27 мая 2020 года Дело № 2а-1989/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.
при ведении протокола помощником судьи Охаловой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Мошникову .. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам) и пени,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением к Мошникову В. Е. о взыскании задолженности по налогам (страховым взносам) и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, административным ответчиком Мошниковым В. Е. не исполнена обязанность по уплате задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, до 01.01.2017, за период с 01.01.2017 по 28.06.2017 в размере 95 руб. 73 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, за период с 11.10.2016 по 10.08.2017 в размере 3 824 руб. 78 коп., всего, сумма подлежащая взысканию: 3 920 руб. 51 коп.
Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МИФНС №9. Ходатайствовал о восстановлении срока для обращения с административным исковым заявлением.
Административный ответчик Мошников В. Е., надлежаще извещённый, в суд не явился.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, материалы дела № 9а-191/2019-6, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичный порядок взыскания предусмотрен для пеней (часть 6 статьи 75 НК РФ).
Судом установлено, что Мошников В. Е. представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2012 год. Указанная в налоговой декларации сумма исчисленного налога, подлежащая уплате в бюджет, составила ..... рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 209 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положения настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты налогоплательщиком налога на доходы физических лиц за 2012 год не позднее 15.07.2013. Обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена.
С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ) на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов.
В соответствии с утвержденным Порядком, между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФ РФ) и Федеральной налоговой службой подписаны Протоколы приема (передачи) сведений о сальдо расчетов по страховым взносам. То есть в Инспекцию были переданы данные бюджетного учета налогоплательщика о расчетах (дебиторской и (или) кредиторской задолженности) по страховым взносам, сформированные ПФ РФ на 01.01.2017.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 регламентируется главой 34 НК РФ.
В соответствии со статьей 419 НК РФ Мошников В. Е. является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы в фиксированном размере уплачены плательщиком с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срока, недоимка, принятая Инспекцией от Пенсионного фонда Российской Федерации за периоды до 01.01.2017, должником не уплачена.
Статьёй 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы (в том числе и страховые взносы) установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23, статьей 432 НК РФ, статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статье 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка Российской Федерации. Расчет пени приложен к исковому заявлению.
Сумма задолженности налогоплательщика по пени составила:
1. по требованию № 172939:
- за период с 01.01.2017 по 28.06.2017 в размере 416 руб. 74 коп. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды до 01.01.2017;
2. по требованию № 508346:
- за период с 11.10.2016 по 10.08.2017 в размере 3 824 руб. 78 коп. – налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес должника заказным письмом направлены требования:
- № 172939 с предложением в добровольном порядке в срок до 20.07.2017 уплатить задолженность по пени в сумме 452 руб. 86 коп.;
- № 508346 с предложением в добровольном порядке в срок до 01.09.2017 уплатить задолженность по страховым взносам в сумме 130 275 руб. и пени в размере 33 622 руб. 04 коп.
Таким образом, в сроки, установленные требованием № 508346 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (не позднее 01.09.2017), а также по состоянию на дату обращения в суд Мошников В. Е. не уплатил образовавшуюся задолженность.
С учётом установленных обстоятельств, контрольный орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием задолженности по обязательным платежам в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов и пеней № 508346, поскольку с момента выставления данного требования общая сумма требований превысила 3 000 рублей. Данным требованием срок его исполнения определён до 01.09.2017. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налогов за и пени истекал 01.03.2018.
Вместе с тем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только 04.09.2019.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Северодвинского судебного района Архангельской области от 09.09.2019 Инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности с Мошникова В. Е.
В Северодвинский городской суд Архангельской области с рассматриваемым административным исковым заявлением МИФНС № 9 обратилась только 03.03.2020.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока, налоговый орган доказательств уважительности причин пропуска данного срока и возможности его восстановления в материалы дела не представил, при этом ссылки на незначительный его пропуск суд признаёт несостоятельными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по пени в судебном порядке в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Мошникову .. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчётные периоды, до 01.01.2017, за период с 01.01.2017 по 28.06.2017 в размере 95 руб. 73 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, за период с 11.10.2016 по 10.08.2017 в размере 3 824 руб. 78 коп., всего сумма подлежащая взысканию: 3 920 руб. 51 коп.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 10.06.2020
Председательствующий Д. В. Попова