Дело № 2а-310/2021.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 год г. Кашин Тверской области
Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Засимовского А.В.
при секретаре судебного заседания Белоусовой К.С.,
с участием: прокурора Фомина А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области административное дело №2а-310/2021 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа о признании незаконным бездействия по неразмещению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и возложении обязанности разместить информацию,
у с т а н о в и л :
Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа Тверской области, в котором просил: 1. Признать бездействие Администрации Кашинского городского округа Тверской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части обязанности размещения до 01.02.2021 года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info), незаконным; 2. Обязать администрацию Кашинского городского округа Тверской области в срок до 01.09.2021 года разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте администрации Кашинского городского округа в сети «Интернет» по адресу kashin.info, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Исковые требования мотивированы тем, что Кашинской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Кашинского городского округа Тверской области перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не разработан. Мониторинг официального сайта администрации Кашинского городского округа Тверской области kashin.info показал, что на официальном сайте Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не размещен. Не размещен перечень объектов и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации www.torgi.gov.ru. В тоже время, в собственности муниципального образования имеются объекты, в отношении которых такие соглашения могут быть заключены: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения; централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан. Установлено, что на территории Кашинского городского округа МУП Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» (далее - также предприятие) осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения. Объекты жилищно- коммунального хозяйства (скважины, сети, городской водозабор и др.), введенные в эксплуатацию более 5 лет назад, переданы Администрацией Кашинского городского округа муниципальному предприятию Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного введения. За истекший период 2021 года на сетях МУП Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» ввиду значительного их физического износа, который составляет порядка 88 %, зафиксировано 94 технологических нарушения процесса водоснабжения населения (аварии на сетях водоснабжения): устранение прорывов водопровода, замена оборудования (насосов, запорной арматуры) и 179 фактов технологического нарушения процесса водоотведения (аварии на сетях водоотведения): устранение засоров канализации, замена запорной арматуры, замена оборудования. Вопросы обеспечения населения Кашинского городского округа Тверской области коммунальными услугами в виде теплоснабжения и горячего водоснабжения входят в компетенцию МУП Кашинского городского округа «Энергоресурс», которому также Администрацией Кашинского городского округа в хозяйственное ведение передано имущество (котельные, сети), по средством эксплуатации которого осуществляется предоставление населению указанных видов коммунальных услуг. При этом степень износа такого имущества на 25.06.2021 составляет порядка 96%, что не может не сказываться на качественных характеристиках процесса предоставления населению рассматриваемых видов коммунальных услуг. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на протяжении последних 5 лет денежные средства на проведение капитального ремонта и модернизацию закрепленных за предприятием объектов жилищно-коммунального хозяйства не выделялись, соответствующий ремонт не проводился. Ухудшение финансового состояния вышеуказанных муниципальных предприятий также не способствует эффективному использованию, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием муниципального имущества, влечет нарушение права и законные интересы граждан на бесперебойное получение качественных коммунальных услуг. Несмотря на неэффективное использование муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, Администрацией Кашинский городского округа меры по передаче частным операторам объектов жилищно-коммунального хозяйства, закрепленного на праве хозяйственного ведения за вышеуказанными предприятиями, на условиях концессионного соглашения не принимались, соответствующий Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info) по состоянию на 25.06.2021 не размещен. Межрайонной прокуратурой по указанному факту 25.06.2020 в адрес Главы Администрации Кашинского городского округа внесено представление, однако по результатам его рассмотрения нарушения законодательства, не устранены (информация Администрации Кашинского городского округа от 24.07.2020 № 2758).
Бездействием Администрации муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области допущены нарушения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях, указанные нарушения нарушают права, свободы и законные интересы граждан на получение общедоступной информации, а также может привести нарушению права неопределенного круга лиц на получение качественных коммунальных услуг в виде теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
В судебном заседании прокурор Фомин А.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Кашинского городского округа, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по иску не представила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, в связи с чем дело на основании ст.154 КАС РФ рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Кашинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, обращаясь в суд с указанными требованиями прокурор действует в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий. Срок обращения в суд прокурором не пропущен.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
П.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" закреплены объекты, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В п.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный перечень носит информационный характер.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения, в том числе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (пп.в п.1).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Кашинской межрайонной прокуратурой проверки в 2020 г. исполнения органами местного самоуправления законодательства о концессионных соглашениях установлено, что сведения об объектах, находящихся в муниципальной собственности Кашинского городского округа, которые планируется передать по договору концессии, должностными лицами администрации Кашинского городского округа надлежащим образом не утверждены и не опубликованы, в том числе посредством размещения в сети "Интернет".
По результатам проверки главе Кашинского городского округа внесено представление N 2-27б-20 от 25.06.2020 года.
По результатам рассмотрения представления Главой Кашинского городского округа 24.07.2020 г. дан ответ о том, что в период с 01.05.2015 года (со дня введения ч. 3 ст. 4 закона о концессионных соглашениях) по настоящее время заключение концессионных соглашений официально не планировалось (такие планы не утверждались). Обязанность органа местного самоуправления планировать утверждение перечня объектов с целью заключения в отношении этих объектов концессионных соглашений законодательством не предусмотрена. Неутверждение указанного перечня само по себе не может рассматриваться как препятствие для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения. Улучшение же муниципального имущества при участии муниципального образования и организаций, за которыми муниципальным образованием это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может также осуществляться и без заключения концессионного соглашения.
Однако в обоснование иска истцом предоставлены сведения из МУП «Коммунальное хозяйство» от 25.06.2021г. №259, из МУП Кашинского городского округа «Энергоресурс» от 23.06.2021г. №255, из которых следует, что объекты жилищно- коммунального хозяйства (скважины, сети, городской водозабор и др.), имеют значительный физический износ, зафиксировано 94 технологических нарушения процесса водоснабжения населения (аварии на сетях водоснабжения): устранение прорывов водопровода, замена оборудования (насосов, запорной арматуры) и 179 фактов технологического нарушения процесса водоотведения (аварии на сетях водоотведения): устранение засоров канализации, замена запорной арматуры, замена оборудования. В части теплоснабжения и горячего водоснабжения получены сведения о том, что (котельные, сети), также имеют высокую степень износа, что не может не сказываться на качественных характеристиках процесса предоставления населению рассматриваемых видов коммунальных услуг. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на протяжении последних 5 лет денежные средства на проведение капитального ремонта и модернизацию закрепленных за предприятием объектов жилищно-коммунального хозяйства не выделялись, соответствующий ремонт не проводился. Ухудшение финансового состояния муниципальных предприятий также не способствует эффективному использованию, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием муниципального имущества, влечет нарушение права и законные интересы граждан на бесперебойное получение качественных коммунальных услуг. Несмотря на неэффективное использование муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, Администрацией Кашинский городского округа меры по передаче частным операторам объектов жилищно-коммунального хозяйства, закрепленного на праве хозяйственного ведения за вышеуказанными предприятиями, на условиях концессионного соглашения не принимались, соответствующий Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info) по состоянию на 25.06.2021 не размещен.
Оценив исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации допущены нарушения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях, указанные нарушения нарушают права, свободы и законные интересы граждан на получение общедоступной информации, а также может привести нарушению права неопределенного круга лиц на получение качественных коммунальных услуг в виде теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Отсутствие утвержденного перечня объектов публичного имущества и размещения информации о нем в сети "Интернет" препятствует передаче объектов, указанных в п.1 ст.4 ФЗ от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и находящихся в муниципальной собственности Кашинского городского округа по договору концессии, в связи с чем доводы административного ответчика - администрации Кашинского городского округа, изложенные в ответе на представление прокурора, о незаконности предъявленного прокурором требования являются необоснованными. Ссылка административного ответчика администрации Кашинского городского округа на то, что решение вопроса о включении в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью, основана на неправильном толковании норм права.
Таким образом, требования Кашинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Кашинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Кашинского городского округа Тверской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.07.2006 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части обязанности размещения до 01.02.2021 года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info), незаконным;
Обязать администрацию Кашинского городского округа Тверской области в срок до 01.09.2021 года разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте администрации Кашинского городского округа в сети «Интернет» по адресу kashin.info, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 03.08.2021г.
Судья
Дело № 2а-310/2021.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 год г. Кашин Тверской области
Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Засимовского А.В.
при секретаре судебного заседания Белоусовой К.С.,
с участием: прокурора Фомина А.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области административное дело №2а-310/2021 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа о признании незаконным бездействия по неразмещению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и возложении обязанности разместить информацию,
у с т а н о в и л :
Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кашинского городского округа Тверской области, в котором просил: 1. Признать бездействие Администрации Кашинского городского округа Тверской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части обязанности размещения до 01.02.2021 года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info), незаконным; 2. Обязать администрацию Кашинского городского округа Тверской области в срок до 01.09.2021 года разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте администрации Кашинского городского округа в сети «Интернет» по адресу kashin.info, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Исковые требования мотивированы тем, что Кашинской межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Кашинского городского округа Тверской области перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не разработан. Мониторинг официального сайта администрации Кашинского городского округа Тверской области kashin.info показал, что на официальном сайте Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не размещен. Не размещен перечень объектов и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации www.torgi.gov.ru. В тоже время, в собственности муниципального образования имеются объекты, в отношении которых такие соглашения могут быть заключены: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения; централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан. Установлено, что на территории Кашинского городского округа МУП Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» (далее - также предприятие) осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения. Объекты жилищно- коммунального хозяйства (скважины, сети, городской водозабор и др.), введенные в эксплуатацию более 5 лет назад, переданы Администрацией Кашинского городского округа муниципальному предприятию Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного введения. За истекший период 2021 года на сетях МУП Кашинского городского округа «Коммунальное хозяйство» ввиду значительного их физического износа, который составляет порядка 88 %, зафиксировано 94 технологических нарушения процесса водоснабжения населения (аварии на сетях водоснабжения): устранение прорывов водопровода, замена оборудования (насосов, запорной арматуры) и 179 фактов технологического нарушения процесса водоотведения (аварии на сетях водоотведения): устранение засоров канализации, замена запорной арматуры, замена оборудования. Вопросы обеспечения населения Кашинского городского округа Тверской области коммунальными услугами в виде теплоснабжения и горячего водоснабжения входят в компетенцию МУП Кашинского городского округа «Энергоресурс», которому также Администрацией Кашинского городского округа в хозяйственное ведение передано имущество (котельные, сети), по средством эксплуатации которого осуществляется предоставление населению указанных видов коммунальных услуг. При этом степень износа такого имущества на 25.06.2021 составляет порядка 96%, что не может не сказываться на качественных характеристиках процесса предоставления населению рассматриваемых видов коммунальных услуг. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на протяжении последних 5 лет денежные средства на проведение капитального ремонта и модернизацию закрепленных за предприятием объектов жилищно-коммунального хозяйства не выделялись, соответствующий ремонт не проводился. Ухудшение финансового состояния вышеуказанных муниципальных предприятий также не способствует эффективному использованию, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием муниципального имущества, влечет нарушение права и законные интересы граждан на бесперебойное получение качественных коммунальных услуг. Несмотря на неэффективное использование муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, Администрацией Кашинский городского округа меры по передаче частным операторам объектов жилищно-коммунального хозяйства, закрепленного на праве хозяйственного ведения за вышеуказанными предприятиями, на условиях концессионного соглашения не принимались, соответствующий Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info) по состоянию на 25.06.2021 не размещен. Межрайонной прокуратурой по указанному факту 25.06.2020 в адрес Главы Администрации Кашинского городского округа внесено представление, однако по результатам его рассмотрения нарушения законодательства, не устранены (информация Администрации Кашинского городского округа от 24.07.2020 № 2758).
Бездействием Администрации муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области допущены нарушения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях, указанные нарушения нарушают права, свободы и законные интересы граждан на получение общедоступной информации, а также может привести нарушению права неопределенного круга лиц на получение качественных коммунальных услуг в виде теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
В судебном заседании прокурор Фомин А.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик администрация Кашинского городского округа, надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, возражений по иску не представила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла, в связи с чем дело на основании ст.154 КАС РФ рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Кашинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, обращаясь в суд с указанными требованиями прокурор действует в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий. Срок обращения в суд прокурором не пропущен.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
П.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" закреплены объекты, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В п.3 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Указанный перечень носит информационный характер.
Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения, в том числе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (пп.в п.1).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Кашинской межрайонной прокуратурой проверки в 2020 г. исполнения органами местного самоуправления законодательства о концессионных соглашениях установлено, что сведения об объектах, находящихся в муниципальной собственности Кашинского городского округа, которые планируется передать по договору концессии, должностными лицами администрации Кашинского городского округа надлежащим образом не утверждены и не опубликованы, в том числе посредством размещения в сети "Интернет".
По результатам проверки главе Кашинского городского округа внесено представление N 2-27б-20 от 25.06.2020 года.
По результатам рассмотрения представления Главой Кашинского городского округа 24.07.2020 г. дан ответ о том, что в период с 01.05.2015 года (со дня введения ч. 3 ст. 4 закона о концессионных соглашениях) по настоящее время заключение концессионных соглашений официально не планировалось (такие планы не утверждались). Обязанность органа местного самоуправления планировать утверждение перечня объектов с целью заключения в отношении этих объектов концессионных соглашений законодательством не предусмотрена. Неутверждение указанного перечня само по себе не может рассматриваться как препятствие для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения. Улучшение же муниципального имущества при участии муниципального образования и организаций, за которыми муниципальным образованием это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может также осуществляться и без заключения концессионного соглашения.
Однако в обоснование иска истцом предоставлены сведения из МУП «Коммунальное хозяйство» от 25.06.2021г. №259, из МУП Кашинского городского округа «Энергоресурс» от 23.06.2021г. №255, из которых следует, что объекты жилищно- коммунального хозяйства (скважины, сети, городской водозабор и др.), имеют значительный физический износ, зафиксировано 94 технологических нарушения процесса водоснабжения населения (аварии на сетях водоснабжения): устранение прорывов водопровода, замена оборудования (насосов, запорной арматуры) и 179 фактов технологического нарушения процесса водоотведения (аварии на сетях водоотведения): устранение засоров канализации, замена запорной арматуры, замена оборудования. В части теплоснабжения и горячего водоснабжения получены сведения о том, что (котельные, сети), также имеют высокую степень износа, что не может не сказываться на качественных характеристиках процесса предоставления населению рассматриваемых видов коммунальных услуг. Вместе с тем, в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на протяжении последних 5 лет денежные средства на проведение капитального ремонта и модернизацию закрепленных за предприятием объектов жилищно-коммунального хозяйства не выделялись, соответствующий ремонт не проводился. Ухудшение финансового состояния муниципальных предприятий также не способствует эффективному использованию, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием муниципального имущества, влечет нарушение права и законные интересы граждан на бесперебойное получение качественных коммунальных услуг. Несмотря на неэффективное использование муниципальными унитарными предприятиями муниципального имущества, Администрацией Кашинский городского округа меры по передаче частным операторам объектов жилищно-коммунального хозяйства, закрепленного на праве хозяйственного ведения за вышеуказанными предприятиями, на условиях концессионного соглашения не принимались, соответствующий Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info) по состоянию на 25.06.2021 не размещен.
Оценив исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации допущены нарушения требований действующего законодательства о концессионных соглашениях, указанные нарушения нарушают права, свободы и законные интересы граждан на получение общедоступной информации, а также может привести нарушению права неопределенного круга лиц на получение качественных коммунальных услуг в виде теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Отсутствие утвержденного перечня объектов публичного имущества и размещения информации о нем в сети "Интернет" препятствует передаче объектов, указанных в п.1 ст.4 ФЗ от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и находящихся в муниципальной собственности Кашинского городского округа по договору концессии, в связи с чем доводы административного ответчика - администрации Кашинского городского округа, изложенные в ответе на представление прокурора, о незаконности предъявленного прокурором требования являются необоснованными. Ссылка административного ответчика администрации Кашинского городского округа на то, что решение вопроса о включении в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью, основана на неправильном толковании норм права.
Таким образом, требования Кашинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Кашинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Кашинского городского округа Тверской области, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.07.2006 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части обязанности размещения до 01.02.2021 года перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kashin.info), незаконным;
Обязать администрацию Кашинского городского округа Тверской области в срок до 01.09.2021 года разместить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, на официальном сайте администрации Кашинского городского округа в сети «Интернет» по адресу kashin.info, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 03.08.2021г.
Судья