72RS0013-01-2021-003318-55
Дело № 2-1430/2022 (2-9140/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2022 года город Тюмень
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Блохиной О.С.,
с участием помощника прокурора Калининского АО г. Тюмени Лакупчик У.В.,
при секретаре Закирьяновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" к ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" обратилось в суд с иском к ФИО2 о выселении из <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истцу на праве оперативного управления принадлежит указанная квартира. На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена трехкомнатная квартира, жилой площадью 44,4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО1 был заключен на пять лет договор социального найма на указанную квартиру, при отсутствии таких полномочий со стороны истца, так как он не являлся собственником.
Представитель истца Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" ФИО5 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО2 ФИО6 в судебном заседании возражает против иска по основаниям, изложенным в возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о судебном заседании. Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО представил письменный отзыв, согласно которого иск поддерживает.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в иске, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> находится в оперативном управлении ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» ( т. 1 л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Калининского района совета народных депутатов города Тюмени ФИО1 был выдан служебный ордер № на занятие ею и трех членов её семьи трехкомнатной <адрес> курорт «Тараскуль» (в настоящее время <адрес>) в связи с трудовыми отношениями (т. 1 л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ между ФГУ «Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» и ФИО1 заключен договор социального найма указанного жилого помещения сроком на пять лет (т. 1 л.д. 27-30).
Как следует из представленных стороной истца приказов, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с учреждением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более 10 лет.
Согласно свидетельства о смерти I-ФР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58).
Согласно поквартирной карточки ФИО1 была зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, муж ФИО9 значится зарегистрированным с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в квартире с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти.
Из пояснений представителей в судебном заседании следует, что не имеется документов, подтверждающих статус квартиры как служебной на момент выдачи ордера.
Истец в качестве оснований для выселения ответчика из жилого помещения ссылается на то, что договор социального найма жилого помещения является недействительным, поскольку он заключен лицом, не являющимся собственником этого помещения и не имеющим на то установленных законом полномочий.
Часть 1 ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в редакции, действующей на момент заключения договора найма жилого помещения, права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Норма ст. 296 ГК РФ предусматривала, что учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пункт 5.2 Устава учреждения предусматривает, что учреждение владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
Отношения по пользованию жилыми помещениями в домах, в том числе государственного жилищного фонда, регулируются жилищным законодательством, на момент возникновения спорных правоотношений – Жилищным Кодексом РСФСР.
В соответствии со ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Статья 51 ЖК РСФСР предусматривала, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Статья 47 ЖК РСФСР устанавливала, что единственным основанием для вселения в жилое помещение является ордер.
Судом установлено, что ФИО1 была вселена в спорное жилое помещение на основании выданного ей служебного ордера. Ответчик, который приходится ей сыном, вселился в жилое помещение как член ее семьи, с момента вселения и до настоящего времени постоянно проживает в квартире, несет бремя ее содержания.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Таким образом, возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживание в нем в качестве члена семьи.
Согласно нормам Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 92 действующего ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно частей 1, 3 статьи 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры; договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права следует, что признаком служебного жилого помещения являлось и является обязательное наличие решения органа местного самоуправления либо на настоящее время решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
Вместе с тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и полагать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, что они занимают жилое помещение на условиях договора социального найма, законодательство не содержало и не содержит.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно ч. 3 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч.2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» даны в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», где, в частности, разъяснено следующее: «Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР».
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР РФ, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Правоотношения между сторонами возникли до введения в действие положений Жилищного кодекса РФ, на них в силу приведенных положений закона распространяется действие Жилищного кодекса РСФСР. ФИО1, которой было предоставлено спорное помещение, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.) обладала статусом лица, названного в п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, и имела право состоять на учете, как лицо, нуждающееся в жилых помещениях. Следовательно, она согласно ст. 13 Вводного закона приобретала право на дополнительные гарантии, т.е. невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, не имеется оснований для выселения ответчика, вселившегося в качестве члена семьи ФИО1, из спорного жилья без предоставления иного жилого помещения, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме, невозможно его выселить из квартиры без предоставления другого жилого помещения, в силу закона он вправе дальше проживать и пользоваться спорным жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 296 ГК РФ, ст.ст. 1, 3, 10, 51, 92, 102, 103, 105 Жилищного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 108, 110 ЖК РСФСР, п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.ст. 12, 55, 56, 67, 68, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" к ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Председательствующий судья (подпись) О.С. Блохина
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года.
Копия верна.
Судья О.С. Блохина