от 29.10.2020 года (Номер) был установлен порядок организации дистанционной работ работников учреждений, содержащийся в приложении (Номер) и перечень должностей – приложение (Номер) к данному приказу в том числе с указанием на должность главного специалиста. Дистанционный порядок осуществления трудовых функций носил срочный характер.
15.10.2021 года Егоровой Е.А. был вручен под роспись приказ (Номер) от 14.10.2021 года «Об организации проведения профилактических прививок (вакцинации) против новой коронавирусной инфекции COVID- 19 сотрудников Департамента культуры и молодежной политики города Заречного Пензенской области», в котором был указано, что вакцинации подлежат три сотрудника Департамента, в том числе и Егорова Е.А.
С содержанием данного приказа (Номер) от 14.10.2021 года Егорова Е.А. не согласилась.
22.10.2021 года Егорова Е.А. написала заявление об отказе от вакцинации (профилактической прививки) в адрес начальника ФГБУЗ МСЧ №59 ФМБА России Капустину А.Н. Заявление было получено адресатом в этот же день.
Аналогичное заявление (служебная записка) было написано Егоровой Е.А. 25.10.2021 года и на имя начальника Департамента ФИО6 об отказе от вакцинации (профилактической прививки). Данная заявление было получено адресатом в этот же день.
Приказом Департамента от 29.10.2021 года (Номер) Егорова Е.А. как главный специалист была отстранена от работы с 01.11.2021 года без сохранения заработной платы. В связи с непрохождением вакцинации от COVID-19 на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
С приказом об отстранении от работы Егорова Е.А. была ознакомлена лично под роспись 29.10.2021 года, выразив несогласие.
15.11.2021 года Егорова Е.А. обратилась с жалобой на приказ об отстранении ее от работы в Генеральную прокуратуру РФ, Прокуратуру Пензенской области, Прокуратуру г. Заречного Пензенской области, Федеральную службу по труду и занятости, Государственную инспекцию труда в Пензенской области.
Письмом Управления Федеральнйо службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области от 19.11.2021 года Егоровой Е.А. было сообщено, что Постановление (Номер) Главного государственного санитарного врача Пензенской области от 07.10.2021 года не противоречит требованиям ст. 11 ФЗ №157, поскольку не возлагает обязанности по проведению вакцинации на работодателя, не обязывает медицинские организации проводить профилактические прививки в отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции. Граждане, отнесенные к группам населения, подлежащего обязательной вакцинации, могут отказаться от прививок, но в этом случае они могут быть отстранены от выполняемых работ / переведены на дистанционный режим работы на период эпидемиологического неблагополучия.
В ответе прокуратура Пензенской области указала на то, что Постановление №3 Главного государственного санитарного врача Пензенской области от 07.10.2021 года в ходе проведенной проверки является законным и не нарушает прав граждан.
В соответствии с данными справки от 13.12.2021 года, размер средней заработной платы Егоровой Е.А. за период с 01.11.2020 по 31.10.2021 года составил 33370,47 руб., а за один рабочий день – 1621,50 руб.
В соответствии с данными справки по форме 2 НДФЛ, доход Егоровой Е.А. за 2022 год составил 509992,64 руб.
В соответствии с данными справки по форме 2 НДФЛ, доход Егоровой Е.А. за 2021 год составил 430497,82 руб.
В соответствии с содержанием должностной инструкции главного специалиста Егоровой Е.А., вид ее профессиональной служебной деятельности: обеспечение деятельности органа местного самоуправления (п. 1.1 инструкции).
В соответствии с актом документарной проверки от 13.12.2021 года Государственной инспекцией труда нарушений в порядке отстранения от работы Егоровой Е.А. не установлено.
Данные обстоятельства установлены судом, следуют из материалов дела и сторонами не оспариваются.
Так, всесторонне исследовав обстоятельства настоящего дела, а также представленные сторонами доказательства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Как было указано выше, Всемирной организацией здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).
Таким образом, коронавирусная инфекция является заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Данная позиция также отражена в решениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.04.2021 № АКПИ21-77; от 15.04.2021 № АКПИ21-77; решении Верховного Суда РФ от 22.10.2020 № АКПИ20-536.
Неблагополучная эпидемиологическая обстановка объявлена пандемией.
Вышеназванными нормами права установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Как было установлено выше и следует из выписки из ЕГРЮЛ, Депертаменткультуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области является муниципальным казенным учреждением.
Егорова Е.А. работает в названном Департаменте главным специалистом и является муниципальным служащим, о чем указано в ее трудовом договоре от 21.08.2006 года.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Пензенской области, вызванной продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с требованиями названных законов «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приказа «об утверждении национального календаря профилактических прививок», Постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской обл. от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» в соответствующей редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, а такжеУстава ЗАТО г. Заречного Пензенской области ответчиком был издан Приказ от 14.10.2021 года (Номер) о том, что в Департаменте культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID- 19 подлежат три работника, в том числе и Егорова Е.А.; Муниципальным служащим необходимо было обеспечить в срок до 01.11.2021 года проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
С данным приказом Егорова Е.А. была ознакомлена лично под роспись, однако от вакцинации отказалась, о чем в материалах дела также представлено соответствующее заявление (служебная записка). Данные обстоятельства также не оспариваются сторонами.
Впоследствии оспариваемым приказом от 29.10.2021 года (Номер) Егорова Е.А. была отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации.
Данные действия Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской областипо изданию приказа (Номер) от 14.10.2021 года и приказа (Номер) от 29.10.2021 года Егорова Е.А. считает незаконными, поскольку работодатель не имел законного основания возлагать обязанность на работников проходить вакцинацию, а тем более отстранять от работы.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности приказа (Номер) от 14.10.2021 года и приказа (Номер) от 29.10.2021 об отстранении Егоровой Е.А. от работы.
Проводя правовой анализ законности приказа (Номер) от 14.10.2021 года, суд оснований для его отмены не находит, поскольку исходя из буквального толкования текста приказа, усматривается лишь рекомендация конкретным муниципальным служащим пройти вакцинацию в установленный период.
Исходя из объяснений представителя ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, установлено, что данный приказ носил лишь информативный характер и указывал лишь трех человек поскольку остальные работники Департамента представили данные о вакцинации, либо о наличии медицинских противопоказаний к ней.
Так, статьей 76 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст. 5) отсутствие профилактических прививок влечет для граждан отказ в приеме на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Из правового анализа вышеприведенных норм права установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части1 статьи 51 Федерального закона № 52).
Действуя в рамках полномочий, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пензенской области, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области П.М.В. издал Постановление от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».
На момент издания оспариваемых истцом приказов действовала редакция №3 названного постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской области П.М.В. от 29.10.2021 года, которая содержала расширенный перечень категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе и муниципальным служащим (п. 1.2 Постановления).
Следует отметить, что законность названного постановления от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» была проверена Пензенским областным судом, позиция которого изложена в решении от 28.12.2021 года. При этом Пензенский областной суд в своем решении указал на то, что данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
Следует также отметить, что в ответе на жалобу Егоровой Е.А. от 15.11.2021 года прокуратура Пензенской области указала на то, что Постановление №3 Главного государственного санитарного врача Пензенской области от 07.10.2021 года в ходе проведенной проверки является законным и не нарушает прав граждан.
Также следует учесть, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также – приказ Минздрава России № 125н) и 9 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти № 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
При указанных обстоятельствах, довод истца о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» не является нормативно правовым актом - судом отклоняется, поскольку механизм и основания формирования главным государственным санитарным врачом перечня категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям предусмотрен законом, кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела, в установленном законом порядке указанный нормативный правовой акт не оспорен, не отменен и недействительным не признан.
Довод истца о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07.10.2021 № 3 не содержит указание на обязанность работодателя отстранять от работы лиц, не прошедших вакцинацию, в связи с чем, работодатель также не имел права отстранять работников от работы - судом отклоняется исходя из следующего.
Так, в соответствии с п. 3.2 названного постановления в редакции №3 было рекомендовано отстранять от работы (или переводить на дистанционный режим работы) категории (группы) граждан, указанных в абзацах 28, 29 подпункта 1.1, подпункта 1.2 пункта 1 (не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции), то есть в том числе и муниципальных служащих, к которым и относится истец Егорова Е.А.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь названным постановлением от 07.10.2021 № 3, Календарем профилактических прививок по эпидемическим показанияма также руководствуясь абзацем 8 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель был вправе отстранить от работы (не допускать к работе) работников не прошедших вакцинацию, а в частности Егорову Е.А.
Следует отметить, что в целях всестороннего рассмотрения дела и проверки всех существенных обстоятельств, на вопрос суда о предоставлении данных об осуществлении профилактической прививки или медицинского противопоказания к ней, Егорова Е.А. ответила отказом, ссылаясь на то, что данная информация не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со ст. 68 ГПК РФ, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что данных о вакцинации Егоровой Е.А. или о наличии у нее медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции не имеется.
Правомерность процедуры отстранения Егоровой Е.А. от работы была проверена и Трудовой инспекцией Пензенской области в актах документарной проверки от 13.12.2021 года: нарушений выявлено не было.
Довод истца о том, что в случае отсутствия обязанности по отстранению работника от работы, такой работник подлежит восстановлению, судом также отклоняется, поскольку меры, послужившие основанием для отстранения истца от работы, до настоящего момента не отпали, иного суду не представлено. Кроме того, на момент рассмотрения дела истец Егорова Е.А. уклонилась от представления суду доказательств наличия у нее медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции не имеется или данных о ее вакцинации.
Довод истца о том, что у нее имеются сведения о восстановлении на работе иных работников не имеющих профилактических прививок в других организациях, не может быть принят судом во внимание, поскольку отношения к рассматриваемому делу не имеет.
Довод истца о том, что она могла осуществлять трудовую деятельность дистанционно, однако работодатель не организовал ей такую возможность, отстранив от работы – судом отклоняется, поскольку Егорова Е.А. с заявлениями об организации ее рабочего процесса посредством удаленной формы занятости не обращалась и данных обратного суду не представлено.
Довод истца о том, что до сих пор не известно до конца, в какой степени вакцина предохраняет от заражения вирусом и предотвращает его передачу другим людям как основание заявленных требований, судом также отклоняется, поскольку имеются вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшие государственную регистрацию в Российской Федерации.
Таким образом, всесторонне проверив обстоятельства настоящего дела, учитывая то, что постановление Главного государственного санитарного врача Пензенской области №3 не входит в противоречие с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также учитывая то, что применение Постановления №3 носит срочный характер, принимая во внимание то, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполненииработ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконными приказа начальника Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области от 14.10.2021 года (Номер) о вакцинации и от 29.10.2021 года (Номер) об отстранении Егоровой Е.А. от работы в связи с отказом от профилактической прививки против коронавирусной инфекции.
Требования о взыскании заработной платы за время вынужденного простоя также подлежат отклонению как производные.
Следует также отметить, что в процессе рассмотрения дела, исходя из пояснений самого истца, было установлено, что Егорова Е.А. работает в отдельном кабинете с документами, однако доступ к рабочему месту осуществляется в том числе и через помещения общего пользования, где возможность непосредственного контакта с другими работниками не исключается.
Таким образом, учитывая то, что данные меры являются временными (срочными), отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии осуществляется для защиты и здоровья каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав и свобод.
Следует также отметить, что для лиц, в том числе работодателей, действующих в нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а в соответствии со статьей 236 УК РФ – уголовная.
Руководствуясь ст. ст. 12, 193-199, ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Егоровой Е.А. к Департаменту культуры и молодежной политики г. Заречного Пензенской области о признании приказа от 14.10.2021 года (Номер) и приказа от 29.10.2021 года (Номер) об отстранении от работы незаконными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение будет изготовлено 28 февраля 2022 года
Судья Шандрин Р.В.