Дело № 2-234-2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Заиграево 16 марта 2018 года
Заиграевский суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Трофимовой В.В., при секретаре Хабаргиной Е.В.,
с участием представителя истцов Грешиловой Г.В.,
истиц Козловой Ц-Х.Ш., Чимитовой Ц-Х.А.,
представителя ответчика Дамдинова Ч.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Ц-Х.Ш., Чимитовой Ц-Х.А., Чимитова Б.Ш. к Малахановой Ж.Б. о призании недействительным постановления администрации муниципального образования недействительным в части, исключении члена крестьянского хозяйства, признании доли в праве коллективно-совместной собственности равными,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Ц-Х.Ш., Чимитова Ц-Х.А., Чимитов Б.Ш. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> № «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» в коллективно-совместную собственность гр. Ю.М.Б. (глава хозяйства), Ю.Д. и Ч.Ч. (члены хозяйства) предоставлен земельный участок общей площадью 35,4 га сельхозугодий: пашни 3 га, пастбища 27 га, сенокосы 5,4 га, из земель ОКХ «<данные изъяты>». Однако Ю.Д. до издания оспариваемого постановления умерла ДД.ММ.ГГГГ. Член хозяйства Ю.М.Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смерти в право наследования вступила дочь М.Ж.Б. Член хозяйства Ч.Ч. умер ДД.ММ.ГГГГ, в права наследования вступили дочь Козлова Ц-Х.Ш., сыновья Ч.М.Ш. и Ч.Р.Ш., умерший ДД.ММ.ГГГГ, наследником которого является супруга Чимитова Ц-Х.А. КХФ «<данные изъяты>» ликвидировано. Со ссылкой на нормы ст. 254, 252, 244, 167,168 ГК РФ просят суд признать недействительным постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «Чина» в части включения в число членов хозяйства Ю.Д., исключить из постановления члена хозяйства Ю.Д., умершую ДД.ММ.ГГГГ, признать доли Ю.М.Б. и Ч.Ч. на земельный участок общей площадью 35,4 га сельхозугодий: пашни 3 га, пастбища 27 га, сенокосы 5,4 га, из земель ОКХ «<данные изъяты>» равными, по ? доли каждому.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МО СП «Дабатуйское», администрация МО «<адрес>».
Соистцы Козлова Ц-Х.Ш., Чимитова Ц-Х.А. и их представитель Грешилова Г.В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив суду, что земельным участком пользуются по назначению.
Представитель ответчика Малахановой Ж.Б. – Дамдинов Ч.Б. исковые требования признал, представив суду письменное заявление, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика МО СП «Дабатуйское» глава Ц.Ц.Ц. в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Администрация МО «Заиграевский район», надлежаще уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направила, рассмотреть дело в их отсутствие не просила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. При этом имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Из ст. 245 ГК РФ следует, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно ст. 257 ГК РФ в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок и иное имущество.
В соответствии со ст. 258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252, 254 ГК РФ, т.е. по соглашению между членами КФХ.
В случаях таких случаях доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками (ст. 11.4 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Заиграевский район «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в коллективно-совместную собственность предоставлен земельный участок общей площадью 35,4 га сельхозугодий: пашни 3 га, пастбища 27 га, сенокосы 5,4 га, из земель ОКХ «<данные изъяты>». Главой крестьянского хозяйства утверждена Ю.М.Б., членами Ю.Д. и Ч.Ч.
Решением Заиграевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ определены доли в указанном земельном участке Ю.М.Б., Ю.Д. и Ч.Ч. по 1/3 каждому. При этом в решении отражено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прекращение деятельности КФХ «<данные изъяты>».
Материалами дела также установлено, что Ч.Ч. умер ДД.ММ.ГГГГ, наследниками являются Ч.Р.Ш. Ч.М.Ш. Козлова Ц-Х.Ш.
Решением Заиграевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлены родственные отношения указанных лиц с умершим Ч.Ч. как с отцом.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Козлова Ц-Х.Ш. унаследовала после смерти Ч.Ч. 1/3 доли земельного участка, с кадастровым номером № разрешенное использование для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, из категории земель – земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир К/Х «<данные изъяты>», адрес: <адрес>. Аналогичного содержания представлено свидетельство о праве на наследство по закону на имя Ч.М.Ш. (сына Ч.Ч.).
Кроме того, также установлено, что Ч.Р.Ш. умер ДД.ММ.ГГГГ, наследником последнего является супруга Ч.Ц-Х.А.., наследство состоит из 1/9 доли вышеуказанного земельного участка.
Наследником Ю.М.Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ, является дочь М.Ж.Б., наследственное имущество также состоит из 1/3 доли спорного земельного участка.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
В силу ст. 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Оценив в совокупности вышеперечисленное, суд приходит к выводу, предоставление в коллективно-совместную собственность гр. Ю.М.Б. (главе хозяйства), Ю.Д. и Ч.Ч. (членам хозяйства) земельного участка общей площадью 35,4 га сельхозугодий: пашни 3 га, пастбища 27 га, сенокосы 5,4 га, из земель ОКХ «<данные изъяты>», на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» осуществлено с нарушением порядка предоставления земельных участков, поскольку на момент предоставления земельного участка один из членов КФХ Ю.Д. не обладала правоспособностью в виду ее смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений гражданского законодательства в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, суд находит постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» в части предоставления земельного участка умершей ДД.ММ.ГГГГ Ю.Д. недействительным и считает возможным исключить Ю.Д. из числа членов крестьянского хозяйства «<данные изъяты>».
В связи с чем, в порядке ст.244 ГК РФ доли членов крестьянского хозяйства «Чина» Ю.М.Б. и Ч.Ч. в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, следует считать равными, по ? каждому.
При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, судом также принимается во внимание признание иска одним из ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Козловой Ц-Х.Ш., Чимитовой Ц-Х.А., Чимитова Б.Ш. к Малахоновой Ж.Б., МО СП «Дабатуйское», администрации МО «Заиграевский район» о признании недействительным постановления администрации муниципального образования недействительным в части, исключении члена крестьянского хозяйства, признании доли в праве коллективно-совместной собственности равными - удовлетворить.
Признать постановление администрации Заиграевского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «Чина» в части включения в число членов хозяйства умершую ДД.ММ.ГГГГ Ю.Д. недействительным и исключить Ю.Д., умершую ДД.ММ.ГГГГ, из числа членов крестьянского хозяйства «<данные изъяты>».
Признать доли членов крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» Ю.М.Б. и Ч.Ч. в совместной собственности на земельный участок общей площадью 35,4 га сельхозугодий: пашни 3 га, пастбища 27 га, сенокосы 5,4 га, из земель ОКХ «<данные изъяты>», с кадастровым номером №, предоставленного постановлением администрации Заиграевского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в коллективно-совместную собственность для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», равными по ? каждому.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2018 года.
Судья подпись В.В. Трофимова
Копия верна. Судья В.В. Трофимова