Решение по делу № 2а-1167/2020 от 15.07.2020

Дело № 2а-1167/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года Озёрский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Селиной Н.Л.

при секретаре Сумкиной С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сауниной Н.А. к администрации Озерского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Саунина Н.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указала, что является членом СНТ «Татыш», расположенного в <адрес> и владеет в указанном СНТ земельным участком №, на территории участка №, площадью <> кв.м. Истец обратилась в администрацию Озерского городского округа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. 30.06.2020 г. письмом администрации ОГО № в удовлетворении заявления отказано, ввиду не предоставления проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории СНТ «Татыш». Отказом ответчика нарушаются права истца как добросовестного владельца земельного участка – не имея заключенного договора аренды, истец лишен возможности совершать в отношении него гражданско-правовые сделки; участок не является объектом гражданско-правовых отношений. Просит суд признать отказ администрации Озерского городского округа, выраженный в письме от 30.06.2020 г. № незаконным и обязать администрацию вынести решение об утверждении схемы расположения земельного участка № на кадастровом плане территории СНТ «Татыш».

В судебное заседание административный истец Саунина Н.А. не явилась, направила своего представителя Собакина Н.В. (полномочия л.д.37,38), который на удовлетворении иска настаивал, пояснил аналогично доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации ОГО, заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации ОГО Хасанова Д.А. (полномочия л.д.45,73-76) против удовлетворения иска возражала, суду пояснила по доводам, изложенным в отзыве (л.д.63-66), указав, что образование земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю. Образование земельного участка из земельного участка предоставленного некоммерческой организации осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территорий. Учитывая, что истцом такого не представлено, отказ администрации ОГО был основан на требованиях, установленных действующим законодательством, является законным и прав истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Татыш» в судебное заседание не явился, извещены (л.д.72).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет заявленные требования частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установлено, что Саунина Н.А. является членом СНТ «Татыш», расположенного в <адрес> и владеет в указанном СНТ земельным участком №, на территории участка №, площадью <> кв.м. (л.д.25).

Данный земельный участок ранее существовал в составе земель Уралсада № 17. В соответствии с постановлением главы администрации г. Челябинска-65 от 17 февраля 1993 ода №308 «О предоставлении садовому товариществу «Уралсад №17» земельного участка» садовому товариществу «Уралсад №17» в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 41,02 га в поселке №2 под сады и выдано свидетельство № 114 на право пользования землей (л.д.66,61).

Постановлением главы администрации г.Челябинска-65 от 04 августа 1993 года №1401 «О регистрации садово-огородного товарищества «Татыш» зарегистрировано садово-огородное товарищество «Татыш», образованное в результате выделения садоводческого участка №17 из состава садоводческого товарищества «Уралсад» (л.д.60).

Постановлением администрации г.Озерска Челябинской области №396-рп от 22 августа 2001 года садоводческо-огородническое товарищество «Татыш» перерегистрировано в некоммерческое садоводческое –огородническое товарищество «Татыш» (л.д.31).

В силу ст. 57 ГК РФ и ст. 268 ГК РФ, СНТ «Татыш» является правопреемником СТ «Уралсад № 17». Следовательно, земельный участок, ранее переданный в постоянное (бессрочное) пользование СТ «Уралсад № 17» перешел к СНТ «Татыш».

06.06.2020 г. Саунина Н.А. обратился в администрацию Озерского городского округа с заявлением об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.10).

Письмом Администрации ОГО от 30.06.2020 г. № истцу отказано в утверждении схемы земельного участка (л.д. 27-30).

Удовлетворяя частично исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно положениям Главы 1.1, статьей 9, 10, 11,39.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков и их предоставление гражданам осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

По смыслу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю.

В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1)проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 2. статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для садоводства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (пункты 3, 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 1.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Данный перечень является исчерпывающим.

Отсутствие проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества либо проекта организации и застройки территории такого товарищества в данном перечне для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится.

Вместе с тем, согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса ­Российской Федерации», в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении участка, до 31 декабря 2020 года, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

При этом, согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в той же редакции, до 31 декабря 2020 года предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости

Из смысла вышеприведенных норм права следует, что при отсутствии описания местоположения границ испрашиваемого земельного участка в государственном кадастре недвижимости, отсутствии утвержденного проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, образование земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной гражданином и утвержденной уполномоченным органом.

Поскольку СНТ «Татыш» земельный участок выделен до ведения в действие Земельного кодекса РФ, а именно, в 1993 году, земельный участок № распределен истцу, как члену указанного товарищества, не являются изъятым из оборота, в отношении них не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в силу приведенных правовых норм, отсутствие проекта межевания территории СНТ «Татыш» не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Такое решение является основанием для проведения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета (подпункт 12 пункта 9, пункт 15 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации), после чего земельный участок приобретает статус объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Истец воспользовался имеющимся правом, обратился с заявлением в администрацию ОГО, представив, в том числе схему расположения земельного участка, на кадастровом плане территорий.

Доводы представителя административного ответчика о том, что образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, данного хозяйства, в условиях особого статуса земель на территории ЗАТО г.Озёрск Челябинской области, происходит исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, по существу сводятся к неправильному толкованию норм права.

Пунктом 4 ст. 93 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно подпункту 6 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах ЗАТО.

Положения Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» регламентируют, что в случае, если указанные земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд, либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.

Доказательств того, что в случае утверждения схемы расположения земельного участка, образование такого земельного участка приведет к нарушению указанной нормы права либо к отсутствию на территории сада участков общего пользования, необходимых для общих нужд, административным ответчиком не представлено. Не добыты такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.

При этом суд обращает внимание, что предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности, без проведения торгов осуществляется с соблюдением процедуры, установленной статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, является первоначальным этапом.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявления Сауниной Н.А. у административного ответчика не имелось, в связи с чем, оспариваемым отказом нарушены права истца как землепользователя.

Разрешая требования о возложении на ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы, суд отказывает в удовлетворении иска в данной части.

В данном случае возложение обязанности на администрацию Озёрского городского округа вынести решение об утверждении схемы расположения земельного участка суд считает преждевременным и выходящим за пределы компетенции суда, поскольку по действующему законодательству утверждение схемы расположения земельного участка относится к полномочиям администрации.

В связи с чем, суд полагает возможным возложить на администрацию ОГО обязанность повторно рассмотреть заявление Сауниной Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории СНТ «Татыш», в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сауниной Н.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Озерского городского округа, выраженный в письме от 30.06.2020 г. № в утверждении схемы расположения принадлежащего Сауниной Н.А. земельного участка № на территории участка № на кадастровом плане территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Татыш».

Возложить на администрацию Озерского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Сауниной Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Татыш».

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Озерский городской суд.

Председательствующий – Н.Л.Селина

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2020 года.

2а-1167/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Саунина Наталья Александровна
Ответчики
Администрация ОГО
Другие
Собакин Николай Васильевич
НСОТ "Татыш"
УИО администрации ОГО
Хасанова Дарина Александровна
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Селина Н.Л.
Дело на сайте суда
ozersk.chel.sudrf.ru
15.07.2020Регистрация административного искового заявления
16.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2020Предварительное судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2021Дело оформлено
13.05.2021Дело передано в архив
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее